Скачать 127.45 Kb.
|
Использование приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили в логопедической работе с младшими школьниками «О,урок, ты – солнце!» Ш.Амонашвили «Знания без воспитания подобны мечу в руках сумасшедшего» Д.Менделеев Кубанова О.Л., учитель – логопед МОУ СОШ №3 Г.Советская Гавань Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию личностно – ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить среди прочих основных целей выполнение такой цели как ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Этой цели как нельзя лучше соответствует философская система Ш.А.Амонашвили «Гуманно – личностный подход к детям в образовательном процессе «Школа жизни». На наш взгляд, в работе по коррекции и развитию речи приемлемо использовать следующие приёмы, рекомендуемые гуманной педагогикой Ш.А.Амонашвили.
Ниже приводим конспекты трёх занятий, на которых используются некоторые из перечисленных приёмов. (Приёмы подчёркнуты и выделены «жирным» курсивом). Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с учеником 1 – го класса Логопедическое заключение: НВОНР. Ламбдацизм. Ротацизм. Тема: Звук «л» Этап: Автоматизация звука в словах, словосочетаниях, предложениях. Цели:
Оборудование: магнитофон, музыкальный инструмент для проигрывания логопедической распевки – физминутки, карточки со словами, текстом, кроссвордом, картинки с изображением животных. Ход занятия:
Психологический настрой на занятие. Прослушивание музыки. Какое время года тебе напоминает музыка? ( Зиму). Почему? (Музыка грустная, спокойная). Мне эта музыка напоминает зимний лес, когда деревья стоят в белом наряде, величественные, торжественные. Какой сейчас зимний месяц? (Январь). Эта музыка посвящена зимнему месяцу январю. А что делают зимой звери, мы узнаем из сегодняшнего занятия.
Сегодня на занятии мы поговорим об обитателях зимнего леса. Разгадай загадки: Хвост пушистою дугой. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? Вам знаком зверёк такой? Острозубый, темноглазый, По деревьям может лазать, Строит он свой дом в дупле, Чтоб зимою жить в тепле. Какой одинаковый звук слышится в словах волк, белка? Сегодня мы будем закреплять произношение звука «л» в словах и предложениях для того, чтобы наша речь была правильной и красивой.
4. Уточнение артикуляции звука «л». Вспомним артикуляцию и характеристику звука «л». (Губы открыты, зубы разомкнуты, язык в форме ковшика прижимается к альвеолам. Воздушная струя тёплая, проходит по бокам языка. Звук «л» твёрдый, согласный, звонкий). (Логопед проговаривает артикуляцию, ученик её демонстрирует). 5.Работа со стихотворением. Прослушай стихотворение: К диким животным относятся волки, Злые они, часто воют под ёлкой. Лисы, которые в норах живут Зорко лисят от врагов стерегут, Мишка лохматый, что спит всё в берлоге, Белки игривые - ах, недотроги. Назови: а) диких животных, б) диких животных, в названиях которых слышится твёрдый звук «л». Обдумай ответ не спеша, подумай ещё раз. 6.Кроссворд. Разгадай кроссворд (вставь нужную букву) и ты узнаешь, чем любит лакомиться белка и на кого охотятся волки. (Предлагаются слова жёлуди, лоси). (Демонстрируются картинки). 7.Игра «Дорожка». Перед тобой две дорожки. Определи, по какой из них бегут белочка и волк. Помести картинку с белочкой и волком перед их дорожками (предлагаются верхняя и нижняя дорожки). Проговори чистоговорки и веди пальчиком: олк – олк – олк бежит волк. Елка – елка – елка – ловко скачет белка. (Второй раз предлагается проговорить с изменением интонации). 8.Пальчиковая гимнастика «Волк и лиса». Лиса тоже бежит по своей дорожке за волком. Злющий волк бежит по лесу, а за ним бежит лиса. Поднялись у них высоко два пушистеньких хвоста. Волк. Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, большие пальцы разводятся в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладони и образуют лоб, а остальные в виде «лодочки». Лиса. Движения те же самые, но внутрь сгибаются ещё мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. 9.Работа со словами: А) Назови картинки (незнакомые картинки озвучивает логопед). Б) Назови слова одним словом В) Разбей слова на слоги Г) Прочитай слова на карточках. (Предлагаются слова: белка, волк, лось, олень, косуля, лиса). Разложи карточки со словами в два столбика: с мягким и твёрдым звуком «л». 10.Игра «Пара». Выбери слова так, чтобы получились пары слов. Объясни, почему объединил слова. Подумай ещё раз. (К предыдущим словам подбери подходящие по смыслу: пушистая, злой, высокий, кумушка, умный, пугливая). Объясни, почему волк злой? (Он голодный, он не смог добыть еду). Почему олень умный? (Олень служит людям). 11.Логопедическая распевка - физминутка «Белка». Ловко скачет белочка, белочка - бельчиха, Малышам своим бельчатам в лапках лакомство несёт. Белочка скакала, (Прыжки на каждой ноге поочерёдно и на обеих одновременно). Белочка устала. Вот в дупло уселась, Спать ей захотелось. (Присесть, обхватить руками колени). Как белочка заботится о своих малышах? . 12.Работа со стихотворением: Прослушай стихотворение. У волка есть волчий хвост И темная волчья шуба. Волк – очень опасный гость: Слишком опасны волчьи зубы. Ответь на вопросы: Чей у волка хвост? Чья шуба? Чьи зубы? 13.Работа с текстом: Прослушай текст Волчья семья. В лесу живёт волк со своей волчицей. Сам волчище большой и сильный. Волчица поменьше. В волчьем логове у них семь маленьких волчат. Самого маленького волчонка поймал охотник. Он назвал его Волчок – Тёмный бочок. Ответь на вопросы: Кто живёт в лесу? Какой волчище? Какая волчица? Сколько у них волчат? Где находятся волчата? Какого волчонка поймал охотник? Как охотник его назвал? Как ты думаешь, что охотник будет делать с волчонком? ( Он будет заботиться о волчонке). Почему ты так думаешь? (Охотник добрый, заботливый). Спроси у меня об этом. Перечисли похожие по звучанию слова: (волк, волчица, волчище, волчата, волчок). Что обозначают эти слова? (Волчью семью). Как ты думаешь, какая семья у волка? (Дружная, волк и волчица заботятся о своей семье). 14. Подведение итогов занятия. Какой звук закрепляли на занятии? Что нового ты узнал? Назови самое интересное задание. Оцени, что у тебя получилось хорошо. Что получится хорошо завтра? 15. Домашнее задание: Прочитать и пересказать текст по вопросам. Занятие по коррекции оптической дисграфии с группой учащихся 2 - ых классов. Логопедическое заключение: оптическая дисграфия Тема: «Дифференциация звуков и букв и – у в словах и предложениях» Цели:
Оборудование: зеркала, таблица «Различаем звуки и буквы и - у», карточки для игры «Назови букву», со словами, таблицей, музыкальный инструмент для физминутки, энциклопедия для детей «Птицы и звери», мини – тетрадки для занимательных заданий. Ход занятия: 1.Оргмомент. Мотивирование детей на занятие с использованием возможностей видеть внутренние образы. Нарисуйте себе мысленно такую картинку: представьте, что дома вас хвалят за хорошие оценки. Что вам говорит мама? Какое у неё при этом выражение лица? Какое выражение лица у вас? Какое чувство вы при этом испытываете? (Радость). Запомните это состояние радости. Эту радость мы будем испытывать всегда за хорошо проделанную работу и сегодня мы будем работать…(хорошо). 2.Повторение пройденного материала. Какие звуки мы сейчас различаем? («и» - « у»). Произнесём звук «и» (губы в положении улыбки), Произнесём звук «у» (губы в положении трубочки), Что общего у звуков? (гласные) Какие буквы мы сейчас различаем? (и - у) Из каких элементов состоит буква и? (Логопед прописывает на доске поэлементно (буква и– 1-ый элемент крючок и 2-ой – крючок, всего 2 элемента - 2 крючка) Из каких элементов состоит буква у? (буква у – 1 - ый элемент – крючок и 2-ой - внизу петля). Сколько элементов у буквы и? у буквы у? Чем различаются буквы? (вторым элементом). Что общего у букв? (крючок – первый элемент и количество элементов - 2). Вспомним символы букв. (Буква и – иглы, буква у – удочка) Пропишем буквы и, у в воздухе, на ладони у себя и у товарища с проговариванием: пишу первый крючок, пишу второй крючок … Закрепление дифференцировок звуков и букв по таблице «Различаем звуки и буквы и – у ». Ещё раз повторим различительные признаки звуков «и» – «у» и букв и – у по таблице. Теперь послушайте, как я пропишу буквы и проговорю элементы букв (логопедом допускаются преднамеренные ошибки, дети исправляют их). 3. Сообщение темы занятия. Запись числа и темы в тетрадь. Вы уже сказали, что мы учимся различать буквы. Сегодня на занятии мы будем различать буквы и – у в словах и предложениях. Нам помогут в этом упражнения с ручкой: (насос, качели, пружинка). Теперь наша рука готова к письму. Запишем число и тему. 4.Игра «Определите звук». Если услышите звук «и», поднимайте руки вверх, звук «у» - опускайте руки вверх и приседайте. (Предлагаются слова: иволга, утята, ирис, укол, изюм, избушка, утки). 5. «Назовите букву». Покажите правой рукой направление вправо, левой рукой - влево. Какая буква расположена вверху слева, внизу справа, вверху справа, внизу слева? (Предлагается следующая карточка):
6. Вставьте в слова пропущенные буквы и,у и прочитайте слова: т…гр, кенг…р…, дельф…н, к..т.(один ученик работает у доски, остальные – в тетради). Каким общим словом можно назвать эти слова? 7.Соберите слова из букв. Количество точек под буквой подскажет вам место этой буквы в слове: медведь, лисица, улитка, снегирь. (Ученикам выдаются карточки с буквами, написанными в разных частях карточки. Под каждой буквой проставлены точки: м д е в д е ь. . … .. …. …… ….. ……. 8.Физминутка. Изобразите, как переваливается медведь, крадётся лиса. Ползёт улитка. Прыгает снегирь. В этом вам поможет музыка. 9. Работа в парах. Составьте предложения с собранными словами, используя слова на карточках. Ответы прошепчите друг другу на ушко. (Дети из слов на карточках составляют предложения, у каждого конверт со словами). 10. В это время один из учеников составляет небольшой рассказ про тигра и кенгуру, используя материалы детской энциклопедии. 11.Прочитайте получившиеся предложения. Подчеркните буквы и,у цветными карандашами. Подчеркните главные члены предложения. Обменяйтесь со своими партнёрами тетрадками. Проверьте работу друг у друга. 12.Попросите Сашу рассказать нам про тигра и кенгуру. Задайте Саше «умные» вопросы, например, «Что помогает кенгуру прыгать?», «Зачем тигру полоски на шкуре?». Во время размышления положите головы на парты. 13.Контрольное задание учителя. А теперь я проверю, как вы научились различать буквы и – у. Напишите слово утки в тетрадке для занимательных заданий в столбик. Проверьте правильность написания по таблицам. А я проверю правильность написания слова. 14.Подведение итогов занятия. Все справились с проверочным заданием. Похвалите друг друга по очереди. Поблагодарите за хорошие, тёплые слова. Какие буквы мы учились различать? Чем различаются звуки «и» - «у» и буквы и - у? Что сделали сегодня хорошо? Что сделаем лучше завтра? 15.Домашее задание. Письменно составьте с помощью родителей по одному предложению про тигра и кенгуру. Индивидуальное занятие с учеником первого класса по коррекции дислексии. Логопедическое заключение: семантическая дислексия, обусловленная нечёткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения, неполноценностью словарного запаса. Тема: «Чтение рассказа Л.Н.Толстого « Лгун»» Цели: Уточнять и расширять словарный запас; Формировать представления о синтаксических связях слов в предложении; Формировать положительную мотивацию к занятиям, повышать самооценку, воспитывать честность. Оборудование: сюжетные картинки, карточки со словами, предложениями. Ход занятия: 1.Оргмомент. Здравствуй. Начнём наше занятие с пожелания друг другу всего самого хорошего, успехов. 2.Сообщение темы, ознакомление с содержанием занятия. Сегодня на занятии мы будем читать один поучительный рассказ Л.Н.Толстого, учиться понимать смысл прочитанного, правильно отвечать на вопросы, добавлять пропущенные слова в предложении, составлять предложения, изготовим книжку – малышку. 3.Отгадай название рассказа, ответив на вопрос: Как называют человека, который обманывает? 4.Первичное чтение рассказа логопедом. Послушай рассказ и ответь на вопрос: Почему рассказ называется «Лгун?» 5.Самостоятельное чтение рассказа с подчёркиванием непонятных слов и выражений. - Вспомни, какой вопрос я задавала перед чтением. Ответь на него. 6.Повторное чтение рассказа по абзацам. Беседа с выяснением непонятных для ученика слов. - Кого стерёг мальчик? - Что закричал мальчик? - Что увидели мужики? - Что случилось на пастбище? - Что закричал мальчик? - Что подумали мужики? - Что сделал волк? 7.Деление текста на части с выделением главного в каждой части текста, подбором заголовков к каждой части текста. Чтение заголовков. А) Мальчик обманывает мужиков. В) Волк прибежал на самом деле. В) Мужики не поверили мальчику. Г) Волк перерезал стадо. 8.Подбор к каждой части текста сюжетных картин. 9.Добавление пропущенных слов в предложениях. Мальчик ………овец. Мужики прибежали и видят: ……. . Мужики подумали, что опять ….. ….. …… ….., - не послушали его. 10.Составление предложений из слов на карточках, представленных в начальной форме. Мальчик, обманывать, мужики. Мужики, пастбище, прибегать, на. Волк, загрызать, овец. 11. Изготовление книжки – малышки из сюжетных картин и карточек с заголовками к частям текста. (Картинки сшиваются либо скрепляются, карточки подклеиваются к картинкам). 12. Заключительное чтение текста. Краткая беседа по содержанию. Опусти голову на парту. Как называется рассказ, который мы сегодня читали? О чём этот рассказ? Почему мужики не поверили мальчику? Хорошо или плохо поступил мальчик? К каким последствиям привёл обман? Как бы ты поступил, если бы ты стерёг стадо? 13. Подведение итогов занятия Понравилось ли тебе занятие? Что у тебя сегодня получилось хорошо? Что получится хорошо завтра? 13.Домашнее задание. Пересказать рассказ с помощью книжки – малышки. Литература:
|
Л. М. Козырева программно- методические материалы для логопедических... Этот урок сегодня | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Текущий урок-экскурсия является однотемным. По дидактической сути это комбинированный урок, то есть в его границах реализуются все... | ||
Методические основы овладения младшими школьниками коммуникативно-нормативным... | Характеристика современного урок А решение ряда задач, среди которых следует выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не... | ||
Методическое пособие по изучению Правил дорожного движения младшими школьниками Методические разработки педагогов дополнительного образования. Составители Буданова Г. П., Буйлова Л. Н. – Москва, 2007 | Образования Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение... | ||
Согласована Рабочая программа курса «Математика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их... | ||
Основная образовательная программа основного общего образования мбоу... «позиции взрослого» через умение организовывать работу в разновозрастной группе с младшими школьниками | Амтаниус М. Психолого-педагогические основы контроля в учебном процессе./М. Алтаниус Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников./Ш. А. Амонашвили М., 1984.,с. 427 | ||
Программа по литературному чтению в начальной школе разработана в... «Не навреди!» С младшими школьниками говорим о совести, честности, необходимости правильного поведения, о любви к Родине, ответственность... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Школы. Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования, что предполагает не только... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программы курса «Кубановедение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. – Краснодар, 2009 и в соответствии... | «культура мышления»… и еще, почитайте книги Шалвы Амонашвили Культура мышления и «Школа Жизни» педагога Шалвы Амонашвили ( Опыт признания, принятия и осмысления) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова, И. П. Волков, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили; природосообразные... | Реферат Понимание младшими подростками невербального проявления эмоциональной экспрессии Практическое значение. Данная работа может быть практическим пособием для психологов, учителей, родителей при изучении проявления... |