Ш. А. Амонашвили в логопедической работе с младшими школьниками О,урок





Скачать 127.45 Kb.
НазваниеШ. А. Амонашвили в логопедической работе с младшими школьниками О,урок
Дата публикации16.10.2013
Размер127.45 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Использование приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили в логопедической работе с младшими школьниками

«О,урок, ты – солнце!»

Ш.Амонашвили

«Знания без воспитания

подобны мечу в руках сумасшедшего»

Д.Менделеев

Кубанова О.Л.,

учитель – логопед МОУ

СОШ №3 Г.Советская Гавань

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию личностно – ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить среди прочих основных целей выполнение такой цели как ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Этой цели как нельзя лучше соответствует философская система Ш.А.Амонашвили «Гуманно – личностный подход к детям в образовательном процессе «Школа жизни». На наш взгляд, в работе по коррекции и развитию речи приемлемо использовать следующие приёмы, рекомендуемые гуманной педагогикой Ш.А.Амонашвили.

  • Создание гамма – психологического комфорта: атмосферы взаимной открытости, доброжелательности, спокойного рабочего настроя; ведение занятия негромким голосом, использование «живой» музыки с проигрыванием на музыкальных инструментах, релаксирующей музыки, снятие стресса в учебном процессе.

  • «Медитация» учителя и учеников: внушение быть добрыми, милосердными, любить всех.

  • «Нашёптывание ответов» на ушко, требование от детей не выкрикивать ответы с места;

  • «Дорисовывание» - вера и помощь ребёнку превзойти самого себя;

  • Написание писем родителям по поводу положительных результатов в работе, успехов ребёнка;

  • Присутствие родителей на занятиях;

  • Ознакомление детей с планом, содержанием занятия; оценка детьми занятия;

  • Поощрение поисковой, исследовательской деятельности детей;

  • Обучение этично высказывать своё мнение, спорить;

  • Преднамеренное допущение ошибки, оказание помощи учителю в её исправлении;

  • Непризнавание ответа ученика верным сразу, предоставления возможности детям подумать ещё раз;

  • Обучение детей постановке сложных вопросов, требующих определённого уровня развития абстрактного мышления;

  • Опускание головы на парты во время размышления;

  • Изготовление совместно с детьми книжек – «малышек».

  • Избегание критики, тактичная корректировка ответов и действий учащихся. Предъявление требования в игровом оформлении как наиболее гуманной и эффективной формы предъявления требования к ребёнку. Косвенное требование (совет, просьба, намёк, одобрение).

  • Прислушивание к пожеланиям детей, общение с детьми как со взрослыми.

Ниже приводим конспекты трёх занятий, на которых используются некоторые из перечисленных приёмов. (Приёмы подчёркнуты и выделены «жирным» курсивом).

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения

с учеником 1 – го класса

Логопедическое заключение: НВОНР. Ламбдацизм. Ротацизм.

Тема: Звук «л»

Этап: Автоматизация звука в словах, словосочетаниях, предложениях.

Цели:

  • Закреплять произношение звука «л»; формировать слоговую структуру, умение классифицировать слова по общим семантическим признакам, навыки словообразования, правильность и беглость чтения;

  • Развивать мышление, речеслуховую память, зрительно – моторные координации, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, двигательную раскрепощённость, пространственную ориентировку, силу и высоту голоса;

  • Прививать интерес к занятиям, воспитывать организованность, самостоятельность, повышать самооценку, воспитывать гуманное отношение к животным.

Оборудование: магнитофон, музыкальный инструмент для проигрывания логопедической распевки – физминутки, карточки со словами, текстом, кроссвордом, картинки с изображением животных.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Психологический настрой на занятие. Прослушивание музыки. Какое время года тебе напоминает музыка? ( Зиму). Почему? (Музыка грустная, спокойная). Мне эта музыка напоминает зимний лес, когда деревья стоят в белом наряде, величественные, торжественные. Какой сейчас зимний месяц? (Январь). Эта музыка посвящена зимнему месяцу январю. А что делают зимой звери, мы узнаем из сегодняшнего занятия.

  1. Сообщение темы. Мотивирование на занятие.

Сегодня на занятии мы поговорим об обитателях зимнего леса.

Разгадай загадки:

Хвост пушистою дугой. Кто зимой холодной

ходит злой, голодный?

Вам знаком зверёк такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям может лазать,

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле.

Какой одинаковый звук слышится в словах волк, белка? Сегодня мы будем закреплять произношение звука «л» в словах и предложениях для того, чтобы наша речь была правильной и красивой.

  1. Артикуляционная гимнастика. Покажи, какие упражнения помогают правильно проговорить звук «Л». (Ученик демонстрирует упражнения «вкусное варенье», «маляр белит потолок», «парус», «качели», «бублик», «трубочка», «улыбка»).

4. Уточнение артикуляции звука «л». Вспомним артикуляцию и характеристику звука «л». (Губы открыты, зубы разомкнуты, язык в форме ковшика прижимается к альвеолам. Воздушная струя тёплая, проходит по бокам языка. Звук «л» твёрдый, согласный, звонкий). (Логопед проговаривает артикуляцию, ученик её демонстрирует).

5.Работа со стихотворением.

Прослушай стихотворение:

К диким животным относятся волки,

Злые они, часто воют под ёлкой.

Лисы, которые в норах живут

Зорко лисят от врагов стерегут,

Мишка лохматый, что спит всё в берлоге,

Белки игривые - ах, недотроги.

Назови: а) диких животных, б) диких животных, в названиях которых слышится твёрдый звук «л». Обдумай ответ не спеша, подумай ещё раз.

6.Кроссворд. Разгадай кроссворд (вставь нужную букву) и ты узнаешь, чем любит лакомиться белка и на кого охотятся волки. (Предлагаются слова жёлуди, лоси). (Демонстрируются картинки).

7.Игра «Дорожка».

Перед тобой две дорожки. Определи, по какой из них бегут белочка и волк. Помести картинку с белочкой и волком перед их дорожками (предлагаются верхняя и нижняя дорожки). Проговори чистоговорки и веди пальчиком: олк – олк – олк бежит волк. Елка – елка – елка – ловко скачет белка. (Второй раз предлагается проговорить с изменением интонации).

8.Пальчиковая гимнастика «Волк и лиса». Лиса тоже бежит по своей дорожке за волком.

Злющий волк бежит по лесу, а за ним бежит лиса.

Поднялись у них высоко два пушистеньких хвоста.

Волк. Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, большие пальцы разводятся в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладони и образуют лоб, а остальные в виде «лодочки».

Лиса. Движения те же самые, но внутрь сгибаются ещё мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее.

9.Работа со словами:

А) Назови картинки (незнакомые картинки озвучивает логопед).

Б) Назови слова одним словом

В) Разбей слова на слоги

Г) Прочитай слова на карточках. (Предлагаются слова: белка, волк, лось, олень, косуля, лиса).

Разложи карточки со словами в два столбика: с мягким и твёрдым звуком «л».

10.Игра «Пара». Выбери слова так, чтобы получились пары слов. Объясни, почему объединил слова. Подумай ещё раз. (К предыдущим словам подбери подходящие по смыслу: пушистая, злой, высокий, кумушка, умный, пугливая).

Объясни, почему волк злой? (Он голодный, он не смог добыть еду).

Почему олень умный? (Олень служит людям).

11.Логопедическая распевка - физминутка «Белка».

Ловко скачет белочка, белочка - бельчиха,

Малышам своим бельчатам в лапках лакомство несёт.

Белочка скакала, (Прыжки на каждой ноге поочерёдно и на обеих одновременно).

Белочка устала.

Вот в дупло уселась,

Спать ей захотелось. (Присесть, обхватить руками колени).

Как белочка заботится о своих малышах?

.

12.Работа со стихотворением:

Прослушай стихотворение.

У волка есть волчий хвост

И темная волчья шуба.

Волк – очень опасный гость:

Слишком опасны волчьи зубы.

Ответь на вопросы: Чей у волка хвост? Чья шуба? Чьи зубы?

13.Работа с текстом:

Прослушай текст

Волчья семья.

В лесу живёт волк со своей волчицей. Сам волчище большой и сильный. Волчица поменьше. В волчьем логове у них семь маленьких волчат. Самого маленького волчонка поймал охотник. Он назвал его Волчок – Тёмный бочок.

Ответь на вопросы: Кто живёт в лесу? Какой волчище? Какая волчица? Сколько у них волчат? Где находятся волчата? Какого волчонка поймал охотник? Как охотник его назвал? Как ты думаешь, что охотник будет делать с волчонком? ( Он будет заботиться о волчонке). Почему ты так думаешь? (Охотник добрый, заботливый). Спроси у меня об этом.

Перечисли похожие по звучанию слова: (волк, волчица, волчище, волчата, волчок). Что обозначают эти слова? (Волчью семью). Как ты думаешь, какая семья у волка? (Дружная, волк и волчица заботятся о своей семье).

14. Подведение итогов занятия. Какой звук закрепляли на занятии? Что нового ты узнал? Назови самое интересное задание. Оцени, что у тебя получилось хорошо. Что получится хорошо завтра?

15. Домашнее задание: Прочитать и пересказать текст по вопросам.

Занятие по коррекции оптической дисграфии с группой учащихся 2 - ых классов.

Логопедическое заключение: оптическая дисграфия

Тема: «Дифференциация звуков и букв и – у в словах и предложениях»

Цели:

  • Дифференцировать звуки и буквы и – у в словах, предложениях; уточнять и расширять словарный запас, развивать связную речь, упражнять в определении главных членов предложения;

  • Развивать зрительно - пространственные представления, двигательную раскрепощённость, воображение; речеслуховую память, внимание, логику мышления, межполушарное взаимодействие; укреплять кисть руки;

  • Формировать положительную мотивацию к занятиям, навыки контроля и самоконтроля, умение этично высказывать своё мнение, спорить.

Оборудование: зеркала, таблица «Различаем звуки и буквы и - у», карточки для игры «Назови букву», со словами, таблицей, музыкальный инструмент для физминутки, энциклопедия для детей «Птицы и звери», мини – тетрадки для занимательных заданий.

Ход занятия:

1.Оргмомент. Мотивирование детей на занятие с использованием возможностей видеть внутренние образы. Нарисуйте себе мысленно такую картинку: представьте, что дома вас хвалят за хорошие оценки. Что вам говорит мама? Какое у неё при этом выражение лица? Какое выражение лица у вас? Какое чувство вы при этом испытываете? (Радость). Запомните это состояние радости. Эту радость мы будем испытывать всегда за хорошо проделанную работу и сегодня мы будем работать…(хорошо).

2.Повторение пройденного материала.

Какие звуки мы сейчас различаем? («и» - « у»).

Произнесём звук «и» (губы в положении улыбки),

Произнесём звук «у» (губы в положении трубочки),

Что общего у звуков? (гласные)

Какие буквы мы сейчас различаем? (и - у)

Из каких элементов состоит буква и? (Логопед прописывает на доске поэлементно

(буква и– 1-ый элемент крючок и 2-ой – крючок, всего 2 элемента - 2 крючка)

Из каких элементов состоит буква у?

(буква у – 1 - ый элемент – крючок и 2-ой - внизу петля).

Сколько элементов у буквы и? у буквы у?

Чем различаются буквы? (вторым элементом).

Что общего у букв? (крючок – первый элемент и количество элементов - 2).

Вспомним символы букв. (Буква и – иглы, буква у – удочка)

Пропишем буквы и, у в воздухе, на ладони у себя и у товарища с проговариванием: пишу первый крючок, пишу второй крючок …

Закрепление дифференцировок звуков и букв по таблице «Различаем звуки и буквы и – у ». Ещё раз повторим различительные признаки звуков «и» – «у» и букв и – у по таблице. Теперь послушайте, как я пропишу буквы и проговорю элементы букв (логопедом допускаются преднамеренные ошибки, дети исправляют их).

3. Сообщение темы занятия. Запись числа и темы в тетрадь.

Вы уже сказали, что мы учимся различать буквы. Сегодня на занятии мы будем различать буквы и – у в словах и предложениях. Нам помогут в этом упражнения с ручкой: (насос, качели, пружинка).

Теперь наша рука готова к письму. Запишем число и тему.

4.Игра «Определите звук». Если услышите звук «и», поднимайте руки вверх, звук «у» - опускайте руки вверх и приседайте. (Предлагаются слова: иволга, утята, ирис, укол, изюм, избушка, утки).

5. «Назовите букву». Покажите правой рукой направление вправо, левой рукой - влево. Какая буква расположена вверху слева, внизу справа, вверху справа, внизу слева? (Предлагается следующая карточка):

И

у

у

и



6. Вставьте в слова пропущенные буквы и,у и прочитайте слова: т…гр, кенг…р…, дельф…н, к..т.(один ученик работает у доски, остальные – в тетради). Каким общим словом можно назвать эти слова?

7.Соберите слова из букв. Количество точек под буквой подскажет вам место этой буквы в слове: медведь, лисица, улитка, снегирь. (Ученикам выдаются карточки с буквами, написанными в разных частях карточки. Под каждой буквой проставлены точки: м д е в д е ь.

. … .. …. …… ….. …….

8.Физминутка. Изобразите, как переваливается медведь, крадётся лиса. Ползёт улитка. Прыгает снегирь. В этом вам поможет музыка.

9. Работа в парах. Составьте предложения с собранными словами, используя слова на карточках. Ответы прошепчите друг другу на ушко.

(Дети из слов на карточках составляют предложения, у каждого конверт со словами).

10. В это время один из учеников составляет небольшой рассказ про тигра и кенгуру, используя материалы детской энциклопедии.

11.Прочитайте получившиеся предложения. Подчеркните буквы и,у цветными карандашами. Подчеркните главные члены предложения. Обменяйтесь со своими партнёрами тетрадками. Проверьте работу друг у друга.

12.Попросите Сашу рассказать нам про тигра и кенгуру. Задайте Саше «умные» вопросы, например, «Что помогает кенгуру прыгать?», «Зачем тигру полоски на шкуре?». Во время размышления положите головы на парты.

13.Контрольное задание учителя. А теперь я проверю, как вы научились различать буквы и – у. Напишите слово утки в тетрадке для занимательных заданий в столбик. Проверьте правильность написания по таблицам. А я проверю правильность написания слова.

14.Подведение итогов занятия. Все справились с проверочным заданием. Похвалите друг друга по очереди. Поблагодарите за хорошие, тёплые слова. Какие буквы мы учились различать? Чем различаются звуки «и» - «у» и буквы и - у? Что сделали сегодня хорошо? Что сделаем лучше завтра?

15.Домашее задание. Письменно составьте с помощью родителей по одному предложению про тигра и кенгуру.

Индивидуальное занятие с учеником первого класса по коррекции дислексии.

Логопедическое заключение: семантическая дислексия, обусловленная нечёткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения, неполноценностью словарного запаса.

Тема: «Чтение рассказа Л.Н.Толстого « Лгун»»

Цели:

Уточнять и расширять словарный запас;

Формировать представления о синтаксических связях слов в предложении;

Формировать положительную мотивацию к занятиям, повышать самооценку, воспитывать честность.

Оборудование: сюжетные картинки, карточки со словами, предложениями.

Ход занятия:

1.Оргмомент. Здравствуй. Начнём наше занятие с пожелания друг другу всего самого хорошего, успехов.

2.Сообщение темы, ознакомление с содержанием занятия. Сегодня на занятии мы будем читать один поучительный рассказ Л.Н.Толстого, учиться понимать смысл прочитанного, правильно отвечать на вопросы, добавлять пропущенные слова в предложении, составлять предложения, изготовим книжку – малышку.

3.Отгадай название рассказа, ответив на вопрос: Как называют человека, который обманывает?

4.Первичное чтение рассказа логопедом. Послушай рассказ и ответь на вопрос: Почему рассказ называется «Лгун?»

5.Самостоятельное чтение рассказа с подчёркиванием непонятных слов и выражений. - Вспомни, какой вопрос я задавала перед чтением. Ответь на него.

6.Повторное чтение рассказа по абзацам. Беседа с выяснением непонятных для ученика слов.

- Кого стерёг мальчик?

- Что закричал мальчик?

- Что увидели мужики?

- Что случилось на пастбище?

- Что закричал мальчик?

- Что подумали мужики?

- Что сделал волк?

7.Деление текста на части с выделением главного в каждой части текста, подбором заголовков к каждой части текста. Чтение заголовков.

А) Мальчик обманывает мужиков.

В) Волк прибежал на самом деле.

В) Мужики не поверили мальчику.

Г) Волк перерезал стадо.

8.Подбор к каждой части текста сюжетных картин.

9.Добавление пропущенных слов в предложениях.

Мальчик ………овец. Мужики прибежали и видят: ……. . Мужики подумали, что опять ….. ….. …… ….., - не послушали его.

10.Составление предложений из слов на карточках, представленных в начальной форме.

Мальчик, обманывать, мужики.

Мужики, пастбище, прибегать, на.

Волк, загрызать, овец.

11. Изготовление книжки – малышки из сюжетных картин и карточек с заголовками к частям текста. (Картинки сшиваются либо скрепляются, карточки подклеиваются к картинкам).

12. Заключительное чтение текста. Краткая беседа по содержанию. Опусти голову на парту. Как называется рассказ, который мы сегодня читали? О чём этот рассказ? Почему мужики не поверили мальчику? Хорошо или плохо поступил мальчик? К каким последствиям привёл обман? Как бы ты поступил, если бы ты стерёг стадо?

13. Подведение итогов занятия Понравилось ли тебе занятие? Что у тебя сегодня получилось хорошо? Что получится хорошо завтра?

13.Домашнее задание. Пересказать рассказ с помощью книжки – малышки.

Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Здравсвуйте, дети! - М.:Просвещение,1983.

  2. Амонашвили Ш.А. Личностно – гуманная основа педагогического процесса. - М.: Просвещение,1990.

  3. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М., 2000.

  4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 2001.

  5. Башмакова С.Б.Коррекция эмоционального развития конфликтных детей. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007, №1.

  6. Коррекция нарушений чтения у младших школьников: практические и тренировочные задания, упражнения, игры / Авт. - сост.:И.В.Банкрашкова , А.В.Романова. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2008. – 59 с.

  7. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 208 с.

  8. Уфимцева Л.П., Мацкевич А.В., Доманецкая Л.В. Воспитание толерантности у дошкольников в условиях интегрированного обучения.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007, №1.

  9. Худенко Е.Д., Потапова И.И., Кальянов И.В., Луданова И.И., Любимова М.Н. Современные технологии оказания консультативной помощи родителям, воспитывающим ребёнка – инвалида: М.,2008. – 118с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ш. А. Амонашвили в логопедической работе с младшими школьниками О,урок iconЛ. М. Козырева программно- методические материалы для логопедических...
Этот урок сегодня
Ш. А. Амонашвили в логопедической работе с младшими школьниками О,урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Текущий урок-экскурсия является однотемным. По дидактической сути это комбинированный урок, то есть в его границах реализуются все...
Ш. А. Амонашвили в логопедической работе с младшими школьниками О,урок iconМетодические основы овладения младшими школьниками коммуникативно-нормативным...

Ш. А. Амонашвили в логопедической работе с младшими школьниками О,урок iconХарактеристика современного урок
А решение ряда задач, среди которых следует выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не...
Ш. А. Амонашвили в логопедической работе с младшими школьниками О,урок iconМетодическое пособие по изучению Правил дорожного движения младшими школьниками
Методические разработки педагогов дополнительного образования. Составители Буданова Г. П., Буйлова Л. Н. – Москва, 2007
Ш. А. Амонашвили в логопедической работе с младшими школьниками О,урок iconОбразования
Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение...
Ш. А. Амонашвили в логопедической работе с младшими школьниками О,урок iconСогласована
Рабочая программа курса «Математика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального...
Ш. А. Амонашвили в логопедической работе с младшими школьниками О,урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их...
Ш. А. Амонашвили в логопедической работе с младшими школьниками О,урок iconОсновная образовательная программа основного общего образования мбоу...
«позиции взрослого» через умение организовывать работу в разновозрастной группе с младшими школьниками
Ш. А. Амонашвили в логопедической работе с младшими школьниками О,урок iconАмтаниус М. Психолого-педагогические основы конт­роля в учебном процессе./М. Алтаниус
Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников./Ш. А. Амонашвили М., 1984.,с. 427
Ш. А. Амонашвили в логопедической работе с младшими школьниками О,урок iconПрограмма по литературному чтению в начальной школе разработана в...
«Не навреди!» С младшими школьниками говорим о совести, честности, необходимости правильного поведения, о любви к Родине, ответственность...
Ш. А. Амонашвили в логопедической работе с младшими школьниками О,урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школы. Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования, что предполагает не только...
Ш. А. Амонашвили в логопедической работе с младшими школьниками О,урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программы курса «Кубановедение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. – Краснодар, 2009 и в соответствии...
Ш. А. Амонашвили в логопедической работе с младшими школьниками О,урок icon«культура мышления»… и еще, почитайте книги Шалвы Амонашвили
Культура мышления и «Школа Жизни» педагога Шалвы Амонашвили ( Опыт признания, принятия и осмысления)
Ш. А. Амонашвили в логопедической работе с младшими школьниками О,урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова, И. П. Волков, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили; природосообразные...
Ш. А. Амонашвили в логопедической работе с младшими школьниками О,урок iconРеферат Понимание младшими подростками невербального проявления эмоциональной экспрессии
Практическое значение. Данная работа может быть практическим пособием для психологов, учителей, родителей при изучении проявления...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск