Скачать 117.83 Kb.
|
Рекомендации по формированию антикоррупционного поведения в начальной школе Работа по формированию антикоррупционного сознания ведётся и в начальной школе. Надо отметить, что учителя очень аккуратны подходят к проблематике , следуя к принципу «Не навреди!» С младшими школьниками говорим о совести, честности, необходимости правильного поведения, о любви к Родине, ответственность за её судьбу. Понятие «коррупция» даже не употребляется. Необходимо строгий учёт возрастных особенностей учащихся. Учебными предметами, содержание которых прямо или косвенно влияет на осмысление младшими школьниками различных социальных явлений (в том числе и связанных с такими понятиями, как польза, обмен, подарок, благодарность, т. е. с теми терминами, которые в современном обществе ассоциируются с коррупцией), являются «Литературное чтение» и «Окружающий мир». Ряд слов, значение которых может быть освоено через жизненный опыт и обсуждение, осмысление их на уроках: праздник, событие, подарок, услуга, польза, благодарность, великое слово «спасибо», бескорыстие. Программа по литературному чтению в начальной школе разработана в контексте формирования нравственных ценностей на основе изучения высокохудожественных произведений. Таким образом, сам предмет «Литературное чтение» имеет большое значение в решении задач воспитательного характера, в том числе и антикоррупционного воспитания в начальной школе. Литература как часть культурного наследия знакомит школьников с нравственно-эстетическими ценностями своего народа, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим образцам. Освоению читателями – младшими школьниками нравственных ценностей способствуют произведения, изучаемые на уроках литературного чтения в различных учебно-методических комплектах, а также система вопросов и заданий (методический аппарат учебников), обращенный к жизненному опыту ребенка, к его проблемам. Кроме того, изучение художественных произведений происходит и во внеурочной деятельности в рамках предмета «Литературное чтение: проектная деятельность», кружки «Познавательное чтение», «Открываем мир литературы – мир искусства» и т. д. В течение первого года обучения учащиеся получают нравственные представления о доброте и сострадании, об ответственности за слабого, о сердечном отношении друг к другу и ко всему живому, о великодушии, настойчивости и смелости. В течение второго года обучения получают нравственные представления о любви к родному краю, малой родине, об ответственности за родных и близких, о сердечности и совестливости. В течение третьего года обучения учащиеся получают нравственные представления об ответственности человека за свою судьбу, о великодушии, о защите Родины, талантливости и щедрости русского человека. В течение четвертого года обучения учащиеся получают нравственные представления о самопожертвовании, отваге, благородстве, об ответственности за тех, кто поверил тебе, о понятии вины человека. Можно предложить перечень литературных произведений, изучаемых в начальной школе, которые могут быть использованы в рамках антикоррупцонного просвещения.
Например. При изучение темы И.А. Крылова «Чиж и Голубь» цель была расширить понятие о человеческих пороках и достоинствах. Когда дети отвечали на вопросы: как вы оцениваете поведение молодого голубя? Каждый старался отвечать на вопрос честно. Дети дали характеристику голубю (самоуверенный, бесчувственный, равнодушный, эгоист, злорадствовал). Если бы человек поступил подобным образом, что вы о нём скажете? Они сделали вывод: не радуйся чужой неудаче, не злорадствуй. В 4 классе изучаются рассказы и стихи, в которых отражаются элементы нравственного воспитания. Например: в стихотворении «Требуется друг» А. Барто поднимает серьёзную тему. Она ведёт откровенный разговор об отношениях между ребятами, о настоящей и мнимой дружбе. О девочке, с которой никто не хочет дружить, потому что ёё дружба никогда не бывает бескорыстной. Прочитав стихотворение, дети рассматривают правильно ли эти поступки. На основе этого стихотворения дети сделали вывод: друга надо находить не по его достоинствам, надо уметь дружить бескорыстно. При изучении сказок А.С. Пушкина я использую инсценировки. В сказке «О царе Салтане» из трёх сестёр две оказалась злыми, коварными и завистливыми. Обманом, хитростью, заставили бросить в океан младшую сестру с сыном, дети с интересом инсценировали сказки Пушкина. Они старались передать характер героев и содержание сказки и сделали вывод, что справедливость всегда восторжествует, и добро побеждает зло. В 3–4-х классах приведенные ниже народные пословицы могут стать и частью урока литературного чтения, и темой классного часа. Хорошо тому добро делать, кто его помнит. Рука руку моет, и обе белы живут. Милость велика, да не стоит и лыка. Своего спасибо не жалей, а чужого не жди. Худого человека ничем не уважишь. Лучше не дари, да после не кори. Тонул – топор сулил, вытащили – топорища жаль. Плохо не клади, вора в грех не вводи. Дорого яичко ко Христову дню. Не в службу, а в дружбу. В предмете «Окружающий мир» Федеральным государственным стандартом в разделе «Человек и общество» предусмотрено изучение ряда тем, способствующих формированию компонентов антикоррупционного сознания. Это такие темы, как:
В результате изучения раздела «Человек и общество» у учащихся должны быть сформированы четкие представления о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости. Классные часы в начальной школе
При изучении темы «Дружба» дети обсуждали историю, описанную в учебнике. Их анализ позволил разобраться в некоторых тонкостях дружбы, не говоря про своих друзей гадости, стараться понять своего друга и не обижаться по пустякам, держать слово данное другу. Дети рассказывали истории, которые произошли с ними или с их друзьями. Работали в группах и создали правила дружбы: Не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным. Дети с интересом составили памятки «Правила дружбы». Также рисовали рисунок «Дружба» и обсуждали пословицы о дружбе. Сделали вывод каким должен быть что такое дружба. На уроках окружающий мир часто играем в игры, ставим сценки. Например: «В театре», «В библиотеке», «В автобусе», представляя различные ситуации поведения. Потом делаем выводы. При изучении темы «Семья» дети получили домашние задание, рассказать о традициях их семей, семейных праздниках, досугах, отдыхах, увлечениях. Все принесли фотографии своей семьи, как они отдыхают, как празднуют праздники. После мы обсуждали текст из учебника «Как выбрать подарок». Все ученики приняли участие в обсуждение и сделали вывод, что подарок сделанный своими руками будет приятен всем. Также играем игру в «Поле чудес». При изучении темы «Лекарственные растения» была цель расширить знания учащихся о лекарственных растениях, развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений, воспитывать бережное отношение по своему здоровью, любовь к природе, животному и растительному миру планеты. Однако термины «коррупция» и «антикоррупция» в начальной школе не применяются. В начальной школе в ходе воспитательных бесед со школьниками, внеклассных мероприятий закладывается положительное отношение к «хранителям порядка, формируется образец моральных качеств, общечеловеческих ценностей, к которому необходимо стремится. Главное понятие здесь «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что такое честность?», «Что такое справедливость?». Проводила классный час «Что такое хорошо и что такое плохо?», с целью воспитать потребности в здоровом образе жизни, через сатиру и юмор, показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека. Классный час проводился виде устного журнала. Проводила игру»Хорошо и плохо». Задача была поставлена оценить поступки и действия с двух позиций «Хорошо это или плохо». Хороший поступок красного цвета, плохой поступок фишка чёрного цвета
Вывод: совершать только добрые, хорошие дела и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни нашим друзья. Будем стараться быть вежливым ни на словах, а на деле, стараться быть воспитанными. Не надо скупиться на добрые дела, добрые слова, надо стараться не огорчать людей своим вниманием, а делать так чтобы людям, которые вас окружают было приятно, удобно, уютно, комфортно. Никогда не стесняться доброты, добрые слова сказать нетрудно. И в конце классного часа оценивали себя. Сделали тест «вежлив ли я?!».
|
Программа по литературному чтению рабочая программа по литературному... Армеевой В. А., Армеевой И. А., с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у... | Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения... | ||
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы... | Программа по литературному чтению пояснительная записка Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного... | ||
Программа по литературному чтению пояснительная записка Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного... | Программа по литературному чтению 2 класс Пояснительная записка Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного... | ||
Описание методической разработки Программа ориентирована на формирование нравственных ценностей учащихся на основе изучения лучших образцов художественной литературы,... | Статья на тему: «Из опыта работы по внеклассному чтению» Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению... | ||
Рабочая учебная программа по литературному чтению I ступень образования Данная программа разработана на основании авторской программы по литературному чтению В. Ю. Свиридовой (см. Программы начального... | Тематическое планирование по литературному чтению в 4 классе Литературное чтение пробуждает интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений | ||
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Рабочая программа По литературному чтению 3 класс Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного... Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной... | Рабочая программа по литературному чтению создана на основе Примерной... Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных... |