Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 113.57 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.05.2014
Размер113.57 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Урок на тему: «Заочная экскурсия по православным святыням - храмам»
Текущий урок-экскурсия является однотемным. По дидактической сути это комбинированный урок, то есть в его границах реализуются все этапы целевого процесса обучения с овладением младшими школьниками предметным содержанием темы, которая вмещает несколько взаимноупорядоченных элементов знаний.

Этапы урока:

- Организация класса.

- Постановка целей и задач урока.

- Объяснение нового материала.

- Закрепление материала. Подведение итогов.
Цель урока: «путешествие» по разным православным храмам для формирования представлений у школьников об основных принципах христианства, отражённых в памятниках зодчества; знакомство с внешним и внутренним устройством православных храмов, с символикой, с видами и типами храмов. Определение роли православных храмов в жизни христиан; духовное и культурное значение храма.
Задачи урока: раскрытие понятий храм, крест, купол, четверик, притвор, иконостас, алтарь, монастырь; расширение знаний о храмовой православной культуре; усвоение правил поведения в храме.
Оборудование урока: учебники, тетради, презентация, распечатка стихотворения с правилами поведения в храме.
Ход урока.


  1. Вступительное слово учителя (организационный момент).


- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами узнаем о том, как жили христиане в древние времена на Руси, о том, какие традиции жизни сложились за многие века, что занимало главное место в жизни христиан. А для этого совершим заочную экскурсию по православным храмам. Это и есть тема урока. Нашей задачей является усвоение некоторых новых понятий, связанных с этой темой. А цель – продолжить формировать представление о принципах христианства. И на этом уроке мы попробуем сделать это, ознакомившись с устройством храмов, выясним их значение для жизни христиан.

Прежде всего вы должны узнать о том, что жизнь православных христиан была тесно связана с жизнью храма.

Вопрос:

- А что такое храм? (Ответы учеников).

Запишите определение в тетрадь:

Храм – это здание для богослужения, церковь. По другому его ещё называют монастырь или обитель.

Храм соединяет мир земной и Небесный.В украшении храмов православные мастера выразили это при помощи красок, изображений. Многое в храме рассказывает о вере. Для того чтобы понять увиденное, надо знать язык символов.

- Итак, в храм люди приходят для общения с Богом.

Вопрос:

- Как же можно общаться с Ним? Как называется такой разговор?

(Ответ: молитва).

Молитва – самое главное дело жизни христиан. В Евангелии рассказано, что сам Христос учил, как следует обращаться к Богу, а именно через молитву.

Духовное значение храма.

Значит, храм – это место, посвящённое Богу, поэтому его именуют домом Божьим. Туда приходят молиться, чтобы в молитвах благодарить и славить Его, служить Ему.

Но церковью (храмом) называют не только здание, а единство всех, кто верит в Христа. На верху Храма расположен золотой купол с крестом. Он как царский венец. Церковь, состоящую из верующих, увенчивает сам Иисус Христос. Он Глава Церкви. Церковь составляют не только люди, но и святые ангелы. (Слайд с изображением Церкви).
c:\users\пользователь\desktop\монастыри россии\храм преподобного серафима саровского (1 слайд).jpg

Культурное значение храма.

Православные храмы красиво украшены и снаружи, и внутри. Храм рассказывает о событиях Священной истории, о том, чем жили и живут христиане в глубине своего сердца, во что они верят, на что надеются и что любят.

Красота храмов – это отражение любви христиан к Богу. Для них храм – святыня.

Вопрос:

- Кем и как возводились храмы на Руси?

(Ответ: зодчими, то есть архитекторами; строителями, художниками).


  1. Отправляемся на экскурсию. И делаем первую остановку в храме. (Смотрим на слайд с изображением церкви)

Вопросы:

- Как он выглядит снаружи?

-Как в него можно войти?

- Что мы увидим внутри?


  1. Начало презентации.


Символика и устройство православного храма (текст презентации).

Войти в храм можно через притвор (в нём стояли некрещёные люди). (Слайд с притвором).

c:\users\пользователь\desktop\монастыри россии\притвор церкви (2 слайд).jpg

Традиционно христианские храмы в основании имеют форму креста (Слайд крестово-купольного храма)- символ креста Христова как основы вечного спасения,


c:\users\пользователь\desktop\монастыри россии\крест на церкви.jpg

крестово-купольный храм.jpg



круга (тип храма ротонда - Слайд) - символ вечности,

ротонда.jpg

квадрата (четверик - Слайд) - символ земли, где народы сходятся в храм с четырёх сторон света, либо

четверик.jpg

восьмиугольника (восьмерик на четверике - Слайд) - символ путеводной Вифлеемской звезды.

восьмерик на четверике.jpg

Каждый храм посвящен какому-либо христианскому празднику или святому, день памяти которого называется храмовым (престольным) праздником и носит его имя.
Иногда в храме устраивают несколько алтарей (приделов). Алтарь- главная часть храма. Он символизирует Царство Небесное. Согласно традиции, храм обычно строится алтарём на восток (Слайд – алтарь)

алтарь.jpg

  1. Сообщение ученика (заранее подготовлено):


Алтарь - место таинственного пребывания Господа Бога, является главной частью храма. Самое важное место в алтаре — престол в форме четырёхугольного стола, имеет две одежды: нижнюю из белого полотна и верхнюю парчовую. Символическое значение престола - как места, где невидимо пребывает Господь. На престоле находится антиминс - главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой частицей мощей какого-либо святого. Связано это с тем, что в первые века христианства служба (литургия) совершалась на гробницах мучеников над их мощами. Антиминс хранится в чехле. Возле восточной стены в алтаре находится "горнее место" - возвышенное седалище, дугообразная скамья для духовенства.



  1. Остановка вторая: разновидности церквей по количеству куполов. (Продолжение презентации).

- Мы посмотрели только что на одну из основных составляющих частей внутреннего убранства церкви - алтарь, увидели, как он выглядит, и узнали его назначение. А теперь совершаем нашу экскурсию дальше и посмотрим, как выглядит храм снаружи.
Кровля храма увенчивается куполом с крестом.

Купол – это выпуклая крыша, свод в виде полушария. По распространённой традиции, православные храмы могут иметь разное количество куполов.

1 купол — символизирует Господа Иисуса Христа (1 слайд). Сейчас мы с вами видим удивительную церковь. Она называется храм Покрова на Нерли.

храм покрова на нерли.gif

Дополнительное сообщение о храме Покрова на Нерли:

(заранее подготовленный ученик)
Храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году князем Андреем Боголюбским. Строительство велось на лугу при слиянии рек Нерли и Клязьмы. Возведение Церкви было посвящено погибшему сыну Андрея Боголюбского во время похода владимирских войск в Волжскую Булгарию (1164 год). Древняя живопись храма была безвозвратно потеряна в 1877 году во время ремонта. Церковь Покрова на Нерли является одним из самых красивых архитектурных творений владимирской школы.
2 купола — два естества Христа (божественное и человеческое) (2 слайд)

3 купола — Святая Троица (3 слайд)

5 куполов — Христос и четыре евангелиста (4 слайд)

7 куполов — семь Вселенских соборов, семь таинств христианских (5 слайд)

9 куполов — девять чинов ангельских (6 слайд)

13 куполов — Христос и 12 апостолов (7 слайд)

24 купола - 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете (8 слайд)

25 куполов - 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете + Иисус Христос (9 слайд)

- Храм, изображённый здесь, вам известен очень хорошо. Это храм Покрова на рву, более известный как храм Василия Блаженного, находится в Москве на Красной площади.

храм василия блаженного 25 куполов (было когда-то).jpeg

Дополнительное сообщение о храме Василия Блаженного

(заранее подготовленный ученик):
В старину Покровский собор был красно-белым, а купола золотыми. Куполов было двадцать пять: девять основных и шестнадцать маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Центральная главка имела такую же сложную форму, как и боковые купола. Роспись стен храма была более сложной.

После пожара 1737 г. храм был реставрирован, а во второй половине XVIII в. 16 маленьких главок убрали, а колокольню соединили с храмом, который стал разноцветным.

До постройки колокольни Ивана Великого храм был самым высоким в Москве.
33 купола - возраст Христа, в котором его распяли (10 слайд).



  1. Остановка третья: иконостас.


- Давайте попробуем войти внутрь храма и посмотрим, что в нём есть ещё, кроме алтаря.

Алтарную часть отделяет алтарная преграда - иконостас. Он освещен разноцветными огоньками лампад. (Слайд с изображением иконостаса). На Руси многоярусные иконостасы появляются в нач. XV. В классическом варианте иконостас имеет 5 ярусов (рядов).
Сообщение ученика (заранее подготовлено):

Традиционно в иконостасе выделяется несколько рядов:
-местный (в нём располагаются местночтимые иконы, царские врата и дьяконские двери);

-праздничный (с маленькими иконами двунадесятых праздников) и деисусный чин (главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование) - эти два ряда могут меняться местами;

-пророческий (иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках);

-праотеческий (иконы ветхозаветных святых).

Однако в широком распространении рядов может быть 2 и больше. В шестой ярус могут входить иконы со сценами страстей или святых, не вошедших в апостольский ряд. Состав икон в иконостасе может быть различным.

Наиболее традиционно устоявшиеся изображения:

На двустворчатых царских вратах, расположенных посередине местного ряда, чаще всего имеют 6 клейм - изображение Благовещения и четырёх евангелистов.

Слева от царских врат - икона Богородицы, справа - Христа.

Вторая вправо от Царских врат икона соответствует престолу (храмовая икона).

На дьяконских дверях - обычно архангелы или святые.

Над царскими вратами - "Тайная вечеря", выше (на той же вертикали) - "Спас в силах" или "Спас на престоле" деисусного чина, справа от Него - Иоанн Предтеча, слева - Богородица. Особенность икон из Деисуса - фигуры чуть повёрнуты, обращены к центральному образу Христа.
Иконостас завершается крестом с фигурой Христа (иногда без неё). Иконостасы бывают павильонного типа (храм Христа Спасителя в Москве), тябловые (были распространены в XV—XVII в.в.) и каркасные (появляются с началом строительства барочных храмов).


  1. Остановка четвёртая:

- Давайте продолжим нашу экскурсию. Что ещё мы можем увидеть?

Другими структурными частями православного храма являются:
Основное (внутреннее) пространство храма - область земного пребывания людей, место общения с Богом.(Слайд)

Трапезная (необязательно), как второй (тёплый) храм - символ помещения, где происходила пасхальная Тайная вечеря. (Слайд)

Пристройки в виде галереи, дополнительные храмы, посвящённые отдельным святым - символ града небесного Иерусалима.

Колокольня перед входом в храм символизирует свечу Господу Богу. (Слайд с изображением колокольни).



  1. Остановка пятая. Архитектура.


- Путешествуя, мы увидели много храмов и заметили, что они выглядят по-разному. А как вы думаете, почему? (Это зависит от многих факторов: время строительства и стиль, дань моде, личные представления архитектора, материал).

- Первые православные храмы Киевской Руси строились из кирпича, который потом имел широкое применение на протяжении всех периодов русского храмового строительства. Для северо-западных земель (Новгорода, Пскова), Владимиро-Суздальского и Московского княжеств характерно было использование белого камня. Третьим видом строительного материала для церквей служило дерево. Большой пласт уникальных образцов русского деревянного зодчества находится в северных регионах России (знаменитый Кижский погост в Карелии, памятники Кинозёрья в Архангельской обл.). До настоящего времени дошли деревянные храмы, построенные не ранее XVII в.
Типология русского каменного храмового зодчества:

- Посмотрите, как выглядели разные типы храмов, сделанных из камня.

-Крестово-купольный храм (появился в X в. с принятием христианства, самый ранний тип храма, широко распространён) (слайд)
-Шатровый храм (с XVI в., широко распространён) (слайд)
-"Иже под колоколы" (с кон. XV в., был широко распространён в кон. XV-перв. пол. XVI в.): ярус звона располагается над основным объёмом храма (слайд)
-Корабль (появился в сер. XVII в., широко распространился в эпоху барокко)
-Восьмерик на четверике (получил распространение в эпоху барокко) (слайд)
-Ротонда (отдельные древнерусские образцы ("немецкая божница"), эпохи барокко (ц. Рождества Богородицы в Подмоклово) и классицизма (ц. иконы "Всех скорбящих радость" на Ордынке), встречается редко) (слайд)
-Зальный храм (отдельные примеры, такие как Успенский собор в Москве (1475-79 г.г.), Петропавловский собор в Санкт-Петербурге (1712-33 г.г.)). (Слайд).



  1. А знаете ли вы, как надо вести себя в храме?

- Заходя в храм, мы должны помнить такие правила:

(чтение стихотворения)
Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они.

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Богомольцев не толкай

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам -

Не полезно это нам

Со смиреньем, как мытарь,

На святой взирай алтарь,

Где Дух Божий обитает,

Благодатью нас питает.

(Автор – игумен Виссарион Остапенко).

- Кто должен снимать головной убор? (мужчины)

- Что такое крестное знамение?

- Почему нельзя смотреть по сторонам?


  1. Иногда христиане возводили не один, а несколько храмов в одном месте. Это был целый особый город, называется такое место монастырём. Живут в нём монахи.


- Послушайте сообщение о монастырях (заранее подготовлено)

Монастыри как центры православной культуры.
По определению, данному в словаре Ожегова и Шведовой, монастырь –1) это религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную организацию; 2)территория, храм, все помещения такой общины.
Христианство является на Руси основной традиционной религией. Христианская православная культура отражает содержание жизни христианина: стремление спасти свою бессмертную душу для жизни с Богом. Изначально христиане старались не нарушать заповеди Божьи, учились преодолевать страсти, приобретать добродетели, проявляли умеренность и целомудрие. Это общий путь христиан.

Но существует путь совершенного следования всем заповедям Христа. Это монашеский путь. Монах – это человек, для которого служение Богу являлось главной задачей жизни. Принятие монашества меняло жизнь человека и приравнивалось ко второму рождению, поэтому монах получал новое имя.
Монахи организовывались в особые общины: монастыри. В них они жили в соответствии с особыми нормами и правилами: уставом.

На Руси монастыри появились после Крещения в 988 году святым равноапостольным князем Владимиром. Родоначальником монашеской жизни на Руси является преподобный Антоний (основатель Киево-Печерской лавры).
Вступивший на путь монашества должен жить в постоянной молитве. Монах даёт обеты: нестяжательства, безбрачия, послушания. Жизнь монаха состоит из чтения Богослужебных книг, молитвенных подвигов, трудов. Кроме того монахи совершают дела милосердия, поддерживают бедных, ухаживают за больными, заботятся о заключённых, совершают чудеса воинской доблести.

Монастыри, как правило, были окружены крепостной стеной, поэтому они могли оказывать сопротивление при осаде, проявляли невиданную стойкость и силу духа (например, Троице-Сергиева лавра в 17 веке была под 16-ти месячной осадой польско-литовских войск).

Также, служа Отечеству, монахи несли на Русь просвещение (например, Кирилл и Мефодий).
Таким образом, монастыри играли огромное значение в

формировании духовно-нравственных ценностей людей, населяющих Русь, являлись центром православной культуры нашего Отечества и были оплотом государства.


  1. Давайте посмотрим, как выглядят монастыри.

(Презентация – слайды с изображением монастырей)


  1. Итак, на этом мы с вами заканчиваем экскурсию.


Вопросы:

- Куда мы совершили экскурсию?

-Что узнали нового? Какие открытия для себя сделали?

- Из каких частей состоят храмы?

-Какими они могут быть по форме? По количеству куполов?

- В чём отличие храмов от монастырей?

-Какие правила необходимо соблюдать в храме?

- Какое значение имели и имеют православные храмы для христиан?


  1. Домашнее задание: выучить основные понятия (храм, алтарь, иконостас, крест, купол, монастырь).



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск