Тема: В. Драгунский «Что любит Мишка» Цель: подвести обучающихся к осознанию того, что духовный мир человека выше банальных, бытовых материальных ценностей на примере литературного произведения В. Драгунского "Что любит Мишка". Задачи:
формирование у обучающихся умения сопоставлять своё видение проблемы с авторским замыслом;
развитие у обучающихся способностей критически мыслить, рассуждать предполагать, обосновывать свою точку зрения по данной проблеме;
обогащать духовный мир детей;
познакомить с основными сведениями жизни и творчества В. Драгунского;
способствовать развитию устной монологической речи;
способствовать воспитанию любви к своим близким, к животным, к природе.
Оборудование: презентация, иллюстрации к рассказу, карточки с ключевыми словами, аудио запись произведения В. Драгунского «Что любит Мишка» и Шопена «Си минор».
Ход урока
Организационный момент.
Ребята, мы начинаем урок литературного чтения.
Артикуляционная гимнастика.
«Жил-был язычок…»
«Шарик»
«Лягушата»
Работа над скороговоркой
Этой щеткой чищу зубы, Этой щеткой башмаки, Этой щеткой чищу брюки, Все три щетки мне нужны.
Чтение учителем
Прочитайте скороговорку глазками.
Медленно и шёпотом.
Медленно и вслух.
Быстро и громко.
С вопросительной интонацией. (1-2 учеников)
С восклицаельной интонацией. (1-2 учеников)
Проговорить скороговорку ритмично, хлопая в ладоши.
На одном выдохе
Ребята, быть опрятными и аккуратными – это один из залогов сохранения вашего здоровья. Какие еще правила необходимо соблюдать, для поддержания здорового образа жизни.
Вопрос по валеологии
Сообщение темы урока. Актуализация знаний учащихся.
Как вы считаете, каждый ли человек способен уважать, ценить и заботиться о своих близких и окружающих?
Я считаю, что человек только с богатым духовным миром способен искренне любить и уважать других.
Как вы понимаете словосочетание " духовный мир"? (Духовный мир - внутренняя жизнь человека включающая, чувства, стремления людей, знания, веру).
Сегодня мы попробуем сравнить «духовный мир» двух мальчиков, на примере произведения известного детского писателя.
Знакомство с жизнью и творчеством писателя.
Я попрошу … прочитать отрывки из его произведения, а вы постарайтесь вспомнить автора и название рассказа.
И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоем смотреть на бледно-зеленую звездочку. Потом мама зажгла свет. - Да, - сказала она, - это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка? - Я так долго ждал тебя, - сказал я, - и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете. Мама пристально посмотрела на меня и спросила: - А чем же, чем же именно он лучше? Я сказал: он живой и светится.
Но Аленка как закричит. Одна громче нас двоих:
— Неправильно! Ура! Ты говоришь хыхки, а надо сыски!
А Мишка:
— Именно, что не надо сыски, а надо хыхки.
И оба давай реветь. Только и слышно: «Сыски!» — «Хыхки!» — «Сыски!».
Глядя на них, я так хохотал, что даже проголодался. Я шел домой и все время думал: чего они так спорили, раз оба не правы? Ведь это очень простое слово. Я остановился и внятно сказал:
— Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!
Вот и все!
— Главное, я иду фотографироваться... И вдруг такая история... Каша... мм... манная... Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то... жжет... Как же я пошлю свое... фф... фото, когда я весь в каше?!
— Извините, пожалуйста, — тихо сказала мама, — разрешите, я вас почищу, пройдите сюда!
И они все трое вышли в коридор.
Когда мама вернулась, я подошел к ней и сказал:
— Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!
Мама посмотрела мне в глаза и потом спросила:
— Ты это запомнил на всю жизнь? И я ответил:
— Да.
Правильно, автором рассказов является Виктор Драгунский, а произведения называются «Он живой и светится», «Заколдованная буква», «Тайное, всегда становится явным».
Какие ассоциации у вас возникают с именем В. Драгунского? (писатель, детский, юмор, друг, воспитание и т.д.)
Когда читаешь рассказы В. Драгунского, то, кажется, что писатель прожил несколько жизней. Он был и токарем, и режиссером, и лодочником, и актером, и даже работал в цирке… клоуном. А когда в 40 лет у В. Драгунского родился сын Денис – он стал писателем. И вот уже много лет его книги с большим интересом читают и взрослые, и дети. Читая рассказы В. Драгунского, понимаешь, что писатель влюблен в своих героев, он понимает их мысли, чувства, переживания. Бывает, он подшучивает над своими героями, но это шутка добрая, с любовью к ним.
И сегодня мы с вами в этом убедимся.
К какому литературному жанру мы отнесем произведения В. Драгунского? (Рассказы)
Смешные или грустные рассказы писал В . Драгунский?
Можем ли мы назвать В. Драгунского писателем-юмористом? Почему?
Можем, так как они поднимают настроение, но в то же время его рассказы
поучительные, они наполнены глубоким смыслом. Драгунский использует
юмор для того, чтобы ребёнку легче было понять замысел его рассказов.
Сегодня мы познакомимся с рассказом "Что любит Мишка".
Прослушаем 1 часть рассказ «Что любит Мишка» в аудиозаписи, а вы следите по учебнику, если встретятся слова, значение которых вам будет непонятно, отметьте карандашом.
Первичное знакомство с текстом. (Прослушивание аудиозаписи рассказа)
Прослушивание первой части до слов «Я его очень люблю»
Фридерик Шопен - польский композитор и пианист.
Прослушаем одно из произведений Фридерик Шопен «Си минор» и выполним упражнение «Пальминг».
Музыка Шопена завораживает, она красивая, наполняет сердце счастьем».
Какие чувства вызвала у вас музыка? (Чувство радости, спокойствия.)
Чтение по ролям второй части до слов «Ну, а ты что любишь?»
Как вы думаете, что любит Дениска?
Прослушивание третье части до слов «Теперь твоя очередь»
Как вы думаете, а что любит Мишка?
Прослушивание четвертой части до слов «Было ясно, что он ждёт»
Как вы думаете, чего ждёт Мишка?
Самостоятельное жужжащее чтение текста до конца.
Физкультминутка.
Все встали ровно и найдите глазами картинки с изображением того, что любит Мишка.
Сколько картинок вы нашли?
В класс к нам жук влетел,
Зажужжал и запел: ж – ж – ж
Жук, вот правая ладошка,
Посиди немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди немножко.
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали, но жука мы не достали.
Хлопнем дружно: хлоп, хлоп,
Чтобы улететь он смог.
Словарно-лексическая работа
Встретились ли вам в тексте слова, значение которых вам не понятно.
«Лань» – быстрое животное рода оленей.
«Зельц» – вид колбасы.
Боржо́м – минеральная вода.
Ча́стик – рыба.
Глазурованные пряники – покрытые глазурью, сахаром.
Беседа по содержанию текста
Назовите главных героев произведения? (Дениска, Мишка (Мальчики - одноклассники, приятели, друзья) и Борис Сергеевич)
Что любит Дениска? Докажите словами из текста.
Как учитель подвел итог того, что любит Дениска? (Ты еще маленький, а любишь так много! Целый мир.)
Как это характеризует Дениску? Докажите. (Дениска - любознательный.)
Почему Мишка вмешался в разговор? (Почувствовал себя обиженным.)
Прочитайте, как в разговор вмешался Мишка.
Подберите слово, которое характеризует состояние Мишки. (Надулся.)
Подберите синоним, к слову надулся. (Обиделся)
Почему Мишка обиделся? (На него не обращали внимание)
Дениска любит целый мир, а что же любит Мишка? Найдите в тексте, как учитель назвал всё то, что любит Мишка? (Всё это, какое то одинаковое, съедобное)
Выберите слово, которое характеризует Мишку? (Обидчивый, хвастливый, наивный)
Чего ждал Мишка от учителя? (Похвалы)
Найдите и прочитайте, как учитель отреагировал на слова Мишки? (Посмотрел недовольно и строго.)
В какой момент изменилось настроение Мишки? (Когда учитель обратил внимание мальчика на любовь к людям и животным.)
Почему? (Это главное – ради чего живет человек на земле.)
Выберите глагол, который показывает, как отреагировал Мишка на слова учителя. (Покраснел.)
А когда люди краснеют? (Когда им стыдно.)
Почему Мишке стало стыдно? (Наверное, он понял, что не сказал самого главного.)
Кто из детей взрослее, не смотря на то, что они одного возраста? Почему вы сделали такой вывод? (Мишка, как маленький, перечисляет только вкусности и не понимает, что любовь, это больше чем вкусно поесть. А Денис рассказал учителю про свои увлечения, про животных и т.д.)
Давайте вернёмся к авторскому замыслу и подумаем, что хотел Драгунский сказать юным читателям своим произведением. (Духовный мир человека не ограничивается любовью к продуктам, он должен быть намного богаче, шире, разнообразнее)
Чей духовный мир в рассказе Драгунского глубже, богаче, разностороннее?
Физкультминутка
Дыша равномерно, взгляд устремить в переносицу и задержать его на 1-2-3 вдоха и выдоха.
Сначала смотреть прямо, потом при глубоком вдохе направить взгляд до конца вправо и при выдохе смотреть прямо, тоже влево и обратно.
Смотреть прямо, далее, выдыхая, опустить взгляд книзу, затем сделать полный круг медленно вправо-вверх – влево – вниз - прямо. Первую половину круга – вдох, вторую – выдох.
Закрепление
Следующее задание «Найди слова». Слова могут располагаться в горизонтальном и вертикальном направлении.
|