Никитина Г.Э., МОУ СОШ № 1, г. Стрежевой
Урок литературного чтения 2 класс
(учебник В.Ю.Свиридовой «Литература» 2 класс, часть1) Тема: «Тайна души» героев рассказов В.Ю.Драгунского «Что я люблю», «Что любит Мишка»)
Цели:
познакомить учащихся с произведениями В,Ю,Драгунского;
раскрыть характер героев через рассказы о том, что они любят, посредством анализа и сопоставления;
обогащать словарный запас детей;
учить анализировать текст, выделять главное, делать выводы.
I. Организационный момент. Настрой.
Мы продолжаем читать и проникать в тайны текста, в загадки слов, в секреты литературы, раскрывать тайну души героев произведения. Но для того, чтобы стать настоящими следователями, вернее исследователями литературы, мало просто уметь читать. Что еще для этого нужно? (умение вчитываться, «всматриваться» в слово, понимать мысли другого)
II. Перед началом исследования – разминка: литературная викторина.
Первая книга этого писателя называлась «Он живой и светится», в нее вошло 16 рассказов о Денискиных приключениях. Всего перу этого автора принадлежит около 90 рассказов. Кто это? (В.Ю.Драгунский)
Из каких рассказов эти строки?
…А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть. Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал: - Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным! («Тайное всегда становится явным»)
…Я бы за него тогда жизнь бы отдал, и вот он сидит сейчас на диване мой бывший самый лучший друг, вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара… («Друг детства»)
Как зовут героев этих рассказов? (Дениска)
III. Каким Дениска предстает перед нами в рассказе «Друг детства»? (ответы детей записываются на доске: впечатлительный, добрый, отзывчивый и т.д.)
Каким вы увидели его в рассказе «Что я люблю»? (постепенно на доске появляется запись)
- веселый
- чуткий
- романтик
- озорной
- щедрый
- романтичный
- мечтатель
- поэт
- фантазер
- любит животных Обращаю внимание детей на фразу «Любит животных». Докажите, что это так. (Дениска на протяжении рассказа постоянно говорит о животных. Это также, как в стихотворении И.Токмаковой. Дети зачитывают подтверждение своим словам из текста)
IV. 1. Сегодня мы познакомимся еще с одним героем В.Ю.Драгунского. Прочитайте название рассказа и попробуйте предположить, о чем рассказ. Что может любить Мишка? (версии детей)
2. Знакомство с произведением:а) по звуковому ориентиру (запись на кассете); б) читает учитель; в) подготовленные дети. V.Оправдались ли наши ожидания? Понравился ли вам список того, что любит Мишка? Почему? (ответы детей) Кто стоит за словом «я» в рассказе? От чьего имени ведется рассказ? Докажите словами из текста. (Дениска; зачитываются доказательства)
Похожи ли рассказы Дениски и Мишки? (нет)
Одинаковы ли характеры у этих героев? Какой характер у Мишки? (Мишка бессмысленно, беспорядочно перечисляет те продукты, которые любит; на доске появляется запись)
- обжора - любитель поесть - лакомка Почему Мишка так подробно все перечисляет? (он хочет, чтобы всего было больше; он обижен, ревнует Дениску к Борису Сергеевичу; он хочет, чтобы его как и Дениску похвалили)
Почему нам легко было представить Дениску? Его характер? (он многое любит и мы можем судить о его интересах, наклонностях; он многогранен, а у Мишки одна страсть – еда; Дениска – поэтичен, он взрослый, а Мишка ребенок, ему присущи детские реакции – обида, ревность)
От чьего имени можно прочитать стихотворение И.Токмаковой? (от лица Дениски)
Каково впечатление учителя о том, что любит Мишка? Докажите словами из текста. (выборочное чтение)
Что любит учитель? Про одинаковую любовь говорят герои рассказа? Можно ли поставить в один ряд то, что любит учитель и Дениска, и колбасу? (любовь у них разная: Дениска и учитель любят книги, людей, музыку, животных, а Мишка – еду)
Как вы понимаете «На вкус и цвет товарищей нет»? (ответы детей)
Значит, не хлебом единым жив человек. Как вы понимаете эту поговорку? (нужна еще еда для души, для ума)
Что значит: - вкус пищи; - духовная пища? (дети дают толкование этим фразам)
VI. На прошлом уроке вы писали, что любите больше всего. Я предлагаю вам посмотреть на свой рассказ «сегодняшними» глазами и вновь задуматься над этим вопросом: «Что я люблю?» (пока дети пишут - звучит спокойная классическая музыка) - Затем дети по желанию зачитывают свои прошлые и новые рассказы. VII. Домашнее задание. Я хочу предложить вам дома поразмышлять над вопросом: Что любит сам автор – писатель В.Ю.Драгунский? Запишите свои версии в тетрадь, а на следующем уроке мы продолжим наше исследование.
|