Скачать 131.47 Kb.
|
Урок литературного чтения Программа «Школа 2100» Класс 1 Тема урока. В. ДРАГУНСКИЙ «ДРУГ ДЕТСТВА» Цель: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект ( В. Драгунский «Друг детства») Задачи: - способствовать развитию умения анализировать текст, развитию познавательного интереса к процессу чтения; - совершенствовать навык чтения; - расширять словарный запас детей; - развивать умение подбирать характеристику персонажам; - развивать речь; - создать ситуации успеха для каждого ребенка; - стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий; - способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом (работа в паре, группе); - вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, чувство сопереживания; - развивать навыки самооценки. Планируемые результаты: Личностные: - формировать умение общаться, как умение говорить и слушать, читать; - формировать позитивное отношение к чтению, к книге, умение работать в паре, группе, отстаивать свою позицию; - оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; - оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Регулятивные: - осваивать способы работы с книгой; – определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с заголовком, иллюстрацией учебника; Познавательные: - совершенствовать навык чтения; - формировать умение отбирать нужную информацию, умения анализировать художественный текст, - ориентироваться в учебнике; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: - формировать умения слышать и слушать; - формировать конструктивные способы взаимодействия с книгой; - уметь взаимодействовать в парах и группах; - уметь оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; - учиться работать в паре, группе; - выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Предметные: – воспринимать на слух художественный текст (рассказ) в исполнении учителя, учащихся; – отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – составлять устный рассказ по картинке. Оборудование: учебник «Капельки солнца» (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева), мультимедиа проектор, индивидуальный раздаточный материал, карточки с заданием для групп, плюшевый медведь. Ход урока I Орг. момент. Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем их и подарим наше хорошее настроение. II Работа с текстом до чтения. 1) На экране появляется отрывок из фильма «По секрету всему свету» - Ребята, а кого вы увидели на экране? ( мальчиков) - Хотите с ними познакомиться поближе? - Это герои из книги В. Драгунского «Денискины рассказы». 2) (Слайд с портретом и изображением книги) В этой книге Виктора Драгунского 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской. - Давайте прочитаем название произведения, которое мы будем читать. 2) Слайд с именем писателя, заголовком (В. Драгунский «Друг детства») Чтение хором. - Как вы думаете, о чём или о ком будем читать? - А кто такой друг? Какими качествами характера должен обладать друг? (терпеливый, внимательный, отзывчивый, верный, надёжный, заботливый,…) - Интересно узнать о каких мальчишках наш рассказ? - Поспешим прочитать? - Но как всегда перед чтением выполним речевые упражнения. - И начнём с чистоговорок (стоя с движениями) 3) Слайд Ф КО – КО – КО – поднимусь я высоко РЕ – РЕ – РЕ – руки ставлю шире ТЕ – ТЕ – ТЕ – машем дружно вместе РА – РА – РА – заниматься мне пора - Молодцы, а теперь потренируемся в чтении трудных слов и словосочетаний, которые нам встретятся. 4) Слайд шесть с половиной лет хочу тренироваться обыкновенный день здоровущий гриб приспичило погулять (очень захотелось погулять) (читают хором) - Какое словосочетание у вас вызывает вопросы? Что оно означает? (очень захотелось погулять) - А теперь дополним наше предположение о тексте, рассмотрев иллюстрацию… 5) Слайд с иллюстрацией - Кто на ней изображён? ?- Помогут ли нам ключевые слова? 6) Слайд КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА боксёрская груша плюшевый мишка не буду боксёром - «Ключевые» - значит главные, основные, имеющие наибольшее значение для понимания текста). III Работа с текстом во время чтения 1. Первичное чтение текста(аудиокнига). - Думаю, что всем уже не терпится узнать эту историю, поэтому начнём. - Послушайте текст и подумайте, верны ли наши предположения? - Назовите героев произведения.( Дениска, мама, папа, медведь) - А кто является главным героем?(Дениска, медведь) - Наши предположения подтвердились? - А кем Дениска хотел стать? (Боксёром) Ф Быть боксёром хорошо (движения боксёра) А штангистом лучше, В волейбол играть легко, Но учиться нужно. Спинку прямо ты держи, Руку вверх всегда тяни. - Стал ли Денис боксёром? - Я не совсем поняла, почему Денис не осуществил свою мечту? Помогите мне в этом разобраться. 2. Перечитывание текста по смысловым частям а) с. 16 (часть 1, 1й абзац) Читает Яна П. - Сколько лет было Дениске? (6 или 6,5) - Кем хотелось ему стать? - На какой профессии он остановился? (решил стать боксером) 7) Слайд с изображением боксёра. - О том, как Дениска становился боксёром, прочитаем дальше. б) с. 17 (до слов «А я на него обиделся…») Читает Алёна С. - Что нужно купить, чтобы начать заниматься боксом? (боксёрскую грушу, перчатки, спортивную форму и обувь) - О чём попросил Дениска папу?(купить боксёрскую грушу) - Как папа отреагировал? - Почему папа так отнесся к просьбе сына? - Почему Дениска обиделся на папу? (Отказал со смехом.) - Но папа не хотел обидеть сына. - Но если папа не помог сыну, то кто пришёл на помощь? Теперь прочитаем о реакции мамы. в) с. 17 – 18 ( до 2й части) Читает учитель. - Какой выход нашла мама? - Что было в старой плетеной корзине? - Дениска назвал содержимое корзины игрушечным утилем. А что такое «утиль»? У вас на столах листочки с вариантами слова «утиль», выберите вместе с соседом правильный вариант. (Работа в парах, поднимают карточку ВМЕСТЕ) - Что же искала мама среди старых игрушек? - Каким описал автор мишку? Найдите в пространстве класса описания мишки и прикрепите на доску. Ф (шоколадный, облезлый, старый, новый, тугой, яркий, весёлый, чёрный, толстый) (Проверка у доски) - Почему мама решила, что именно этот мишка может заменить Дениске боксерскую грушу? - Мама помогла сыну? - Как же Дениска отнёсся к маминому предложению, давайте прочитаем. г) с. 18 (часть 2, 1й абзац) Читает Соня Ф.. - Как отреагировал Денис на мамино предложение? - Для чего же понадобился мишка Дениске? - Но почему же Дениска отказался от своей мечты… (Учитель сразу читает) д) с. 18- 19 Читает учитель (прижимая мишку) - О чем думал Дениска, глядя на своего мишку? - Какие чувства вызывали эти воспоминания? (любовь, привязанность, нежность) - Найдите подтверждение этим словам в учебнике на с. 19 (В случае затруднения) – Это предложение отмечено «˅» 8) Слайд. «Я его любил тогда» «Любил всей душой» «Я за него тогда жизнь бы отдал» (Указать на медведя) - Почему Дениска за медведя «тогда жизнь бы отдал»? - Как называет Дениска мишку? (бывшим, самым лучшим другом) - В начале 2й части мы видели радость Дениски, а каким стало его настроение? (печальным, грустным) - У мальчика поменялось настроение, мама это заметила и забеспокоилась. Прочитайте разговор мамы и Дениски самостоятельно жужжащим чтением и ответьте «Что Дениска сказал маме? Какое решение принял?» ж) с. 19 до конца читают самостоятельно жужжащим чтением. - Что ответил Дениска маме? - Почему Дениска «раздумал быть боксером»? - Поможем друг другу ответить на этот вопрос, поработаем в группах. Работа по группам. Каждый ряд подойдите к своей первой парте. Напомню, что в группе уважаем друг друга, помогаем, выслушиваем каждого. 1я группа ответит на вопрос кто такой настоящий друг? Зачеркните слова, которые не подходят. НАСТОЯЩИЙ ДРУГ
9) Слайд с перечислением характеристки друга. 2й ряд подчеркнёт слова, которые наиболее точно говорят о мальчике. - А Дениса можем назвать настоящим другом? 10) Слайд (Сравнить с характеристикой настоящего друга.) 3й ряд расскажут, о чём это произведение. Как вы поняли, о чём это произведение? Обведи наиболее точный ответ. А) О мишке. Б) О настоящей дружбе. В) О помощи мамы. - Так что же хотел сказать нам автор? 11) Слайд Проверка выполнения заданий. - Согласны ли вы с ответом … группы? (Хвалить за дружную работу) Домашнее задание. - Ребята, у кого есть такой же верный друг? - Кто хочет рассказать о нём? - Приносите на следующий урок любимую игрушку, и мы послушаем вашу историю. Итог урока (самооценивание) Давайте на память и в знак благодарности за то, что мишка помог понять, что такое дружба подарим ему воздушные шарики и частичку своего сердца, своей души. Вот такое сердечко те, кому было всё понятно, интересно прикрепят к зелёному шарику, те, у кого на уроке были небольшие трудности – к жёлтому, а те, кому требовалась помощь – к красному. (Выбор жёлтого и красного шарика объясняют) |