Скачать 91.87 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение начальная общеобразовательная школа № 992 Урок- путешествие с элементами исследования по окружающему миру во 2 «Г» классе Тема: «Невидимые нити в зимнем лесу». Учитель: Матузенко Галина Ивановна 25.01.11 г. Цель:
Оборудование:
Ход урока: I. Организационный момент. – Ребята, почему мы с лесом дружим, Для чего он людям нужен? (Презентации детей «Как вести себя в лесу») II. Актуализация знаний Ученик: Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь – мы свои! С. Погореловский III. Сообщение темы и целей урока. Гипотеза. – Есть ли тесная связь между жизнью леса и его обитателей и жизнью человека. Вспомним, какие невидимые нити есть в лесу.
1) Сова охотится на полевых мышей. 2) Насекомые опыляют растения. 3) На зиму птицы улетают в теплые края, где много корма. 4) Человек использует древесину для строительства. а) Живой и неживой природы. б) Растений и животных. в) Различных животных. г) Природы и человека.
а) дятел; б) заяц; в) лиса.
а) сова; б) белка; в) лось. - Сегодня мы попытаемся увидеть некоторые невидимые для невнимательного человека нити, связывающие растения и животных. IV. «Открытие» детьми нового знания. - Мы посмотрим эту связь на примере дерева ели и разных животных. 1. Доклад ученика. Ель – одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса. По сравнению с другими деревьями, ель очень стройная. Но высокой и стройной она становится лишь в том случае, если её самая верхняя почка развивается нормально. Ель растёт всю жизнь. И каждый год отрастает прямой однолетний побег. Если у молодого дерева эта почка была повреждена или побег срезали, рост главного стебля прекращается, ветви становятся толстыми и изгибаются. У этого прямоствольного дерева и корень должен как будто бы уходить прямо вглубь. Именно так и происходит первые 10 – 15 лет жизни. Потом вертикальный корень отмирает, и остаются лишь боковые корни, горизонтальные, которые расходятся в разные стороны. С одной стороны, дереву удобнее добывать влагу и питательные вещества с поверхностных слоёв почвы. Но с другой стороны, во время бурь и ураганов ель не может сопротивляться ветру и часто бывает вывернута вместе с корнями. 2. Инсценировка по произведению Ю. Шима «Маленьким – холодно». Встречаешь в лесу, в траве, ёлочку – малышку. У неё пожелтели верхние лапки. Будто в огне обгорели. - Ёлочка, разве был тут пожар? - Не было. - А что же случилось? - Меня зимним морозом обожгло. - Тебя? Ёлку? - Меня. - Да ты же северное дерево. Стойкое! Выносливое! Неужели ты мороза боишься? - Пока маленькая, боюсь. 3. Доклад ученика. Молодые побеги ели боятся заморозков. Поэтому ель чаще всего прячется под укрытием других растений. Они прячут её от пронзительных ветров. Потом ель быстро растёт и постепенно заглушает тех, кто помогал ей в трудные времена. Взрослая ель достаточно морозоустойчива. 4. Работа у доски. Ель - щедрое дерево. Человеку она даёт ценный строительный материал. Из её древесины делают бумагу и картон, целлофан и киноплёнку, автомобильные покрышки и кормовые дрожжи, лекарства, искусственную кожу и музыкальные инструменты. И ещё много добра делает ель людям. Но ель щедра не только к человеку, но и к животным. В лесу можно встретить разных зверей и птиц. Но всех ли мы встретим зимой? Давайте посмотрим на картинки и фотографии и назовём тех животных, которых не встретишь в зимнем лесу.
/Дети выходят по очереди и выбирают картинки/ – Почему мы не встретим зимой медведя, барсука и ежа? (они впадают на зиму в спячку) – Помните слова известной песни: В лесу родилась ёлочка, В лесу она росла. Зимой и летом стройная, зелёная была. 5. Работа с учебником. – Представьте, что мы выходим на поляну, посредине которой растёт красавица–ель. Прочитаем в учебнике рассказ, который называется «С кем дружит ель?» С ветки на ветку, быстрый, как мяч, Скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол и в дупло убежал. – А что привлекает белку? ( шишки) Семена хвойных деревьев – главный корм для белок зимой. Чтобы насытится, белка должна за день опустошить 28 еловых шишек. На зиму белки делают большие запасы, иногда до 15 кг, и всегда в их кладовых отборные орехи и самые лучшие семена. 6. Сценка: /Раздаётся стук в дверь./ Учитель: Кто там? /Входит Белка/ Белка: Здравствуйте! Ученики(хором): Здравствуй, белочка! Учитель: Где ты, белочка гуляла? Белка: Я по ёлочке скакала! Набрала еловых шишек Для сестрёнок и братишек! Вам я шишек тоже дам, Вкусных много в них семян. (М.Дружинина) (Белочка проходит и даёт каждому ученику еловую шишку) Учитель: Ребята, давайте скажем Белочке спасибо за такой интересный и нужный подарок. Ученики.(хором): Спасибо, Белка! Белка: Пожалуйста, до свидания!( уходит) 7. Практическая работа. – Ребята, белка сказала, что в шишках ели много семян. Давайте их рассмотрим. – Где же искать семена? Как вы думаете? (под чешуйками) Заполненная зреющими семенами еловая шишка плотно закрыта чешуёй и для большей гарантии заклеена смолой. Так ей не страшен ни ветер, ни дождь, ни мороз. – Отогните несколько рядов чешуек нижней части шишки и найдите там семена. Рассмотрите их в увеличительное стекло. Что вы видите? (У семечка есть крылышко) – А зачем оно? (летать) – Да. У семян ели есть замечательное приспособление для распространения. Это длинный вырост – крылышко. Созревают семена ели к концу зимы. Выпав из шишки, они часто оказываются на подтаявшем, а потом подмёрзшем снегу – насте. Даже при слабом ветре крылатые семена ели мчатся по гладкому насту, как спортсмены под парусами. Когда снег растает, они попадут во влажную землю и, возможно, прорастут. 8. Работа в тетради. – Откройте свои рабочие тетради на с. 54 и в задании 1 нарисуйте семена ели. 9. Продолжение работы по учебнику. – Кому еще по вкусу семена ели? Живёт в норке, Грызёт корки. Короткие ножки. Боится кошки. К ели прибежала мышь. Лесные мыши зимой бодрствуют. Они устраивают свои гнёзда среди деревьев и питаются почками и семенами хвойных растений. – Кто нарисован на картинке под № 6 ? (Заяц-беляк) Давайте представим себя зайчиками в зимнем лесу. 8. Физкультминутка: Зайка беленький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять Надо зайке поскакать. Скок, скок, скок, скок Надо зайке поскакать. – Он что, тоже семена ест? (Нет. Он прячется.) Как заяц оказался около ели? Чтобы не попасть в лапы к лисе или волку, заяц ищет себе еду по ночам, а днём отсыпается, вырыв себе норку в снегу под каким – нибудь деревом. Посмотрите, какие пушистые ветви у ели, как низко они опускаются. Под такими ветвями очень хорошо можно спрятаться и поспать. - Кто следующий гость ели? Он в своей лесной палате Носит пёстренький халатик, Он деревья лечит, Постучит – и легче. Зимой нет такого количества насекомых и их личинок. Поэтому дятел питается семенами растений. Он тоже прилетел к ели за шишками. Кто там прыгает, шуршит, Клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым – Клее! Клее! Клее! – поёт со свистом. - Конечно, это клёст. О нём мы говорили на прошлом уроке. Расскажите, что он делает у ели? 10. Работа с карточкой. Существует также и связь между животными – «друзьями» ели. Так, в питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку ели, он выедает из неё только часть семян, а затем её бросает. Брошенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы, и это облегчает им поиск пищи. Но ещё важнее брошенные клестами шишки для лесных мышей, которые не могут сами сорвать их на деревьях. Приведённые факты показывают косвенные связи, которые складываются между животными. Вот так интересна жизнь зимнего леса, так сложны, хотя на первый взгляд и незаметны, связи в зимнем лесу. V. Повторение темы. 1. Найти неверное высказывание:
2. Викторина
(Клест, сова, королек, белка, заяц, полевка, дятел) 3. Что будет если…
4. – Совсем недавно прошёл праздник – Новый год. В этот праздник принято приносить в дом ель. А теперь представьте, что нашу ёлочку кто-то срубил бы себе на праздник. Что бы произошло? /Учитель снимает изображение ели с доски/ (Животные остались бы без дома, пищи, укрытия.) – А как же быть? (Надо ставить искусственную ель или наряжать дерево на природе.) VI. Подведение итогов урока. – Вот и подошёл к концу наш урок. - Какие факты помогли вам доказать гипотезу? Понравилась ли вам наша сегодняшняя «прогулка». Все кому понравилась, могут «посадить» свою маленькую ёлочку, прикрепив её на доску. (У ребят на партах лежат бумажные елочки, и желающие могут подойти к доске и прикрепить к ней свою ёлочку.) VII. Домашнее задание. 1 вариант – презентация 2 вариант – проект 3 вариант- пересказ по учебнику |
Конспект урока по курсу «Окружающий мир» Тема: в гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу Цель урока: познакомить с разнообразием птиц в зависимости от их способа зимовки | Тема: Почва Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе (умк «Перспективная начальная школа») | ||
Темы вашего учебного проекта Невидимые нити в зимнем лесу". Работа над проектом "В гости к зиме" помогает удовлетворить познавательный интерес учащихся, побуждает... | Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: «Сезонные изменения в природе» Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ||
Урок экскурсия с элементами исследования по окружающему миру во 2... Создание условий для развития творческого потенциала через самостоятельный поиск вариантов решения учебных задач. Развитие эстетического... | Рабочая программа по окружающему миру Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1077 | ||
Урок по теме: «Пути возникновения, становления и развития» Судос Галина Ивановна, учитель истории и обществознания моу «Хабарская средняя общеобразовательная школа №2» | Урок по окружающему миру во 2 «в классе» на тему: «будь природе другом» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №1 С. Старые атаги грозненского муниципального... | ||
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Тема: «Наш край» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Турецкая средняя общеобразовательная школа аграрного направления» Балезинского района... | Урок по окружающему миру в 1 классе по умк «Школа России» Тема: «Куда... Автор: Меньшикова Лилия Геннадиевна, учитель начальных классов мбоу сош №8 города Мытищи Московской области | ||
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса учителя высшей категории Филиал мбоу «Большекайбицкая средняя общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района рт «Малокайбицкая начальная общеобразовательная... | Конспект урока развития речи в 4 классе по теме: «Подробное изложение... Муниципальное общеобразовательное учреждение — основная общеобразовательная школа №3 города Асино | ||
Урок «Преобразования Пётра Великого» 13 урок из раздела «Времена... Тип урока: формирование и совершенствование знаний и умений с элементами лабораторной работы | «Иду на урок» Разработка интегрированного урока по озож, окружающему... Тема: «Безопасность твоего здоровья. Родная природа: звуки весны. Подвижные игры с элементами баскетбола» | ||
Конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему... План-конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему миру в 3 классе | «К вершине мастерства» Автор урока: Огарёва Галина Ивановна, учитель математики мбоу "Себежская основная общеобразовательная школа" |