Конспект урока по курсу «Окружающий мир» Тема: в гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу





Скачать 125.31 Kb.
НазваниеКонспект урока по курсу «Окружающий мир» Тема: в гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу
Дата публикации10.10.2013
Размер125.31 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > География > Конспект
Конспект урока по курсу «Окружающий мир»

Тема: В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу
Цели урока: Провести наблюдения за зимними изменениями в природе; си­стематизировать и обогатить знание детей о природных связях; познакомить детей с особенностями ели и жизнью животных, связанных с этим деревом.

Оборудование:

Картинки с изображением зимы, зимующих птиц, животных своего ре­гиона;

Схема «Зима».
Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Домашнее задание можно проверить следующим образом: составить карто­чки и попросить детей их заполнить.

1-я карточка

а) Культурные учреждения:....

б) В промышленности заняты люди следующих профессий:....

в) Мой папа работает.... Его работа связана с ....

2-я карточка

а) Образовательные учреждения: ,....

б) В сельском хозяйстве заняты люди следующих профессий:....

в) Моя мама работает .... Ее работа связана с ....

3-я карточка

а) Цирк, театр, библиотека — это учреждения ....

б) В строительстве заняты люди следующих профессий:....

в) Когда я вырасту, я хочу стать.... Моя работа будет связана с ....
4-я карточка

а) Училища, школы, техникумы — это ... учреждения.

б) На транспорте заняты люди следующих профессий:....

в) Когда я вырасту, я хочу стать.... Моя работа будет связана с....
III. Сообщение темы и целей урока

— О чем сегодня мы будем говорить на уроке, вы узнаете из загадки:

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

(Зимой)

— Да, сегодня мы будем говорить о зиме, об изменениях в неживой и живой природе с наступлением зимы.

IV. Игра «Приметы зимы»

Класс делится на две команды. Команды по очереди называют приметы зимы. Повторяться нельзя. Выигрывает та команда, которая назовет больше признаков зимы.

В помощь командам можно вывесить картинки с изображением зимы. Можно использовать иллюстрации в учебнике.

V. Неживая природа зимой

Зима — самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снеж­ным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лед, иней, гололед, изморозь, вьюгу. Зима — трудный период в жизни зимующих жи­вотных.

Вы знаете, что зимних месяцев три: декабрь, январь, февраль. Декабрь — «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает. Январь - «студень». Самый холодный и ветреный месяц в году. Январь — году начало, зиме — середина. Февраль — «лю­тый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого теплого солнца. Говорят: «вьюги да метели под февраль прилетели».

Далее дети самостоятельно читают в учебнике текст «Неживая природа зи­мой» (с. 132—133).

Беседа по прочитанному:

Какие явления в неживой природе происходят зимой? (Оттепель, голо­ледица, снегопад, изморозь, метель.)

А еще какие природные явления вы знаете? (Вьюга, пурга.)

С целью закрепления изученного можно предложить выполнить задания 1, 2 в тетради (с. 25).

VI. Живая природа зимой

А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений и жи­вотных. Как зимуют деревья? (Лиственные сбросили листву, хвойные — стоят зеленые.)

Как зимуют кустарники и травы? (Кустарники сбрасывают листву, травы желтеют, но не все.)
Есть травянистые растения: земляника, копытень, а также озимая рожь и озимая пшеница, которые уходят под снег зелеными. Как вы думаете, почему они не замерзают? (Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.)

Здесь мы можем видеть связь живой природы и неживой.

А как можно зимой определить дерево, если оно без листвы? (По стволу, по плодам, по семенам.)

Зима - период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых лис­тьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание» почек. А можно ли у наших растений зимой наблюдать рост? Оказывается, можно. В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной.

— А как звери готовятся к зиме?

— Как зимуют медведь, белка, волк, лиса, еж? Учитель или заранее подготовленные ученики могут рассказать о том как зи­муют различные животные (см. Приложение к уроку).
— Как зимуют птицы, рыбы, насекомые? Учитель читает стихотворение о жизни птиц в зимнем лесу:

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Кто там ловко и упорно

Лазит острым клювом вниз?

Это поползень проворный,

Перед стайкою синиц.
У опушки в старых елках

От зари и до зари

Разговор ведут чечетки,

Громко вторят снегири.
Пестрый дятел крикнет громко,

Разогнав лесную тишь,

А на вырубках, на липах,

Отзовется бойкий чиж.

Я б могла еще так много

Про лесных сказать певцов,

Как средь стужи и морозов

Вывел клест своих птенцов.

Как с утра и до заката

На репьях гостят щеглы,

И торопятся куда-то Ярко-красные туры.

Читая стихотворение, учитель вывешивает на доске рисунки птиц.

Какие еще птицы зимуют в наших краях? {Сороки, вороны, воробьи.)

Какие прилетают зимовать с севера? (Снегири, свиристели.)

Толстый ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озера. В глубокой ти­шине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Сазаны на­ходят мягкую ямку и спят в ней. Веселый проворный окунь любит ямки, камни, упавшие на дно деревья. Окуни засыпают в таких местах на всю зиму. Зубастой щуке спится плохо. Узкая, с хищными глазами и огромной пастью, щука глотает сонную рыбу.

Обобщая ответы детей, учитель открывает на доске схему:
Как животные готовятся к зиме
Теплый мех

Морозы

Впадают в спячку;

Используют летние запасы

Перебираются ближе к жилью человека
Нет корма

ЗИМА

Смена окраски

Снег

Зимой о жизни насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся наступает затишье. Птицы и звери продолжают вести активный образ жизни. Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы, синицы собирают оставшиеся плоды и Семены растений.

Прилетели к нам на зимовку из северных районов снегири и свиристели. Ягоды рябины для них — лучшее лакомство. Белки, мыши, бобры используют запасы или достают корм из-под снега. Лоси, кабаны, зайцы питаются ветками и корой деревьев. Хищные звери — волки, лисы — охотятся на мышей, зайцев. Те звери, которым трудно найти себе привычный корм, перестают питаться и впадают в спячку. Зима — трудное время в жизни животных, поэтому человек подкармливает их.

— Как ты можешь помочь птицам перенести трудное время? (Сделать кор­мушку, повесить на дереве, приносить туда корм, подвесить у форточки кусочек сала — для синиц.)

VII. Физкультминутка

Солнце землю греет слабо,

(Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз,

(Руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной Бабы

(Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос.

(Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

(Прыжки на месте)

Вьюга злится,

Снег кружится,

(Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

(Имитируют движения руками)

VIII. Игротека
Первое задание

• Рассели животных: белку, медведя, лося, лису, волка, кабана, зайца, ежа, барсука, бобра, хомяка — по домикам:

3

2

1

Домик 1 — животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 — животные, которые зимой впадают в спячку.

Домик 3 - животные, которые зимой ищут корм в природе.

Второе задание

— Выбери животных, которых можно встретить зимой: Муравей, лягушка, медведь, еж, белка, лиса, заяц, куница, синица, ворона, волк, кукушка, уж, лось, бабочка.

Отгадай загадки

Летом по лесу гуляет,

А зимой в берлоге отдыхает.

(Медведь)

Шуба серая для лета, Для зимы другого цвета.

(Заяц)

Какая птица зимой птенцов выводит?

(Клест)

У какого зверя зимой рождаются детеныши?

(У медведицы)
IX. Невидимые связи в зимнем лесу — беседа

— Связаны ли между собой растения и животные? Как? (Животные пря­чутся среди ветвей, в дуплах деревьев. Растения обеспечивают животных пищей.)

Сегодня мы посмотрим эту связь на примере дерева ели и животных. Ель — одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса.

— Как связана жизнь животных с елью?

Дети изучают связи животных и ели по рисунку в учебнике (с. 139), отвечают на вопрос: «Животные питаются семенами ели, прячутся сре­ди ее ветвей, под ними; клесты строят зимой на ели гнезда и выкармливают ело­выми семенами своих птенцов; заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, так как они обычно расположены низко, иногда почти у самой земли».

Учитель дополняет:

«Но существует также и связь между животными — «друзьями» ели. Так, в питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку ели, он выедает из нее только часть семян, а затем ее бросает. Брошенные клестами шишки под­бирают на снегу белки, дятлы, и это облегчает им поиск пищи. Но еще важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей и полевок, которые не могут сами сорвать их на деревьях. Приведенные факты показывают косвенные свя­зи, которые складываются между животными. Вот так интересна жизнь зимнего леса, так сложны, хотя на первый взгляд и незаметны, связи в зимнем лесу».

Итак, мы на примере только одной елочки убедились, что она служит и ук­рытием для животных, и обеспечивает их питанием. Но скоро Новый год. По обычаю, люди идут в лес и вырубают для празднования Нового года сотни, ты­сячи елок. Человек, стремясь украсить свой дом всего лишь на несколько дней, губит целое дерево, много деревьев.

— Что это за собой влечет? (Животные лишаются корма, убежища, места для гнезда и т. д.)

Да, человек вредит природе. И прежде чем придет Новый год, ребята, поду­майте над тем, стоит ли приобретать настоящую елку, не лучше.ли оставить ее в лесу, а дом украсить искусственной?

X. Итог урока

С целью закрепления материала можно выполнить задания 1, 2 в тетради (с.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Как зимуют различные звери, птицы, рыбы?

— Что делает человек, чтобы помочь животным зимой? Для зайцев еще летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушеных веток рябины, малины, тополя.

Для лосей подрубают молодые осины, сохатые любят также ветки рябины

и сосны.

Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди.

Подкармливают зимой и бобров. Ведь при недостатке припасов бобры долж­ны через продушины выбираться на лед. Бобры питаются осиной, черемухой, дубом,тополем.

Чтобы помочь рыбам зимой, во льду делают лунки. А чтобы вода быстро не замерзала, в нее кладут пучки соломы и присыпают снегом.

— А что вы сами можете сделать, чтобы помочь животным зимой? (Сделать кормушки, подкармливать птиц.)

Домашнее задание

Прочитать в учебнике текст «Зимняя жизнь зверей» (с. 136-137); отве­тить на вопросы к тексту;

Прочитать текст «Сойка, белка и другие» (с. 140-141); выполнить зада­ния к тексту.
Приложение к уроку
Викторина по разделу «Жизнь города и села»

Где появились первые бумажные деньги? Китае.)

Что раньше было глиной: кувшин, ножницы, линейка, кирпич? (Кувшин, кирпич.)

Что значит универсальный в переводе с латинского? (Общий.)

Где и когда был открыт первый в России музей? Его название? Петербурге, в 1719 г. Кунсткамера.)
Где был построен первый цирк? Лондоне, в 1780г.)

Какое дерево является символом Рождества и Нового года? (Ель.) 1. Как называется дупло белки? (Гайно.)
Почему травянистые растения не погибают (не замерзают) под снегом? (Им тепло.)

Самый маленький хищный зверек, который зимой становится белым. (Ласка.)

10. Когда созревают семена елей и сосен? конце зимы.)

Животные зимой

Белка

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

К зиме белка утепляет свое гнездо, которое ей служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнезда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на елках. В нем один или два вы­хода, а внутри стенки выстланы мхом.

К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок — вкусен ли? Потом на­колет на сучок - пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

Медведь

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

Прежде чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдется.

Берлогу — яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником еще до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живет за счет накопленного жира.

Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосет лапу.

Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь-шатун.

Лиса

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнула, пробежала —

Нет ни дыма, ни пожара.

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на нее и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мы­шей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежи­ще, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
1. Большие кучи снега, которые наметает метель (в ед. числе).

2. Покружилась звездочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке.

Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают на дорогах. Это явление называют...

Обильное выпадения снега называют...

По вертикали:

1. Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется корка из льда. Это явление называется ... 3. Шуба бела - весь свет одела. 5. О чем эти пословицы: «Сам не бежит, а стоять не велит», «Без рук, без ног, а рисовать умеет», «Без рук, без топорища выстроил мостище», «Без рук рисует, без зубов кусает». 7. Снегопад при сильном ветре называется ...

Ответы:

По горизонтали: 2. Снегопад. 4. Оттепель. 6. Изморозь. 8. Зима. По вертикали: 1. Гололедица. 3. Снег. 5. Мороз. 7. Метель.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по курсу «Окружающий мир» Тема: в гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу iconТемы вашего учебного проекта
Невидимые нити в зимнем лесу". Работа над проектом "В гости к зиме" помогает удовлетворить познавательный интерес учащихся, побуждает...
Конспект урока по курсу «Окружающий мир» Тема: в гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу iconГосударственное образовательное учреждение начальная общеобразовательная...
Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Учебник: Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват учр. Базовый и профильный уровни....
Конспект урока по курсу «Окружающий мир» Тема: в гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу iconКонспект урока по курсу «Окружающий мир»
Конспект урока по курсу «Окружающий мир» для 3 класса по программе «Перспективная начальная школа»
Конспект урока по курсу «Окружающий мир» Тема: в гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу iconКонспект открытого урока по русскому языку 5 класс тема: имена существительные одушевленные
Предложение: в зимнем лесу деревья засыпаны снегом, и все освещено ярким солнечным светом
Конспект урока по курсу «Окружающий мир» Тема: в гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наш проект предназначен для учащихся 2 класса и направлен на изучение темы "В гости к зиме" в базовом курсе "Окружающий мир: Мир...
Конспект урока по курсу «Окружающий мир» Тема: в гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Есть тесная связь между жизнью леса и его обитателей и жизнью человека. Вспомним, какие невидимые нити есть в лесу
Конспект урока по курсу «Окружающий мир» Тема: в гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу iconКонспект урока по курсу «Человек и мир» Класс 1 «Б» Учитель Лукьянова...
Ребята! Приглашаю вас в гости к очень красивому времени года, а какое это время года, вы скажите сами
Конспект урока по курсу «Окружающий мир» Тема: в гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу iconУрока: 1 Тема урока. Я гражданин и ученик
...
Конспект урока по курсу «Окружающий мир» Тема: в гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу iconКонспект урока во времена Древней Руси. (Тема урока)
Плешаков А. А., Крючкова Е. А. «Окружающий мир» учебник для 4 класса Ч. 2, М. Просвещение,20 г
Конспект урока по курсу «Окружающий мир» Тема: в гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Конспект урока по курсу «Окружающий мир» Тема: в гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу iconПлан-конспект интегрированного урока. Предметы: Окружающий мир и Основы православной культуры
Учебный материал: окружающий мир- урок 7, с. 39-45; Древняя Русь- страна городов; опк урок 7; Устройство храма
Конспект урока по курсу «Окружающий мир» Тема: в гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу iconЩедриной Ольги Викторовны. Предмет: окружающий мир программа: Школа...
У учителя: мультимедийная доска, проектор, ноутбук с презентацией №1 (Приложение1), аудиозаписи «Moonwater», «Прогулка по лесу»,...
Конспект урока по курсу «Окружающий мир» Тема: в гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу iconКонспект урока времена Должность: у читель начальных классов Гиззатуллина...
Тема и номер урока: урок №8, тема: «Времена года» в разделе «Вселенная, время, календарь»
Конспект урока по курсу «Окружающий мир» Тема: в гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу iconКонспект урока по курсу «Окружающий мир» в 1 классе. Тема урока:...
«ветер», познакомиться с условиями образования ветра, использовать научные методы познания, ставить цели и планировать свою деятельность,...
Конспект урока по курсу «Окружающий мир» Тема: в гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу iconКонспект урока по музыке в 3 классе «Мороз и солнце, день чудесный…»
Цель урока: через изобразительное искусство, поэзию погрузиться в мир прекрасной музыки о зиме
Конспект урока по курсу «Окружающий мир» Тема: в гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу iconРабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» (3 класс)
Учебник «Окружающий мир», А. А. Плешаков. «Просвещение», аоа «Московские учебники», Москва 2012 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск