Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 123.86 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.10.2013
Размер123.86 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок

План-конспект урока по теме «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»


  1. Молоканова Лариса Владимировна.

  2. МКСКОУ СКОШИ 5 вида

  3. Учитель.

4. Биология.

5. «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет», 3-ый урок в теме.

6. Базовый учебник В. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.

7. 9 класс.

8. Разработан урок в 2012/2013 уч. году.

Цель урока:

  • сформировать у учащихся понятие об иммунитете, его видах, участии клеток крови в формировании иммунитета и иммунных реакциях  организма, о значении вакцинации для формирования иммунитета;

  • способствовать развитию необходимости сохранять своё здоровье;

  • развивать интерес к предмету.



Задачи:

  • выяснить роль барьеров, защищающих организм человека от влияния микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки;

  • раскрыть роль экологической защиты от патогенных микроорганизмов;

  • продолжить формирование понятий о неспецифическом и

специфическом иммунитете;

  • раскрыть значение клеточного и гуморального иммунитета;

  • ввести сведения об органах иммунной системы;

  • показать разницу между понятиями «воспаление» и «общее заболевание», включая инфекционные заболевания, познакомить с особенностью развития и профилактикой инфекционных заболеваний.



Оборудование урока: карточки с проверочными тестовыми заданиями, таблицы «Кровь», «Ткани человеческого организма», «Лимфатическая система человека», учебник для 9 класса «Биология человека», схема фагоцитоза; иллюстрации возбудителей инфекционных заболеваний, портрет И.И. Мечникова, таблица с новыми понятиями, микроскопы и микропрепараты крови человека, сообщения учащихся, презентация, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

План урока

I.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.

II. Проверка знаний

1.Фронтальный опрос.

А) Беседа по вопросам:

1) Что представляет собой внутренняя среда организма человека?

2) Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма человека?

3) Как компоненты связаны между собой?

Б). Коррекционная работа.

В). Тест «Выберите признаки эритроцитов и лейкоцитов».

Г). Ответьте на вопросы.

Д). Биологический диктант «Закончите предложение».

2. Индивидуальный опрос.

A). Работа по карточкам.

3. Вывод.

4. Актуализация знаний учащихся.

5.Терминологическая работа с новыми понятиями.

III. Изучение нового материала

На уроке применяется групповая форма работы.

1. Покровы тела – защитный барьер на пути микроорганизмов.

(Группа №1.)

Экологическая защита кожных и слизистых оболочек. (Работа с текстом.)

Решение заданий. (Слайд.)

2. Защитные механизмы внутренней среды. Иммунитет.

(Группа №2.)

Органы иммунной системы.

Неспецифический клеточный и специфический - гуморальный иммунитет.

Антигены, их биологическая роль в организме.

(Слайды, схема.)

3. Воспаление – местная защитная реакция. Открытие И.И. Мечниковым фагоцитоза. Сообщения учащихся.

(Портрет И.И. Мечникова, рис.47)

(Группа №3)

4. Характеристика общих заболеваний: инфекционных и паразитарных.

Циклическое течение инфекционных заболеваний, ворота инфекции, бацилло - и вирусоносительство. (Слово учителя, слайд, сообщение учащегося.)

Дополнительные задания. (Группа №4.)

5. Профилактика инфекционных заболеваний. (Группа № 5.)

(Иллюстрации, учебник.)

Решение заданий.

Выводы.

IV. Закрепление знаний

1. Работа с определениями.

2. Задание на составление схемы

3.Беседа по вопросам.

V. Задание на дом

1. Изучить § 18. Ответить на вопросы 6-8 после параграфа, с.93.

2. Подготовить сообщение об истории возникновения вакцины.

Ход урока.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.

Рапорт дежурного ученика о готовности учащихся к уроку.




Знакомит учащихся с темой урока и деятельностью на уроке. Помогает учащимся сформулировать задачи и цели урока.

Записывают тему урока в тетрадь. Определяют значение темы урока и его задачи вместе с учителем.

II. Проверка знаний

1.Фронтальный опрос

А). Беседа по вопросам:

1) Из чего состоит внутренняя среда организма человека?

2) Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма человека?

3) Как компоненты связаны между собой?

Б). Предлагает учащимся взаимопроверку усвоения терминов предыдущего урока.

Работают с понятиями, терминами (работа в парах).

В). Тест «Выберите признаки эритроцитов и лейкоцитов». (Работа в парах.)

1. Содержит гемоглобин.

2. Ядро отсутствует.

3. Цитоплазма не окрашена.

4. Основная функция – защитная.

5. Цитоплазма окрашена.

6. Форма постоянная.

7. Находятся в крови и в лимфе.

8. Содержит ядро.

9. Способны к самостоятельным передвижениям.

10.Основная функция – перенос газов.

11.Образуются в красном костном мозге, селезёнке, лимфатической системе.

12.Форма непостоянна.

13. Участвуют в фагоцитозе.

14.Образуются в красном костном мозге.

15.Обладают продолжительностью жизни от 1 до 3 дней.

16. Находятся только в крови.

17. Продолжительность жизни 120 дней.
Г). Ответьте на вопросы.

1. Почему при порезе пальца кровь свёртывается?

2. Какого цвета тромб?

3. Найдите лишнее: а) кровь, б) ткань, в) сосуд, г) эритроциты.
Д). Биологический диктант «Закончите предложение».

1. Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют……... (внутреннюю среду организма.)

2.Жидкая соединительная ткань-это……………….. (кровь.)

3. Прозрачная желтоватая жидкость крови – это……………….. (плазма.)

4. Кровь имеет клетки……………… (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты.)

5. Нерастворимый белок крови…………………… (фибрин.)

2. Индивидуальный опрос

1. Рассмотрите вид крови под микроскопом. Назовите элементы крови.

Каковы особенности строения этих элементов.

2. Объясните, как строение этих клеток связано с их функциями.

3. Расскажите о процессе свёртывания крови? Какова биологическая роль процесса свёртывания крови?

3.Выводы по проверке знаний.

Внутренняя среда организма человека жидкая среда, состоящая из трёх типов взаимосвязанных жидкостей: тканевой жидкости, лимфы и крови. Кровь - жидкая соединительная ткань, состоящая из плазмы и форменных элементов: клеток - эритроцитов и лейкоцитов и кровяных пластинок - тромбоцитов.

3Актуализация опорных знаний. 
1)Что  вы  знаете  о  микроорганизмах?
2)Когда  наш  организм  сталкивается  с  микроорганизмами?
3) Если мы повсеместно  сталкиваемся  с  болезнетворными  организмами,  почему  мы  не  всегда  заболеваем?
Действительно,  наш организм  постоянно сталкивается  с   микроорганизмами, и постоянно защитные силы  не  дают  нам  заболеть, либо  способствуют  скорейшему  выздоровлению.

Отвечают на вопросы.


4.Терминологическая работа с новыми понятиями.

1. Иммунная система – специализированная самостоятельная система организма. Она защищает организм от проникших в него чужеродных веществ, бактерий, вирусов, паразитов, ликвидирует отмирающие и изменившиеся собственные клетки. Состоит из вилочковой железы, селезёнки, лимфоузлов, лимфоцитов костного мозга и крови.

2. Гуморальный иммунитет – защита от большинства бактериальных инфекций, нейтрализация бактериальных токсинов и др.

3. Клеточный иммунитет – защита организма от большинства вирусных инфекций и некоторых бактериальных, например, туберкулёза

4. Неспецифический иммунитет – защита от микроорганизмов любой химической природы.

5. Специфический иммунитет – защита и уничтожение чужеродных организму клеток, веществ.

6. Т-лимфоциты – клетки, осуществляющие клеточный иммунитет.

7. В-лимфоциты – клетки, осуществляющие гуморальный иммунитет.

8. Макрофаги – клетки, пожирающие проникших в организм микробов.

9. Антитела – белки крови, нейтрализующие патогенное микробное начало.

10. Антигены – чужеродные вещества, внедрение которых в организм вызывает иммунный ответ.

11. Фагоцитоз – процесс поглощения и уничтожения чужеродных веществ, клеток.

12. Инфекционные болезни – заболевания, поражающие весь организм, вызываемые живыми возбудителями: вирусами, микробами, грибками и др.

13. Паразитарные болезни – заболевания, вызываемые простейшими, червями – паразитами, другими паразитическими организмами.

14. «Ворота инфекции» - путь проникновения возбудителя в организм.

15. Носители вирусов и бацилл – люди, перенесшие инфекционные заболевания, в организме которых имеются возбудители;


III. Изучение нового материала.

Природная среда, окружающая человека, населена множеством «соседей по планете». Из более 1,5 млн. видов животных почти 50 тысяч видов ведут паразитический образ жизни. Поэтому подобно средневековой крепости, обнесённой несколькими рядами стен с башнями, организм имеет мощную оборону. Человек подвергается постоянным атакам со стороны микробов, вирусов, паразитов. Достаточно паразиту любого ранга попытаться проникнуть в тело человека, как в действие немедленно вступают все защитные силы организма. Первыми на пути посторонних веществ и микробов встают кожа и слизистые оболочки, которые играют роль естественных барьеров. Есть второй барьер на пути болезнетворных микробов-элементы внутренней среды организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Организм человека способен избавляться от чужеродных тел и соединений благодаря иммунной системе. Она ведёт контроль за генетическим постоянством внутренней среды. Иммунная система состоит из центральных и периферических органов и тканей. Основной структурной и функциональной единицей иммунной системы являются Т- и В-лимфоциты.



Предлагает групповую форму работы. Класс делится на 5 групп. Каждая из групп получает индивидуальное задание. Объясняет задания и план работы групп учащихся. Помогает по необходимости в работе с определениями. Консультирует. Следит за работой учеников, объясняет ответы.

Читают вопросы и задания. Зачитывают вопросы. Обсуждают, отвечают на вопросы.

Работают с учебником. Выписывают определения, понятия. Обсуждают ответы.


Задания для учащихся

I группа.

1. Назовите и объясните роль основных защитных барьеров на пути микробов в организме человека?

2. Что означает выражение «экологическая защита» оболочек организма?

Задания на закрепление.

  1. Этот орган называют «зеркалом здоровья и болезни». Он является своеобразным экраном, показывающим процессы, происходящие в организме. Выполняет много жизненно важных функций: защитную, терморегуляционную, выделительную, рецепторную. Назовите этот орган.

(Кожа.)

2. Это крупные ядерные клетки, они бесстрашные бойцы и смелые защитники, ведут невидимые бои с микробами – разрушителями. (Лимфоциты.)

IIгруппа.

1.Что такое иммунитет, какой иммунитет бывает? Назовите органы иммунной системы?

2. Что такое антигены и антитела? Их роль в организме.

Задания на закрепление.

1. Найдите лишнее: а) лейкоциты, б) желудочек, в) фагоцитоз, г) иммунитет.

(Желудочек – лишнее понятие.)

2. Закончите предложение.

Способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – это……………. (Иммунитет)

III группа.

1. Что такое фагоцитоз и кто его открыл? Какие клетки участвуют в фагоцитозе?

2. Каково биологическое значение воспаления в организме человека? Проанализируйте рисунок № 47 («Опыт И.И. Мечникова»). Воспаление ли это? Почему образовался нарыв? Воспаление и общее заболевание, их отличие.

Задания на закрепление.

1. Макрофаги, что это такое?

(Крупные клетки, находящиеся в тканях организма, уничтожающие микробы.)

2. Местная защитная реакция организма, например, против инфекций – это…

(воспаление.)

IV группа.

1. Какие заболевания называют инфекционными? Назовите возбудителей этих заболеваний.

2. Разъясните смысл терминов «циклическое течение», «ворота инфекции», «бациллоносители», «вирусоносители».

Задания на закрепление.

  1. Найдите лишнее: а) корь, б) свинка, в) вывих сустава, г) коклюш.

(Вывих - лишнее понятие, так как он не относится к инфекционным заболеваниям.)

2. Что такое интерферон?

Пути заражения организма.
Пути заражения: воздушно - капельный, через  зараженные  пищевые  продукты  или  воду, через  кровь.
Методы предотвращения  заболеваний1. Укрепление  организма  закаливанием, физическими нагрузками.
2. Полноценное  питание, богатое  витаминами и  микроэлементами.
V группа.

1. Назовите наиболее частые виды инфекционных заболеваний.

2. Укажите способы возникновения инфекционных заболеваний и способы защиты человека от возбудителей.

Задания на закрепление.

1. Что такое «ворота инфекции»?

2. Какие заболевания называют «детскими болезнями»?

3.Профилактические прививки.
4.Соблюдение  норм  карантина  в  период  эпидемии.

По ходу урока применяет слайды презентации, рисунки, таблицы.

Выполняют задания, отвечают и дополняют ответы своих товарищей.

IV. Итоговое закрепление.

Работа с новыми понятиями.

На свободной части доски, которая в течение всего урока была закрыта, записаны слова. Предлагает соотнести компоненты крови (левая колонка) с соответствующими понятиями в правой колонке при помощи линий.

Выполняют задание.


Какие защитные барьеры и типы защиты имеются в организме человека? (Работа учащихся с таблицей)

Защитные барьеры

Тип защиты

I барьер:
Кожа и слизистые оболочки

Физическая

Химическая

Экологическая

Кожа и слизистые оболочки

Выделения потовых и сальных желез (слезы, слюна, HCl)

Микроорганизмы на коже и слизистых

II барьер:
Кровь, тканевая жидкость, лимфа (т.е. внутренняя среда организма)

Неспецифический иммунитет

Специфический иммунитет

Лейкоцитами путем фагоцитоза

Организм распознает вещества, отличные от его клеток и тканей, уничтожает только эти чужеродные вещества




Предлагает ученикам оценить степень достижения цели, поставленной в начале урока.

Принимают участие в решении заданий.

Обсуждение вопросов:

1.Что такое иммунитет? Изобразите схему иммунной системы организма человека.

2. Можно ли заразиться, выпив из стакана, которым пользовался больной гриппом? Почему?

3.Можно ли избавиться от микробов с помощью кипячения воды?

Выводы по закреплению. Итак,  цель  нашего  сегодняшнего  урока достигнута. Были рассмотрены  механизмы  иммунной  защиты  организма,  мы познакомились с  разными видами иммунитета и  с процессами  их  формирования, а  также   изучили, какие  клетки крови  ответственны за  иммунитет.


Вместе с ребятами оценивает ответы.

Отмечает наиболее активных участников. Делает выводы вместе с ребятами. Выставление оценок. Рефлексия.

Оценивают выступления ребят. Делают выводы совместно с учителем.

V. Домашнее задание

1. Изучить § 18. Ответить на вопросы 6-8 после параграфа, с.93.

2. Подготовить сообщение об истории возникновения вакцины.

На этом мы заканчиваем наш урок.

Спасибо всем!

Литература:

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.

2. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2004

3. Бирилло Т.А.Тесты по биологии. К учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева «Биология. Человек. 8 класс». – М.: Экзамен, 2008.

4. Васильев Н.Е. Дидактические карточки – задания по биологии. Раздел «Человек». - М.: Изд. дом «Генжер», 1998.

5.Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии (Человек).

-М.: «Вако», 2005.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск