Учебно-методический комплекс
ДИСЦИПЛИНА: МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ГЕНЕТИКА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - ОБЩАЯ МЕДИЦИНА
КАФЕДРА: МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ И ГЕНЕТИКА КУРС: 1
АЛМАТЫ, 2008 ГОД
СОДЕРЖАНИЕ
СИЛЛАБУС ………………………….…..…. 3-17
ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС .………... 18-51
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ
(СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ.......….……52-121
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ....…………….…..122-176
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА……………………..…………...177-346
СИЛЛАБУС По молекулярной __биологии и медицинской генетике MBMG1201_________
для специальности __051301 – общая медицина _____
кафедра молекулярной биологии и генетики
Курс ___первый _________ Семестр __ первый, второй__________
Лекции____36___ часов Практические
(семинарские) занятия_____72__часа
Всего аудиторных __108__ часов
Внеаудиторная самостоятельная
работа студентов (СРС)
____54 (часа)
Форма контроля: экзамен
Алматы, 2008
Силлабус по молекулярной биологии и генетике разработан в соответствии с рабочей программой профессором, д.м.н. Куандыковым Е.У., доцентом, к.б.н. Альмухамбетовой С.К., преподавателем Нурпеисовой И.К., обсужден и утвержден на заседании кафедры от « 30 » мая 2008 г., протокол № __16____
Заведующий кафедрой, профессор Куандыков Е.У.
Общие сведения
1.2 Наименование вуза: Казахский Национальный Медицинский Университет
имени С.Д. Асфендиярова
Кафедра молекулярной биологии и генетики 1.3 Дисциплина: «Молекулярная биология и медицинская генетика»,
код дисциплины MBMG 1201
1.4 Специальность: 051301 – Общая медицина
1.5 Объем учебных часов - 162 часа
1.6 Курс и семестры изучения - курс первый, семестры первый и второй 1.7 Сведения о преподавателях:
№
| Ф.И.О.
|
Ученая степень,
звание
|
Должность
|
Приоритетные научные интересы, достижения
| 1
| Куандыков Есенгельды Усербаевич
| доктор медицинских наук, профессор
| заведующий кафедрой
| генетика
| 2
| Ермекова Сауле
Алихановна
| доктор медицинских наук, профессор
| профессор
| генетика
| 3
| Нуртаева Курманкуль Салиевна
| кандидат медицинских наук, доцент
| доцент
| паразитология
| 4
| Альмухамбетова Светлана Кадыровна
| кандидат биологических наук, доцент
| доцент
| паразитология
| 5
| Джумашева Рахима Тажибаевна
| кандидат биологических наук, доцент
| доцент
| радиобиология
| 6
| Нуралиева Улмира Ауезхановна
| кандидат медицинских наук, доцент
| доцент
| генетика, радиобиология
| 7
| Сарсенова Ляззат Кадыргалиевна
|
| старший преподаватель
| генетика, радиобиология
| 8
| Таракова Куралай Акылбаевна
|
| старший преподаватель
|
| 9
| Нурпеисова Индира Кубетаевна
|
| преподаватель
|
| 10
| Кулукбаева Айгуль Рыздыковна
|
| преподаватель
|
| 11
| Танеева Гульжан Туленбековна
|
| преподаватель
|
| 12
| Какишева Гульзада Турсынбековна
|
| преподаватель
|
| 13
| Мадемарова Гульнар Амалбековна
|
| преподаватель
|
| 14
| Игисинова Балым Умирхановна
|
| преподаватель
|
| 15
| Кыдырбаева Асем Кияшовна
|
| преподаватель
|
| 16
| Рысбекова Айман
Бокенбаевна
|
| преподаватель
|
| 17
| Жумағул Молдир
Жакыпжановна
|
| преподаватель
|
|
1.8 Контактная информация:
г. Алматы, ул. Масанчи, 38, аудиторный корпус, 4 этаж,
раб. тел.: 292-64-23 (внутренний - 216 ).
1.9 Политика дисциплины:
не опаздывать на занятия;
не пропускать занятия без уважительной причины;
студенты допускаются к занятиям и лекциям только в белых халатах;
активно участвовать в учебном процессе;
выполнять все задания практических занятий и оформлять их соответственно требованиям;
отрабатывать пропущенные занятия в определенное время, назначенное преподавателем;
выполнять задания по СРС и сдавать их в установленные сроки;
студенты, не набравшие минимального балла по дисциплине и не сдавшие рубежные контроли, к экзамену не допускаются.
2. Программа: 2.1 Введение
Молекулярная биология изучает строение и функции нуклеиновых кислот, принципы и механизмы реализации наследственной информации, а также молекулярные основы структуры и функций клеток, процессы роста, развития, деления, опухолевой трансформации и гибели клеток.
Медицинская генетика изучает причины возникновения и развития наследственных болезней, их диагностику, профилактику и лечение.
При интегрированном подходе к преподаванию в медицинских вузах, изучение молекулярной биологии создает базу для изучения молекулярных основ строения и функционирования клетки, регуляции экспрессии генов, необходимых для понимания, как нормальных процессов жизнедеятельности, так и их нарушений, приводящих к возникновению многих заболеваний, в том числе наследственных, связанных с мутациями в генах и хромосомах, что составляет содержание медицинской генетики.
Такая фундаментальная подготовка позволит уже, начиная с первого курса, формировать у студентов клиническое мышление. Студент, изучая молекулярную биологию и медицинскую генетику, узнает о механизмах нарушения молекулярной, генетической и клеточной основ процессов жизнедеятельности, их роли в формировании и проявлении патологических состояний, а также основы их диагностики и профилактики.
Это создает теоретическую базу для изучения биологической химии, гистологии, физиологии, патологической физиологии, общей иммунологии, фармакологии, педиатрии, неврологии, акушерства и гинекологии и других клинических дисциплин. 2.2 Цель дисциплины:
Формирование у студентов современных знаний об основных молекулярно-генетических и клеточных механизмах функционирования организма и их применение в клинической практике. 2.3 Задачи обучения:
сформировать понимание роли молекулярно-генетических и клеточных механизмов функционирования организма в норме и патологии для эффективной диагностики, профилактики и лечения наиболее распространенных заболеваний;
сформировать представление об основных принципах применения современных молекулярно-генетических методов и технологий в теоретической и практической медицине;
научить распознавать основные признаки наследственных патологий для их своевременной диагностики и профилактики;
дать представление об этических и правовых нормах использования достижений молекулярно-генетических исследований в медицине;
научить навыкам работы с научной литературой и электронными базами данных по наследственным болезням.
2.4 Конечные результаты обучения:
Студент должен:
Знать:
Молекулярно-генетический, клеточный и популяционный уровни организации живых организмов;
структурно-функциональную организацию наследственного материала на генном, хромосомном и геномном уровнях;
роль биологических мембран в обеспечении межклеточных взаимодействий, механизмы мембранного транспорта и сигнализации в норме и патологических состояниях;
причины и механизмы возникновения наследственной изменчивости и их роль в формировании наследственной патологии человека и врожденных пороков развития;
основные признаки наследственной патологии человека;
основные принципы диагностики, профилактики и лечения наследственных болезней;
основные принципы применения молекулярно-генетических методов и технологий в медицине;
основные термины и понятия молекулярной биологии и генетики.
Уметь:
Использовать знание молекулярно-генетических процессов для объяснения механизмов развития заболеваний;
распознавать основные, наиболее распространенные наследственные заболевания человека;
дифференцировать различные типы хромосом и распознавать нормальные и патологические кариотипы человека;
применять генеалогический метод для установления наследственного характера заболевания;
использовать специальный справочный материал, молекулярно-биологическую и генетическую терминологию, электронные генетические базы данных и т.д.
Иметь навыки:
работы с научной литературой и электронными геномными базами данных по наследственным болезням человека.
2.5 Пререквизиты: школьный курс общей биологии, химии, медицинская биофизика. 2.5 Постреквизиты: биохимия, гистология, микробиология, физиология, патологическая анатомия и физиология, фармакология, внутренние болезни, неврология, акушерство и гинекология, эндокринология.
2.6 Краткое содержание дисциплины:
Предмет и задачи, основные направления развития молекулярной биологии и медицинской генетики. Место молекулярной биологии и медицинской генетики среди других медико-биологических дисциплин. Молекулярные механизмы реализации наследственной информации. Молекулярный принцип строения биомембран и механизмы переноса веществ через мембраны. Клеточный цикл и его молекулярные механизмы регуляции. Наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Роль мутаций в развитии наследственной патологии человека. Молекулярно-генетические методы исследования и их применение в практической медицине. Электронные базы данных и биомедицинские сайты. Молекулярно-генетические механизмы возникновения наследственных болезней человека. Методы диагностики и профилактики наследственных болезней. Генетические механизмы индивидуального развития. Основы популяционной генетики. Основы экогенетики. Основы фармакогенетики. Основы онкогенетики.
2.7 Тематический план лекций, практических занятий, СРС Тематический план лекций
№ пп
| № раздела
| Тема лекции
| Часы
| Баллы
|
1
| I
| Основы молекулярной биологии Введение в молекулярную биологию и генетику
|
1
|
0,2
| 2
| I
| Молекулярные основы наследственности
| 1
| 0,2
| 3
| I
| Молекулярная биология гена
| 1
| 0,2
| 4
| I
| Реализация наследственной информации (репликация)
| 1
| 0,2
| 5
| I
| Реализация наследственной информации (транскрипция)
| 1
| 0,2
| 6
| I
| Реализация наследственной информации (трансляция)
| 1
| 0,2
| 7-8
| I
| Регуляция экспрессии генов у про- и эукариот
| 2
| 0,4
| 9-10
| II
| Молекулярная биология клетки Генетический аппарат клетки
| 2
| 0,4
| 11-12
| II
| Наследственная изменчивость
| 2
| 0,4
| 13
| II
| Репарация ДНК
| 1
| 0,2
| 14-16
| II
| Молекулярно-генетические механизмы регуляции клеточного цикла
| 3
| 0,6
| 17
| II
| Апоптоз
| 1
| 0,2
| 18
| II
| Основы онкогенетики
| 1
| 0,2
|
19-20
| III
| Основы общей и медицинской генетики
Введение в общую и медицинскую генетику
|
2
|
0,4
| 21
| III
| Действие гена
| 1
| 0,2
| 22-23
| III
| Современные методы диагностики наследственных болезней
| 2
| 0,4
| 24-26
| III
| Наследственные болезни человека
| 3
| 0,6
| 27-28
| III
| Современные методы профилактики наследственных болезней
| 2
| 0,4
|
29-31
| IV
| Генетика развития. Основы популяционной генетики, эко- и фармакогенетики
Генетика развития
|
3
|
0,6
| 32-34
| IV
| Основы популяционной генетики
| 3
| 0,6
| 35
| IV
| Основы экогенетики
| 1
| 0,2
| 36
| IV
| Основы фармакогенетики
| 1
| 0,2
|
|
| Всего:
| 36
| 7,2
|
|