Конспект
открытого урока биологии
в 7 классе на тему:
«Общая характеристика типа Кишечнополостные»
учителя высшей категории
МОУ СОШ №4
г. Минеральные Воды
Ковшовой
Ирины Анатольевны
2009– 2010 учебный год
Тема: «Общая характеристика типа Кишечнополостные».
Цель: обобщить и закрепить знания и умения учащихся о животных типа Кишечнополостные.
Задачи
образовательные: обобщить и закрепить знания и умения учащихся о животных типа Кишечнополостные, закрепить умения выявлять характерные черты многоклеточных животных, характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности кишечнополостных, обосновывать взаимосвязи строения и жизнедеятельности многоклеточных животных.
развивающие: продолжить формирование умения решать биологические задачи, навыков самостоятельной и групповой работы, умений анализировать, делать выводы, развитие творческого мышления, умения применять знания в практических целях.
воспитательные: формирование научного мировоззрения, экологическое воспитание.
Тип урока: обобщение и закрепление знаний, умений и навыков.
Методы
словесные: рассказ;
практические: решение биологических задач, работа с микроскопом;
Методические приемы:
репродуктивные - самостоятельная работа по карточкам, с микроскопом, тестирование, фронтальный и индивидуальный опрос;
исследовательские – решение биологических задач.
Формы организации учебного процесса: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Межпредметные связи: экология, история, география.
Развиваемые понятия: систематика, подцарство, тип, класс, раздражимость, регенерация, эктодерма, энтодерма, многоклеточность.
УМК: 1 .Программа МО РФ по биологии. Автор: В.М. Константинов, В.С. Кучменко, И.Н. Пономарёва.
2.Учебник. Биология 7 кл. В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко
З.В.С. Кучменко, С.В. Суматохин. Биология 7 кл. Методическое пособие.
4. В.С. Кучменко, С.В. Суматохин. Рабочя тетрадь
Ход урока.
Организационный момент.
Тема и цель урока.
Мотивация.
Обобщение и закрепление ЗУН. (работа учащихся в 6 группах по 4 человека с дифференциацией заданий на индивидуальные, групповые, репродуктивные, исследовательские, письменные и устные)
СТОЛ №1
Выполните тест (самостоятельно)
Выполните задание на соответствие (самостоятельно)
Решите биологическую задачу (письменно, совместно)
| СТОЛ №2
Настройте микроскоп и определите ткань (самостоятельно)
Выполните задание на соответствие (самостоятельно)
Решите биологическую задачу (письменно, совместно)
| СТОЛ №3
Выполните тест (самостоятельно)
Ответьте на вопросы учителя (устно)
| СТОЛ №4
Настройте микроскоп и определите ткань (самостоятельно)
Выполните задание на соответствие (самостоятельно)
Решите биологическую задачу (письменно, совместно)
| СТОЛ №5
Выполните тест (самостоятельно)
Выполните задание на соответствие (самостоятельно)
Решите биологическую задачу (письменно, совместно)
| СТОЛ №6
Ответьте на вопросы учителя (устно)
Выполните тест (самостоятельно)
| На выполнение заданий отводится 30 мин.
Обсуждение решений биологических задач (7мин.)
5. Итог урока.
6. Домашнее задание: повт. & 2, 7
7. Рефлексия.
Тест №1
А. Кишечнополостные могут быть:
Одноклеточными и колониальными
Малоподвижными и свободно плавающими
Колониальными и одиночными
Пресноводными и морскими
Б. В состав энтодермы входят клетки:
Железистые
Эпителиально-мускульные
Стрекательные
Пищеварительно-мускульные
В. Кишечнополостные имеют лучевую симметрию тела потому, что:
Относятся к животным
Обитают в водной среде
Ведут прикрепленный образ жизни
Размножаются почкованием
Г. Родство кишечнополостных и одноклеточных подтверждается:
Многоклеточностью кишечнополостных
Наличием жгутиков и ложноножек в клетках энтодермы
Возникновением нервной системы
Способностью обитать в водной среде
Д. Размножается гидра:
Только бесполым путем
Только половым способом
Бесполым и половым способом
Почкованием
Е. К гидроидным полипам относится:
Красный коралл
Медуза-аурелия
Пресноводная гидра
Медуза-корнерот
Ж. К классу гидроидных относится:
Коралловый полип
Гидра пресноводная
Актиния
Медуза-крестовик
Тест №2
Тело кишечнополостных представляет собой:
Полость, окруженную одним слоем клеток
Полость, окруженную двумя слоями клеток
Полость, окруженную тремя слоями клеток
Группу клеток, расположенных в три слоя
Многоклеточные организмы, как и одноклеточные:
Живые организмы
Передвигаются
Состоят из большого числа клеток
Зависят от условий окружающей среды
Эктодерма, как и энтодерма:
Слой клеток тела
Содержит стрекательные клетки
Образована клетками, плотно прилегающими друг к другу
Является наружным слоем клеток
Эктодерма образована клетками:
Эпителиально-мускульными
Стрекательными
Пищеварительно-мускульными
Нервными
Для кишечнополостных характерно половое размножение, что подтверждается:
Способностью почковаться
Наличием радиальной симметрии
Образованием половых клеток
Движением щупалец
К классу Сцифоидные медузы относится:
Актиния
Гидра пресноводная
Медуза крестовик
Коралловый полип
К колониальным кишечнополостным относятся:
Гидры
Актинии
Кораллы
Медузы
Тест № 3
Эктодерма в отличие от энтодермы:
Отличается большим разнообразием клеток
Контактирует с внешней средой
Состоит из клеток
Имеет строение, определяемое функциями
Более высокую ступень организации кишечнополостных по сравнению с одноклеточными подтверждают:
Наличие нервной системы
Способность к размножению
Многоклеточность
Способность обитать в водной среде
Среда обитания Кишечнополостных:
Наземно-воздушная
Водная
Почвенная
Организменная
Регенерация – это способность:
Воспроизводить себе подобных
Развиваться
Восстанавливать поврежденные части тела
Расти
Сидячая форма кишечнополостных животных называется:
Риф
Полип
Медуза
Колония
Укажите характерные признаки вида клеток — «кожно-мускульная»:
Образование всех видов клеток
Пищеварение
Выделение пищеварительных соков
Осуществление рефлекторных реакций
Защита
Передвижение
Размножение
Тест № 4
Укажите характерные признаки для вида клеток — «нервная»:
Образование всех видов клеток
Пищеварение
Выделение пищеварительных соков
Осуществление рефлекторных реакций
Защита
Передвижение
Размножение
Пресноводная гидра передвигается:
При помощи щупалец
При помощи подошвы
При помощи щупалец и подошвы
Реактивным способом
Тело кишечнополостных состоит:
Из трех слоев клеток
Из двух слоев клеток
Из нескольких слоев клеток
Из одного слоя клеток различного строения
Пищеварение у кишечнополостных:
Внутриклеточное
Внутриполостное
Внутриклеточное и внутриполостное
Правильного ответа нет
Дыхание у кишечнополостных осуществляется:
Через поверхность тела
Через ротовое отверстие
Через кишечную полость
Через специальные органы дыхания
Укажите признаки коралловых полипов:
Плавающие хищники
Имеют два слоя клеток
Развиваются без личиночной стадии
Имеют лучевую симметрию
Стадия полипа кратковременна по сравнению со взрослой формой
В развитии проходят стадии личинки и полипа
Новые особи развиваются в кишечной полости
Карточка №5 Установите соответствие между функцией клеток гидры и их типом. ФУНКЦИИ КЛЕТОК ТИП КЛЕТОК
Поражение жертвы А) нервные
Защита организма от врагов Б) кожно-мускульные
Ответ организма на раздражение В) стрекательные
Образование покрова
Передвижение
| Карточка №6 Установите соответствие между особенностью образа жизни и строения кишечнополостных, и группой животных этого типа.
ГРУППА
ОБРАЗ ЖИЗНИ И СТРОЕНИЕ КИШЕЧНОПОЛОСТНЫХ
Обитает в толще морской воды А) медузы
Обитает в полосе прибоя Б) коралловые полипы
Образует колонии
Не образует колоний
Имеют известковый скелет
Не имеют известкового скелета
| Карточка №7 Установите соответствие между особенностью образа жизни и строения кишечнополостных, и группой животных этого типа.
ГРУППА
ОБРАЗ ЖИЗНИ И СТРОЕНИЕ КИШЕЧНОПОЛОСТНЫХ
Плавающие хищники А) сцифоидные
Стадия полипа кратковременна Б) гидроидные
Ведут прикреплённый образ жизни
Имеют разветвленные пищеварительные каналы
| Карточка №8 Выберите признаки, относящиеся только к кишечнополостным животным.
Трёхслойное строение тела
Двусторонняя симметрия
Двуслойное строение тела
В цикле развития присутствует стадия полипа
Паразитирующие организмы
Тело состоит из эктодермы, энтодермы и мезоглеи
|
Задача №1 Мальчик решил выяснить, что произойдет с гидрой, если ее разрезать поперек на две части и поместить каждую из частей в благоприятные условия.
| Задача 2 Одним из 12 подвигов, прославивших великого героя Древней Греции Геракла, была победа над девятиголовым чудовищем – гидрой, у которой на месте одной отрубленной головы вырастали две новые. Объясните, почему небольшой пресноводный полип получил название гидра.
| Задача №3 Жизнь кишечнополостных, как и других животных, зависит от окружающей среды. Однако многие из них не только приспособлены к среде обитания, но и активно воздействуют на неё. Подтвердите эту закономерность примерами из жизни морских кишечнополостных.
| Задача №4 В тропических морях некоторые виды колониальных полипов образуют большие коралловые рифы. Так, длина Большого Барьерного рифа примерно 2000 км. Почему оказалась возможной постройка столь малыми животными таких гигантских сооружений?
| Биологические задачи
Задача №5 У гидр в водоёмах почти нет врагов. Если рыба схватит гидру, то вместо того, чтобы проглотить, выпустит её. Почему?
| Задача №6 Пресноводная гидра не может обитать в водоёмах с быстрым течением, а водоемах со стоячей водой широко встречается. Почему?
| |