Скачать 105.07 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089), примерных программ по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1236), примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по биологии 5-11 класс (авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко,В.М. Константинов, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова. Составитель: Кучменко В.С. – М.: Дрофа, 2001г.). Программа рассчитана на 70 ч. в год (2 часа в неделю). Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
Задачи раздела «Животные» ( 7 класс ) *обучения: 1.создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
особое внимание уделить развитию у семиклассников информационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе, составлять план и конспект прочитанного через систему разнообразных заданий для работы с учебником, подготовку детьми сообщений и рефератов, межпредметные домашние задания 2. закрепить интерес к изучению биологии через разнообразные формы уроков 3. развивать творческие способности учеников через систему креативных заданий *развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: -продолжить развитие внимания, памяти, -особое внимание обратить на развитие мышления (способности производить анализ и синтез), -развивать стремление добиваться особых успехов, - продолжить формирование положительного отношения к учёбе через учебный материал уроков *воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей (особое внимание обратить на воспитание у семиклассников желания охранять природу, продолжить развивать умение жить в коллектив) через учебный материал уроков, экскурсии. Учебно-тематический план
Содержание программы Глава 1. Общие сведения о мире животных. (4 ч.) Зоология – наука о животных. Среды жизни и местообитания животных. Классификация животных. Основные систематические группы животных. Краткая история развития зоологии. Влияние человека на животных. Глава 2. Строение тела животных. (4 ч.) Клетка как структурная единица организма. Ткани. Органы и системы органов организмов. Глава 3. Подцарство Простейшие. (4 ч.) Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы. Тип Инфузории. Многообразие простейших. Глава 4. Подцарство Многоклеточные животные. (3 ч.) Тип Кишечнополостные. Морские кишечнополостные. Контрольный урок по теме: «Простейшие и Кишечнополостные». Глава 5. Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. (6 ч.) Тип Плоские черви. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви. Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви. Контрольный урок по теме: «Черви». Глава 6. Тип Моллюски. (4 ч.) Общая характеристика моллюсков. Класс Брюхоногие моллюски. Класс Двустворчатые моллюски.Класс Головоногие моллюски. Глава 7.Тип Членистоногие. (7 ч.) Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые – пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. Контрольный урок по теме: «Моллюски. Членистоногие». Глава 8. Тип Хордовые. (6 ч.) Хордовые. Примитивные формы. Рыбы: внешнее строение. Внутреннее строение рыб. Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы, их рациональное использование и охрана. Глава 9. Класс Земноводные, или Амфибии. (4 ч.) Земноводные: места обитания и внешнее строение. Внутреннее строение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных, их происхождение. Многообразие земноводных. Глава 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. (3 ч.) Особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся, их значение. Контрольный урок по теме: «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся». Глава 11. Класс Птицы. (8 ч.) Среда обитания и внешнее строение птиц. Скелет и мускулатура птиц. Внутренние органы птиц. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение птиц и их охрана. Контрольный урок по теме: «Птицы» Глава 12. Класс Млекопитающие, или Звери. (10 ч.) Внешнее строение млекопитающих. Внутреннее строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Высшие, или плацентарные, звери: приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих. Контрольный урок по теме: «Млекопитающие». Глава 13. Развитие животного мира на Земле. (7 ч.) Доказательства и причины эволюции животного мира. Основные этапы развития животного мира на Земле. Зоология в терминах. Работа над проектами. Защита проектов. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса по биологии. Знать и понимать:
Уметь:
Перечень учебно-методического обеспечения. литература для учащихся: 1.Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Учебник "Биология: животные" (М., изд. центр "Вентана-Граф", 2001 г.) 2. Книга для чтения по зоологии (составитель Молис С.А.) М., "Просвещение", 1985 г. литература для учителя:
"Уроки зоологии" (М., "Просвещение", 1981 г.)
"Зоология для учителя" (М., "Просвещение", 1985 г.)
"Зоология с основами экологии животных" (М., "Просвещение", 1985 г.)
"Биология: формы и уровни жизни" (М., "Просвещение", 1994 г.)
"Биологический эксперимент в школе" (М., "Просвещение", 1990 г.)
"Самостоятельные работы учащихся по зоологии" (М., "Просвещение", 1987 г.)
"Биология животных: тесты и задания" (М., "Аквариум", 2000 г.)
. "Биология в вопросах и ответах" (М., "Просвещение", 1996 г.)
"Занимательная зоология" (М., "АСТ-Пресс", 2002 г.) Список литературы Дополнительная литература для учителя: 1. Т.С. Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии. Издательский дом «Дрофа», 1996 г. 2. Е.Н. Дмитров. Познавательные задачи по зоологии позвоночных. Тула «Родничок», 2000 г. 3.Биология в таблицах. Москва «Дрофа», 2002 г. 4. В.В. Латюшин. Биология.Животные. 7 класс. Тематическое и поурочное планирование. М.: Дрофа. 2001г. 5. Кучменко В.С. Биология. Животные 7 класс. Методическое пособие. Москва «Вентана-Граф», 2003г. 6. Г.И. Лейнер. Биология животных. Тесты и задания. Москва «Аквариум» 2000 г. Дополнительная литература для ученика: 1. И. Акимушкин Мир животных. Москва «Мысль», 1995. 2. Книга для чтения по зоологии. 3.Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская, В.М. Стамбровская. Пособие по биологии. Минск «Вышейшая школа» 1997г. |