Скачать 172.49 Kb.
|
ОГОУ СПО «Аграрный техникум р.п. Сапожок» имени Д.М.Гармаш План-конспект открытого урока по биологии «Прокариоты» 18.11.2010г Группа 32 (1 курс, специальность «повар») Разработала и провела: преподаватель биологии Шилкина И. В. Сапожок 2010 Тема урока: Прокариоты Тип урока: формирования новых знаний Вид урока: комбинированный урок с использованием учебного проекта и элементов игры-соревнования Методическая цель урока: активизация познавательной самостоятельности обучающихся в приобретении профессионально значимых знаний путем использования деятельностного подхода в обучении (метода учебного проекта) Цели урока:
Методы обучения: фронтальный опрос, объяснительно-иллюстративный рассказ, репродуктивный метод, самостоятельная работа, учебный проект Оборудование:
Х О Д У Р О К А 1 Оргмомент Приветствие. Проверка присутствующих. Настрой на рабочий лад. 2. Повторение ранее изученного с направленностью на новый материал. Преп.: Ребята, на прошлых уроках мы изучали с вами строение растительной и животной клеток, говорили об органоидах клетки. Сейчас я буду зачитывать вам описание или назначение органоида в клетке, а вы называйте его. (Названия органоидов прикрепляются в столбик на доску)
клеточная оболочка
цитоплазма
эндоплазматическая сеть
рибосомы
митохондрии
аппарат Гольджи
пластиды
включения
органоиды движения
ядро
ядерная оболочка
ядерный сок
хромосомы
ядрышки Молодцы. Вы показали хорошие знания 3. Изучение нового материала Актуализация приобретаемых знаний Преп.: Итак, ребята, мы вспомнили с вами строение клеток растений и животных. Но наш сегодняшний урок посвящен другим, совершенно удивительным созданиям.
Вы, наверное, догадались, о каких организмах идет речь? Обуч. : О бактериях Объяснение преподавателем нового материала Преп.: Совершенно верно. Ученые выделяют их в особую группу – прокариоты. Запишите, пожалуйста тему сегодняшнего урока «Прокариоты» (записывают число и тему) Дело в том, что по строению клетки все живые организмы делятся на ядерные организмы – эукариоты и доядерные – прокариоты, основными представителями которых являются бактерии, а также сине-зеленые водоросли. Вывешивается схема: На сегодняшнем уроке вы познакомитесь со строением прокариот, прежде всего бактерий, их многообразием и значением в жизни человека. Особенно в том, что связано с питанием человека. Сделаем мы это по следующему плану (записан на доске):
Объяснение с демонстрацией плаката А сейчас, пожалуйста, посмотрите на плакат. Я расскажу вам о строении прокариот на примере бактериальной клетки. Снаружи бактериальная клетка окружена плотной оболочкой, а у некоторых видов еще и слизистой капсулой Под оболочкой, состоящей из углеводов, находится плазматическая мембрана. Цитоплазма прокариот содержит несколько меньше растворенных веществ, чем эукариотическая. В ней располагаются органоиды- рибосомы, включения, а также многочисленные мембранные структуры, выполняющие различные функции (пигментсодержащие используются для фотосинтеза, аэросомы – газовые вакуоли, карбоксисомы, заполненные ферментами. У многих бактерий имеются органоиды движения – жгутики, которые, быстро вращаясь, вызывают вращение клетки. Так она передвигается. Как уже было сказано, у прокариот бактерий и сине-зеленых водорослей нет оформленного ядра. Генетический аппарат представлен нуклеоидом, состоящим из двухспиральной молекулы ДНК. Размножаются прокариоты делением пополам. Похожи по строению и клетки сине-зеленых водорослей. Итак, вы прослушали рассказ о прокариотической клетке. Промежуточное обобщение и закрепление знаний А сейчас я попрошу вас вспомнить, обобщить и систематизировать все услышанное заполнить таблицу «Строение эукариотической и прокариотической клеток».
Обучающиеся, отвечая по очереди о каждом органоиде, заполняют таблицу. Преп.: Итак, какой же вывод мы можем сделать? У вас на листочках есть неполный текст. Давайте сформулируем вывод. Обуч.: Прокариоты, это организмы, не имеющие оформленного ядра и многих органоидов (ЭПС, аппарата Гольджи, митохондрий, пластид). Наследственная информация хранится в нуклеоиде - кольцевой молекуле ДНК. Обучающиеся записывают вывод в тетрадь Продолжение объяснения преподавателем нового материала Преп.: Итак, мы выяснили общие черты строения прокариот в целом и бактерий в частности. Но на самом деле бактерии очень многообразны, отличаются друг от друга по многим параметрам и прежде всего по форме, способу питания и отношению к кислороду. У вас на столах находятся сведения о видах бактерий. Я прошу их вклеить в тетрадь, а дома внимательно изучить и запомнить. Мир бактерий или – в широком смысле слова – прокариот, огромный, но до сих пор мало изученный, рядом с нами, вокруг нас, внутри нас, всегда с нами Роль крохотных бактерий велика не только в жизни человека, но и всей планеты Земля:
Поэтому изучить многообразие бактерий, познать их свойства, выяснить их значение в природе и для человека – первоочередные задачи, стоящие перед биологией и ее особой областью – микробиологией. Она с этими задачами довольно успешно справляется. Изучение нового материала по подготовленным обучающимися творческим работам И вот вы, ребята, заранее получили задание подготовить плакат – стенгазету, освещающую ту или иную сферу участия бактерий в нашей жизни. Я думаю, вы подготовились и сейчас познакомите нас с ними. Я попрошу всех внимательно слушать. Вам в дальнейшем предстоит не только использовать эти сведения, но и оценить своих товарищей. Творческие проекты обучающихся 1 группа - «Нормальная микрофлора человека» 2 группа – «Продукты питания, приготовленные с использованием бактерий» 3 группа – «Бактерии, вызывающие пищевые заболевания» Преп.: Большое спасибо. Все работы были очень творческими и интересными. Все молодцы. А теперь каждую команду оценят две другие. Каждый из вас должен поставить оценки 0 – если сообщение оставило вас равнодушным, + если оно понравилось и ++ - если очень понравилось. Обучающиеся оценивают своих товарищей 4. Творческое применение и закрепление полученных знаний Я предлагаю продолжить наш урок– соревнование творческим этапом. Каждой из команд достается определенная бактерия. У вас будет ее фотография, описание, значение в природе и жизни человека. Вам нужно будет схематично изобразить эту бактерию в разрезе, пользуясь полученными сведениями и рисунками «Строение бактериальной клетки» и кратко описать ее. Каждая команда выступает 2 минуты. Остальные команды внимательно слушают своих товарищей, а затем оценят. Пожалуйста. Предлагаемые варианты:
Обучающиеся готовятся, потом выступают с сообщениями. Остальные оценивают. 5. Подведение итогов занятия Подсчитываются результаты, объявляются победители. Команда – победитель два капитана (готовившие плакаты) получают оценку «5», остальные - «4» Делается вывод: итак, на сегодняшнем уроке вы, ребята, узнали о существовании двух форм клеточной организации жизни на Земле – прокариотической и эукариотической. И если о эукариота мы говорили ранее, то сегодня очень подробно разобрали строение прокариот, а также их важнейших представителей – бактерий. Я думаю, вы поняли, что их значение в жизни человека, в его питании очень велико. Мы с вами еще будем изучать бактерии на уроках физиологии питания, а также целая дисциплина на 4 курсе – микробиология – будет посвящена этим маленьким, но таким значительным организмам. А сегодня мы с ними лишь немного соприкоснулись. Я, надеюсь. Что вы заинтересовались и в дальнейшем приложите усилия для их изучения. 6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению А сейчас запишите, пожалуйста, домашнее задание: (записано на доске)
Разъясняется выполнение теста. Большое спасибо всем за урок, до свидания Дидактические материалы урока: Таблица «Строение эукариотической и прокариотической клеток»
Прокариоты, это ……., не имеющие оформленного….. и многих ……. (ЭПС, аппарата Гольджи, ………...). Наследственная информация хранится в ……- кольцевой молекуле …… ВИДЫ БАКТЕРИЙ 1. По форме клетки: 9 А – кокки (шарообразные): 1 – стафилококки; 2- диплококки, 3 – стрептококки В – палочковидные: 4, 5 – со жгутиками, 6 – со спорой (бацилла) С – изогнутые: 7 – спирохеты (сильно извитые), 8 – спириллы, 9 – в виде запятой – вибрионы 2. По типу дыхания: 3. По способу питания: Кишечная палочка (эшерихия коли) Кишечная палочка (эшерихия коли) — вид палочковидных бактерий, входящий в состав нормальной микрофлоры желудочно-кишечного тракта человека. Их естественным местом обитания является содержимое толстой кишки. Большинство кишечных палочек имеет жгутики и подвижны, но есть и неподвижные формы. Они не образуют спор, не имеют капсулы. Кишечные палочки более устойчивы во внешней среде по сравнению с другими бактериями, длительное время сохраняются в почве, воде, фекалиях. Прямой солнечный свет убивает их в течение нескольких минут, температура 60°С и 1% раствор карболовой кислоты — в течение 15 минут. Хорошо переносят высушивание. Кишечные палочки обладают способностью к размножению в пищевых продуктах, особенно в молоке. Быстро погибают при кипячении и воздействии дезинфицирующих средств (хлорной извести, формалина, фенола, сулемы, едкого натра и др.). Молочнокислый стрептококк (Стрептококк лактис) Молочнокислый стрептококк (Стрептококк лактис) - это кокки овальной формы 0.8-1.2 мкм, которые образуют цепочки различной длины. При старении цепочка дробится. Неподвижны, спор не образуют. Могут образовывать капсулу. Факультативные анаэробы. Он является первым микроорганизмом, который выделен в чистой культуре (в 1873 г. Листером). Streptococcus lactis встречается и на растениях. Благоприятной средой для развития стрептококков является гидролизованное молоко, они хорошо растут в присутствии лактозы или глюкозы. Оптимальная температура роста стрептококков 30 °С. Молочнокислые стрептококки свертывают молоко при 30 °С за 10-12 ч. Образуется ровный, плотный, колющейся консистенции сгусток, который имеет чистые кисломолочные вкус и запах. Стафилококк золотистый (Стафилококк ауреус) Стафилококк золотистый (Staphylococcus aureus) обнаружен Р. Кохом, выделен из гноя фурункула Л. Пастером (1880), описан как возбудитель многих нагноительных процессов. Стафилококки — это целый род микроорганизмов, на сегодня известно уже 27 видов, при этом 14 видов обнаружены на коже и слизистых оболочках человека. Стафилококки – это неподвижные условно-патогенные (вызывающие заболевание только при снижении защитных сил организма) бактерии. Они имеют правильную шаровидную форму (отсюда название: кокки, то есть зерно) и делятся, образуя скопления, напоминающие гроздья. Могут образовывать защитную капсулу. Стафилококки могут существовать и размножаться как при отсутствии кислорода, так и в его присутствии (последнее для них предпочтительнее) при температуре 35-40˚, преимущественно в щелочной среде. В организме человека стафилококк живет в основном на коже и слизистых оболочках, но при появлении стафилококковой инфекции может распространяться и на другие органы и ткани. Стафилококки образуют токсины — сильнейшие яды для человека, что серьезным образом отражается на иммунной системе (иммунитете). Именно токсины стафилококка часто становятся причиной пищевых отравлений. Они накапливаются в портящихся продуктах, где размножается золотистый стафилококк. При кулинарной обработке бактерии гибнут, но их токсины разрушаются медленно. Поэтому даже после термической обработки продукты остаются ядовитыми 1 вариант
2 вариант
3 вариант
4 вариант
|