Скачать 48.62 Kb.
|
Конспект урока "Окружающий мир" по теме: "Кровь. Кровеносная система" в 4-м классе (программа "Школа России")Сафиуллина Гульшат Файзиевна, учитель начальных классов Дидактическая цель урока: формирование знаний Тип по дидактической цели: изучение нового материала. Цели по содержанию:
Оборудование: слайд с кроссвордом, схема кровеносной системы; схема кровообращения; бинт, повязки, пластырь, жгут; портрет И.И.Мечникова; учебник «Окружающий мир» автор А.А.Плешаков; тетрадь на печатной основе; карточки для индивидуальной работы. Ход урока I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку, учебник, тетрадь, оформление доски, учебные таблицы, кроссворд, медицинская аптечка, портрет И.И Мечникова, психологический настрой (стих-е)
II. Проверка домашнего задания. 1. Беседа - повторение по вопросам
2. Разгадывание кроссворда (Приложение 3) 3. Работа по карточкам. (Приложение 2) III. Актуализация, мотивация, целеполагание. Объявление темы. - Что хотели бы узнать на уроке? IV. Формирование новых знаний. 1) Постановка проблемного вопроса.
2) Объяснение по теме урока. (Приложение 1 объяснение со слайда) Дополнение учителя. Кровь – удивительная жидкость. С древних времён ей приписывали могучую силу. Древние жрецы приносили её в жертву своим богам, люди кровью скрепляли свои клятвы. Кровь есть во всех частях тела. Даже если уколоть иголкой кожу, выступает капелька крови. Всего в организме взрослого человека около 5 л крови. У детей её немного меньше. Кровь постоянно движется по телу по специальным трубочкам, которые называются «кровеносные сосуды». - Рассмотрите рисунок кровеносной системы (Приложение слайд) учебник на с.19 - Проследите по рисунку (Приложение на слайде) за движением крови в организме. Сосуды и сердце – органы кровообращения. Сосуды, по которым кровь течёт от сердца, называются - артериями (на слайде). Артерии имеют толстые, прочные и упругие стенки. Самая крупная артерия называется – аортой (на слайде). Сосуды, несущие кровь к сердцу, называются – венами (на слайде). Их стенки тоньше и мягче, чем стенки артерий. Мельчайшие кровеносные сосуды называются – капиллярами. - Почему кровеносную систему называют транспортной? (Она выполняет многие важные функции) Рассмотрите рисунок на слайде - капелька крови под микроскопом. - Что вы видите? Кровь состоит из множества клеток. Каждая клетка выполняет свою «работу». Во - первых, транспортную: обогатившись в лёгких кислородом, а в стенках тонкой кишки – питательными веществами, они доставляют их ко всем органам. От органов же кровь уносит углекислый газ к лёгким, а продукты обмена веществ – к коже, почкам. Кровь также уносит из организма вредные вещества. Если человек теряет много крови, то ему переливают её. Опыты по переливанию крови животным начались ещё в 1638 году, а в 1667 году было проведено первое успешное переливание крови животного – ягнёнка – юноше, который погибал от многократного кровопускания – модного тогда лечения. Однако после четвёртого переливания больной мальчик умер. Опыты по переливанию крови человеку прекратились почти на целое столетие. Неудачи наводили на мысль о том, что человеку можно переливать только кровь человека. Впоследствии выяснилось, что для переливания необходимо учитывать и совместимость крови. Различают четыре группы крови: (слайд) 0 (I), А (II), В(III), АВ (IV). Учёные доказали также, что следует учитывать и резус-фактор - особое вещество, которое содержится у большинства людей. Его называют резус – положительный и резус – отрицательный. Но об этом более подробно вы узнаете в старших классах. 3) Работа с учебником. А) чтение статьи (с. 20) Б) Обсуждение прочитанного. - Что нового интересного узнали? - в крови много различных клеток, которые отвечают за свою «работу»; - кровь снабжает организм водой, питательными веществами, солями, витаминами; - уносит из организма вредные вещества; - есть доноры, люди, которые дают свою кровь для переливания ) V. Закрепление изученного материала. 1) Работа в рубрике «Этот удивительный мир…» (с.28 учебника) Учитель: Посмотрите (Приложение на слайде) портрет Ильи Ильича Мечникова (1845 – 1916) Это выдающийся русский учёный, внёсший большой вклад в различные области биологии. Почётный член Петербургской академии наук, лауреат Нобелевской премии. Великолепный лектор, мог зажечь сердца студентов. В 1863 году Илья Ильич произнёс знаменитую речь о целебных силах организма, в которой излагалась теория иммунитета. - Прочитайте текст в рубрике «Этот удивительный мир..» об открытии И.И.Мечникова. - Расскажите, что вы узнали об этом открытии. Какое значение оно имеет для нашего здоровья? - Что люди узнали нового о своём организме благодаря открытию И.И.Мечникову? 2) Выполнение заданий в рабочей тетради. - Выполнение задания 23 на с. 9 с коллективной проверкой.
3) Тест по теме (Приложение слайды) - Практическая работа с мед работником. (Приложение слайды и приложение 2) VI. Итог урока.
VII. Рефлексия (Приложение слайд) VIII. Домашнее задание: работа с книгой: чтение, составление рассказа «кровеносная система», 1в. – составить памятку « Как тренировать сердце» 2 в. – работа в Т. № 24, 25, 26 |