Скачать 76.94 Kb.
|
МБОУ «Забузанская СОШ имени Турченко Э.П.» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 «Б» КЛАСС «ЗДОРОВАЯ ПИЩА» Автор: учитель начальных классов Рахмедова Жаннаргуль Талабовна Цели урока: - рассмотреть причины неправильного питания; - найти пути организации правильного питания; - формировать представление о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья; - учить детей выбирать полезные продукты для здорового, рационального питания; - воспитывать у детей культуру здоровья. Оборудование: - компьютер, проектор, презентация урока, предметные картинки овощей и фруктов Предварительная работа: найти информацию о витаминах А, В, С, D, Е и подготовить небольшие сообщения. ХОД УРОКА. I. Организационный этап. Ну-ка, детки, встаньте в ряд. Готов работать мой отряд? II. Актуализация опорных знаний, сообщение темы урока, постановка задачи. - Ответьте, пожалуйста, на вопрос «Как называется тема нашего урока?», и «Чем мы сегодня будем заниматься?», а поможет вам ответить на вопросы одно стихотворение С.Михалкова Чтение стихотворения Юля плохо кушает, Никого не слушает. - Съешь яичко, Юлечка! – Не хочу, мамулечка! - Съешь с колбаской бутерброд, Прикрывает Юля рот. - Супик? – Нет. - Котлетку? – Нет. Стынет Юлечкин обед Что с тобою Юлечка? Ничего, мамулечка! - Сделай, внученька, глоточек, Проглоти еще кусочек! Пожалей нас, Юлечка! - Не могу, бабулечка! Мама с бабушкой в слезах – Тает Юля на глазах! - Что же случилось с Юлей? Как помочь ей? - Какая же тема нашего урока? (слайд№2) - А для чего нам нужно правильно питаться? - Значит, еда необходима, чтобы поддерживать жизнедеятельность нашего организма. - А какой должна быть еда? (вкусной) Нюша тоже считает, что еда должна быть вкусной. И даже составила для вас меню на целый день (слайд№3) -Посмотрите. Вкусно? А полезно ли? - Давайте разберемся в этой ситуации. Работа с учебником (стр.151) Работа в группах Все группы составляют правильное меню для Нюши Проверка - Доктор Здоровая Пища дает нам советы: (слайд№4) 1) Воздерживайтесь от жирной пищи 2) Остерегайтесь очень острого и соленого 3) Сладостей тысячи, а здоровье одно. - Доктор Здоровая Пища советует: чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие. - Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают все переваривать. - Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (слайд №5). - Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (слайд №:6) - а третьи – фрукты и овощи содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму, расти и развиваться (слайд№7) III. Мотивация. - Объясните, как вы понимаете пословицу: «Овощи и фрукты – кладовая здоровья» - Помочь нам понять смысл пословицы поможет путешествие по разным станциям, в которое мы сейчас отправимся. - Сопровождать нас будет Доктор «Здоровая пища». - Ехать будем на паровозике. (слайд№8). - Овощи и фрукты возьмём с собой. - Итак, в путь! Представим, что мы - паровозики, ножки-колёсики поставим на рельсы и поедем: Паровоз, паровоз. Новенький, блестящий. Он вагоны повёз, Точно настоящий. Чу-чу-чу-чу! Бежит паровоз, Далеко-далеко ребят он повёз. Вот поезд наш едет, Колёса стучат. А в поезде нашем Ребята сидят. IV. Работа над новым материалом. - Подъезжаем к первой станции. Станция "Овощная". (слайд№9-10) 1. Загадки. 1) Надела сто рубах Заскрипела на зубах (капуста) 2) Скинули с Егорушки Золотые пёрышки- Заставил Егорушка Плакать без горюшка (лук) 3) Маленький, горький Луку брат (чеснок) 4) Был зелёный плод - Не просился в рот. Положили в лёжку- Он сменил одежку: Красную надел- Для еды поспел (помидор) 5) И зелен, и густ На грядке вырос куст Покопай немножко, Под кустом (картошка - картофель) 6) Круглый бок, жёлтый бок Сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? (репка) - Доктор "Здоровая пища" дает нам совет: "Ешьте больше овощей - будете здоровы!" (слайд№11) - А теперь нам пора в путь, к следующей станции. - Сели поудобнее, колёсики на рельсы: (слайд№12) Загудел паровоз И вагончики повёз: "Чу-чу-чу. Далеко я укачу!" Станция "Фруктовая" (слайд№13) - Какой из фруктов является маленьким братом апельсина? (мандарин) - Какой фрукт похож на маленькую печку с красными угольками? (гранат) - Доктор "Здоровая Пища" хочет узнать, все ли вы хорошо различаете овощи и фрукты. 2. Работа в группах. 1 группа - собрать картинку овоща. 2 группа – собрать картинку - фрукта 3 группа - собрать картинку овоща. 4 группа - собрать картинку - фрукта. 3. Проверка. - Доктор "Здоровая Пища" даёт нам ещё один совет: "Овощи и фрукты - полезные продукты". (слайд№14) 4. Оздоровительная минутка. Игра "Вершки и корешки". Если мы в пищу употребляем подземные части растений - присесть, если наземные - встать, руки вверх. (Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква) Игра "А в лесу растет черника". А в лесу растет черника, Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже приседать. (Приседания.) Нагулялся я в лесу. Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.) В класс пора мне возвращаться, Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты.) - Ставим колёсики на рельсы и снова отправляемся в путь. (слайд№15) Загудел паровоз И вагончики повёз: "Чу-чу-чу. Далеко я укачу!" Станция "Витаминная" (слайд№16) Происхождение слова "витамин". - Слово «витамин» придумал американский ученый-биохимик Каземир Функ. Он открыл, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин». Детям 6-7 лет надо съедать в день 500-600г овощей и фруктов. 6. Работа в группах - Я просила вас подготовить сообщения о витаминах. Выступления детей: 1. Витамин А содержится в рыбьем жире, сливочном масле, молоке, сливках, сметане, яичном желтке, печени. Его много в моркови, зелёном луке, салате, помидорах, черноплодной рябине. Усвоение его увеличивается при наличии в рационе овощей, тушённых с маслом, сметаной или молоком. Этот витамин необходим для нормального функционирования бронхиальной системы, кишечника, глаз. (слайд№17) 2.Витамина В-1 много в хлебе, молоке, яйцах, печени, мясе, в некоторых овощах и фруктах. Он разрушается при длительном приготовлении пищи, особенно если в ней имеется сода. Люди, питающиеся главным образом белым хлебом и сладостями, не получают достаточного количества витамина В-1, что нередко приводит к желудочно-кишечным расстройствам и плохому аппетиту. Витамин В-2 в больших количествах находится в печени, мясе, молоке, яйцах, овощах зелёного цвета, крупах, дрожжах. Витамин В-6 содержится в рыбе, яичном желтке, горохе, овощах зелёного цвета. Витамином В-12 богаты печень, почки, мясо, рыба, творог, сыр. Недостаточность витаминов группы В вызывает трещины в углах рта, болезни губ, кожи, рта, глаз (слайд№18) 3.Основные поставщики витамина С – свежие овощи, фрукты, ягоды. Особенно его много в чёрной смородине, ягодах шиповника, клубнике, малине, зелёном луке, капусте. Высоким содержанием витамина С обладает разнообразная зелень – укроп, петрушка, шпинат, салат. Он необходим для роста зубов, костей, кровеносных сосудов. Этот витамин легко разрушается при приготовлении пищи. Низкое содержание витамина С в рационе, особенно в зимне-весенний период, обусловливается понижением его содержания в продуктах из-за их длительного хранения. Поэтому так важно в этот период употреблять в пищу соки, особенно апельсиновый, лимонный, томатный, грейпфрутовый (слайд №19) 4.Витамин Д образуется в организме под влиянием ультрафиолетового спектра солнечных лучей. Поэтому, находясь весной и летом достаточное время на воздухе, мы обеспечиваем себя этим витамином. Кроме того, витамин Д поступает в организм с пищей. Большое его количество содержится в печени, рыбе. Богатые источники этого витамина – рыбий жир, яичный желток, сливочное масло, сливки. Недостаточность витамина Д приводит к размягчению и деформации костей, плохим зубам, слабым мышцам и связкам (слайд №20) 5.Витамин Е имеется в растительных продуктах, главным образом в зародышевых частях злаковых (пшеница, кукуруза и овсянка), а также в животных (печень, яйца). Наиболее ценными можно назвать растительные масла, муку грубого помола, бобовые. В овощах витамин Е присутствует в капусте, салате, шпинате. Это витамин очень важен для развития детского организма. (слайд №21) - Как зимой можно справиться с проблемой нехватки витаминов? - Есть свежие овощи и фрукты, готовить из них салаты, пить натуральные соки V. Осмысление нового материала. - Почему же нужно есть овощи и фрукты? (В них содержаться витамины). - Для чего организму человека нужны витамины? (Чтобы быть сильным, здоровым, иметь хороший аппетит, крепкие зубы, отличное зрение). - А что будет, если кушать только одну морковку? (Не будет хватать других витаминов). - Верно! Поэтому нужно есть разные овощи и фрукты. - Доктор Здоровая Пища дает вам совет «Овощи и фрукты нужно мыть перед употреблением» (слайд№22) VI. Закрепление пройденного. 1. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?» - работа в парах, по карточкам - Выберите те продукты, которые едят для того, чтобы было крепкое здоровье (приложение)
2. Игра на внимание. Если мой совет хороший, Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. Вы похлопайте в ладоши. На неправильный совет Не грызите лист капустный, Вы потопайте - нет, нет! Он совсем, совсем невкусный. Постоянно нужно есть - Лучше ешьте шоколад, Для здоровья важно! Вафли, сахар, мармелад, Фрукты, овощи, омлет, Это правильный совет? Творог, простоквашу. (Нет, нет, нет!) Зубы вы почистили и идите спать. Захватите булочку Сладкую в кровать. Это правильный совет? (Нет, нет, нет!) VII. Итог урока. - Давайте подведем итоги нашего путешествия. (слайд№23) - Это путешествие было полезным? Почему? - Кому понравился урок покажите мне желтые смайлики, а кому не понравился – синие смайлики. |