Скачать 52.28 Kb.
|
МОБУ «Новоладожская средняя образовательная школа №1» Конспект открытого урока в 1-а классе по окружающему миру на тему «Кто такие рыбы» Учитель начальных классов: Кожина Ольга Александровна Новая Ладога, 2012 год Цель: познакомить с общими признаками и разнообразием рыб. Задачи:
Ход урока.
- Сегодня у нас на уроке много гостей. Повернитесь, пожалуйста, поздоровайтесь. -А теперь посмотрите на меня и прочитайте наш девиз. (Дети читают хором). - Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.
- Я прочитаю вам загадку, а вы внимательно слушайте. -Кар- кар – кар! - кричит плутовка Очень ловкая воровка! Вам, она друзья, знакома, Как зовут её? (Ответы детей). - А почему вы так решили? (Ответы детей). - Правильно ворона. А к какому виду животных она относится? (Ответы детей). - Это птица. А кто такие птицы? (Ответы детей). - Да, птицы – это животные, у которых тело покрыто перьями. - А каких птиц вы видели в нашем городе? (Ответы детей).
- Да птиц у нас много. - А чем ещё богата наша малая Родина, вы узнаете, прослушав отрывок из стихотворения поэта Приладожья Александра Прокофьева « Чем знаменита Ладога». - Слушайте внимательно. - Чем знаменита Ладога? А, собственно, водою – Холодною, крутою, Прозрачною, седою, А чем ещё? Болотами, Цветными берегами Да щукой большеротою, Степенными сигами. -Так чем же богата Ладога? (Ответы детей). - Щуками, сигами, а как одним словом их назвать? (Ответы детей). - С каким видом животных мы сегодня познакомимся? (Ответы детей). - Откроем учебники и прочитаем тему урока. (Дети читают). - Правильно. А где живут рыбы? (Ответы детей). - А в какой воде? (Ответы детей). - Если рыбы живут в пресной воде, то они речные, а если в солёной, то они - морские. (Показ слайдов). Физкультминутка: -Как приятно в речке плавать. (Плавательные движения). Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо). Речка лентой впереди. ( Потягивания – руки вперёд). Сверху мостик – погляди. ( Руки вверх поднимаем). Чтобы плыть ещё скорей, Надо плыть ещё быстрей. ( Плавательные движения). - А теперь рассмотрим строение рыб на примере краснопёрки, которую назвали так из-за красных плавников. (Показ слайда). - У рыбы есть голова, туловище, хвост, спинной плавник, грудные и брюшные плавники, жабры. - Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде, тела их обтекаемы. (Показать лодочку, сделанную из бумаги). - У лодочки есть нос, которым она разрезает воду, и у рыбы тоже , а вода обтекает вдоль боков. - Кто держал рыбу в руках, какая она? (Ответы детей). - Да, она скользкая, её трудно удержать в руках. Тело рыбы покрыто слизью, поэтому ей легче скользить в воде. (Колечко на пальце не снять, а смазав вазелином или другим кремом, оно легко снимется и будет скользить). - А ещё тело рыб покрыто чешуёй. Она, как черепица на крыше домов , чтобы вода сразу стекала и не задерживалась. Чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба растёт быстро – и колечко широкое, а зимой рыба почти не растёт – и колечко узкое. По колечкам широким и узким можно сосчитать сколько рыбе зим и лет. - Плавники помогают рыбе плыть, держать равновесие, рулить. - Рыбы дышат жабрами. - Почему рыбаки не шумят на рыбалке? - Правильно, рыбы хорошо слышат. - Рыбы ещё хорошо видят. Зачем им хорошее зрение? (Ответы детей). - Правильно, чтобы увидеть хищника и успеть скрыться. - А ещё у рыб есть удивительный орган – боковая линия. Она проходит вдоль каждого бока рыбы и состоит из маленьких отверстий. С их помощью рыба чувствует малейшие колебания воды и таким образом избегает опасности. - А сейчас вы поработаете с учебником парами. Надо показать и назвать речных и морских рыб. - Сколько рыб морских? Сколько речных? Каких рыб больше и на сколько? (Ответы детей). - Читаем вывод: кто такие рыбы? (Читают дети). - Рыбы – это водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Физкультминутка: - Мы работаем руками, Кто угонится за нами. (Плавательные движения). А теперь пора нам братцы На песочке поваляться. (Ходьба на месте). Мы из речки вылезаем И на травке отдыхаем. (Садимся). - А теперь отгадайте загадки. (Показ слайдов).
Хозяин глубины, Имеет он огромный рот, А глазки чуть видны. - Кто это и почему вы так считаете, какая это рыба морская или речная? (Ответы детей). У сома в отличие от других рыб, тело голое, без чешуи. Его защищает толстая кожа.
Иглы вынуть позабыл. - Кто это и почему так решили, какая это рыба морская или речная? (Ответы детей). -Ёрш такой колючий, что его иногда называют речным ежом. Колючие плавники – его защита.
Хитра, прожорлива, сильна. - Кто это, почему вы так думаете? (Ответы детей).
Она большая и быстро плавает. Зубы у неё в шесть рядов И острые, как бритва. - Кто это, докажите. (Ответы детей).
И всё время лежит на дне. - Как зову эту рыбу и почему вы так решили? (Ответы детей). - Камбала может менять окраску под цвет дна, что ей помогает защищаться от врагов. - А сейчас поработаем в рабочих тетрадях. - Нужно закрасить кружочки около морских рыб синим цветом, а у речных рыб – зелёным. - Давайте проверим, сколько синих и зелёных кружков получилось? (Ответы детей). - У кого всё правильно выполнено, поднимите руку. Молодцы! - А теперь надо нарисовать рыбку по образцу. (Выполнение работы). - Молодцы, красивые рыбки получились. 4) Итог урока. - О каком виде животных мы с вами говорили? (Ответы детей). -Кто такие рыбы? (Ответы детей). - Какие бывают рыбы? (Ответы детей). - Молодцы! Хорошо работали. Мне все сегодня понравились. - А кому из вас понравился урок, тот возьмёт с подноса солнышко, а кому было скучно на уроке – тот возьмёт тучку. |