Скачать 89.74 Kb.
|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «ШКОЛА – БИЕНИЕ СЕРДЦА ОБЩЕСТВА» Составление тестов как форма самостоятельной работы по биологии Номинация: Современное содержание и технологии общего образования
Ленинск-Кузнецкий район 2010 Учитель должен знать чему научил, учащийся - чему научился. Е. Н. Ильин. Задача современной школы – обеспечение стабильного соответствия качества образования потребностям человека, общества и государства. Цель предлагаемой работы - рассмотреть возможности применения тестовых заданий как средства работы с учебным материалом на уроках биологии и при выполнении домашнего задания. Современность в образовании такова, что форма контроля должна быть ориентирована не столько на проверку знаний, сколько на проверку успешности формирования учащимся опыта его творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений к действительности. Другими словами, тест должен выявлять и знаниевую часть результата образования ученика, и динамичную творческую составляющую этого процесса. Приобретение новых знаний требует от учащегося определенных усилий и активной работы на каждом этапе формирования знаний. Знания, приобретенные учащимся в ходе активной самостоятельной работы, являются более глубокими и прочными. Важнейшим условием для успешного формирования прочных знаний является их упорядочивание, приведение их в единую систему. Наибольшим эффектом эта работа будет обладать в том случае, если фрагменты этого дидактического материала будут создаваться как элементы будущих тестов. Если необходимо измерить такой сложный параметр, как понимание какой-либо темы, нужно определить, в каких видах работы учащийся может его показать. Учащиеся в процессе изучения материала сами могут составлять тесты закрытой формы, преобразовывать их в разнообразные тесты открытой формы. При этом они не только пополняют свои знания и умения, но и помогают создать банк контролирующих заданий по различным темам курса биологии. Составление тестов является трудоемкой и сложной работой, требующей от преподавателя больших знаний и опыта практической работы по составлению и использованию тестов. Подготовительным этапом в создании тестов будет служить работа по конструированию дидактического материала. При разработке дидактического материала необходимо придерживаться следующих рекомендаций: -материал должен содержать наиболее важные, существенные или специфические характеристики изучаемого объекта или его части; - должен быть представлен в легко узнаваемой и понятной форме; - должен отражать существующие взаимосвязи между элементами (компонентами) дидактического материала. Сконструировав дидактический материал в соответствии с этими рекомендациями, легко преобразовать его в тест. Приведем пример: Изучив по учебнику материал о проводящих тканях растения, пишется небольшой конспект, фрагментом которого является следующий текст: «Транспорт веществ в растительном организме происходит по проводящим тканям. Эти ткани пронизывают все растение, соединяя основные вегетативные органы – корень, стебель и лист, а также цветки и плоды. Вода с растворенными минеральными веществами передвигается от корней к побегу по слою – древесине. Ее главные проводящие элементы, которые называют сосуды, представляют собой длинные трубки, образованные стенками мертвых клеток без поперечных перегородок между клетками. Органические вещества передвигаются от листьев к корням по лубу». Работая с этим текстом, можно составить тесты с выбором одного правильного ответа. Убрав варианты ответов, легко преобразовать эти тесты в открытые тесты, требующие краткого и однозначного ответа. Можно составить задания, предполагающие решить, правильно или неправильно то или иное суждение, и выписать цифры, после которых даны правильные суждения. Достаточно распространенным вариантом теста является установление соответствия между какой-либо структурой и ее функцией. Исключив из исходного текста ключевые слова, его можно преобразовать в тест, требующий самостоятельной вставки пропущенных терминов или из предложенного перечня, используя цифровые обозначения для получения последовательности цифр. Заменив термины в тексте, можно получить тест, требующий нахождения и исправления биологических ошибок. Следующий вариант теста представляет собой заполнение таблицы по прочтению текста. Используя текст, можно составить творческие задания теоретического и практического характера, например: «Напишите небольшой рассказ (можно от первого лица). Тема: «Проводящие ткани растения». Используйте следующие понятия: сосуды, древесина, луб, проводящие ткани, органические вещества, вода, минеральные вещества». Спланируйте наблюдения, для того чтобы выяснить, что вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам древесины. Описанные выше тесты требуют от учащихся не только усвоения конкретных биологических знаний, но и ряда общеучебных умений: -анализа, сравнения, обобщения; -аргументированного изложения собственной идеи. Разнообразные формы тестов являются эффективным средством обучения и содержат в себе большие потенциальные возможности для формирования системы знаний. Поэтому тесты можно назвать не только контролирующими, но и обучающими. Такие тесты, снабженные комментариями, целесообразно использовать в качестве «большого домашнего задания» по отдельным темам курса биологии. Результаты индивидуальной работы сдаются на проверку после изучения темы. Это побуждает учащихся более серьезно и целенаправленно работать с учебником, внимательнее относиться к объяснению учителя на уроке, консультироваться с учителем и одноклассниками по непонятным моментам, учит не только оперировать шаблонными ответами, но и логически думать, снимает напряжение перед итоговой проверкой знаний и умений. Эти тесты имеют скорее обучающий характер, чем являются средством контроля. Процедура выше описанного преобразования тестов сама по себе является активным учебным процессом, требующим от человека определенных знаний и умений. В процессе формирования учащимися умения составлять или преобразовывать тесты у него прочно закрепляются знания на более низком уровне усвоения – на уровне их воспроизведения. Поэтому рекомендуется использовать имеющиеся тесты общепринятой формы не только для оценки уровня своих знаний, но и в качестве исходного материала для создания тестов иной структуры. Необходимо научить детей работать с заданиями с выбором одного или нескольких верных ответов, кратко, четко, по существу вопроса письменно излагать свои знания, правильно оформлять работу. Очень важно систематически использовать задания подобного типа в учебном процессе: при изучении нового материала, его закрепления, текущей, тематической и итоговой проверке знаний и умений по отдельным разделам курса биологии. Систематическое использование тестовых заданий в форме, максимально приближенной к используемой при проведении итоговой аттестации позволяет учащимся уже в процессе обучения адаптироваться к ней, овладевая на практике необходимой тестовой культурой, делает учебный процесс для учащихся эффективным, в полной мере раскрывает интеллектуальный потенциал учащихся, закрепляет навыки самостоятельной работы. Кроме того, данная форма контроля не вызывает у школьников напряжения, что способствует сохранению здоровья. Практическое значение данной работы видится в возможности применения учителями биологии, доступности и результативности использования с целью повышения эффективности обучения биологии в школе. Список литературы
Приложение 1 Примеры работ учащихся по созданию тестовых заданий. Тема «Неорганические вещества клетки» (Рублева Н., Еремина Н. 9 кл.) 1. Сколько примерно химических элементов входит в состав клетки? А. 40 Б. 50 В. 60 Г. 70
А. Н, О, Р, N Б. Н, О, С, N В. Mg, О, Р, N Г. Ca, Mg, О, Р 3. Установите соответствие: 1. макроэлементы а. Н, О, С, N, S, Р 2. биоэлементы б. Zn, Cu, I, F 3. микроэлементы в. Н, О, С, N 4. К неорганическим веществам, входящим в состав клетки относятся: а. липиды, нуклеиновые кислоты б. вода, углеводы в. вода, минеральные соли г. белки, липиды 5. Вода… а. обеспечивает буферность клетки б. обеспечивает поступление веществ в клетку в. обеспечивает раздражимость г. обеспечивает прочность клетки Тема «Органические вещества клетки» (Белая Д., Рогова К. 10 кл.) 1.Наиболее важными шестиуглеродными моносахаридами (гексозами) являются: а. крахмал, глюкоза, галактоза б. фруктоза, целлюлоза, глюкоза в. глюкоза, фруктоза, галактоза г. галактоза, глюкоза, целлюлоза 2. Группа органических соединений, представляющих собой сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот: а. стероиды б. липиды в. углеводы г. белки 3. Какие вещества клетки способны переходить в жиры? а. углеводы б. липиды в. нуклеиновые кислоты г. белки 4. Основные функции углеводов: а. строительная, транспортная б. энергетическая, регуляторная в. энергетическая, строительная г. двигательная, энергетическая 5. К биологическим полимерам относятся: а. белки, углеводы б. белки, нуклеиновые кислоты в. липиды, углеводы г. нуклеиновые кислоты, липиды Тема «Белки» (Трубникова Т. 10 кл.) 1.Мономерами белков являются: а. моносахариды б. аминокислоты в. нуклеотиды г. азотистые основания 2. Сколько аминокислот входит в состав белков? а. 10 б. 20 в. 30 г. 40 3. Сколько аминокислот считаются незаменимыми? а. 5 б. 10 в. 20 г. 40 4. Процесс восстановления структуры белка и его активности называется: а. транспирация б. денатурация в. ренатурация г. редупликация 5. Основные функции белков: а. пластическая, защитная б. хранение и передача наследственной информации в.энергетическая и запасающая г. запасающая и опорная Тема «Нуклеиновые кислоты» (Беспалова Н. 10 кл.)
а. азотистые основания б. нуклеотиды в. аминокислоты г. моносахариды 2. Сколько типов нуклеиновых кислот существует? а. 1 б. 2 в. 3 г. 4 3. Какие азотистые основания входят в состав нуклеотидов ДНК? а. аденин, тимин, цитозин, гуанин б. урацил, тимин, цитозин, урацил в. аденин, гуанин, цитозин, урацил г. аденин, цитозин, урацил, тимин 4. Где в клетке преимущественно локализованы нуклеиновые кислоты? а. в клеточном ядре б. в цитоплазме в. в аппарате Гольджи г. в вакуолях 5. Основные функции ДНК: а. строительная, защитная б. хранение и передача наследственной информации в. защитная, двигательная г. регуляторная, запасающая |