Скачать 2.48 Mb.
|
Рабочая программа по биологии основного общего образования 8 класс, базовый уровень на 2011-2012 учебный год Пояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы «Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс, Биология. 6 – 11 классы» - М., Дрофа, 2005 (8 класс Человек автор Н.И.Сонин), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся. Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Программа базируется на биологических дисциплинах, основанных в начальной школе и курсах «Живой организм» в 6 и «Многообразие живых организмов» в 7 классах. Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. Согласно действующему Базисному учебному плану школы на преподавание биологии в 8-м классе отводится 2 учебных часа в неделю из федерального компонента и 1 час за счет часов школьного компонента. Добавление одного часа осуществлено с учетом реализации одной из задач школы по формированию здорового образа жизни и внедрению здоровьесберегающих технологий. Таким образом, настоящая рабочая программа в 8-х классах предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю. Преподавание биологии в 8-классе осуществляется по технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (автор В.В.Фирсов). Восьмиклассники получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволяет более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью. Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности. В завершении рассматривается биосоциальная природа человека. Основное отличие настоящей рабочей программы от авторской заключается в увеличении часов практически на каждую из изучаемых тем, что позволяет учащимся в умеренном темпе освоить весь объем образовательного стандарта. В разрезе каждой темы предусматривается изучение материала как на базовом уровне, так и на повышенном. Это дает возможность вести планомерную и целенаправленную подготовку обучающихся к сдаче экзамена по биологии в 9 классе. Кроме того это способствует более дифференцированно подходить к процессу обучения в любом классе в зависимости от уровня подготовки учащихся и с учетом их возможностей и желания. Логика построения рабочей программы практически полностью соответствует авторской программе Н.И.Сонина, за исключением выделения в отдельную тему материала об органах чувств и переноса изучения из раздела нервная регуляция на вторую половину учебного года к теме – высшая нервная деятельность. Необходимость переноса обосновывается близостью изучаемых тем (органы чувств – восприятие – ощущения – реакция и поведение человека), а так же позволяет несколько разгрузить сложную для восприятия тему – нервная система, изучаемую в начале учебного года. Введение дополнительного часа позволило увеличить степень практической направленности изучаемого предмета, что отразилось в увеличении числа лабораторных и практических работ, базирующихся на основе методов самоконтроля и самоанализа функционального состояния физического здоровья, что позволит выявить нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу. Вместе с часами резервного времени в настоящей программе, более четко определены и выделены темы валеологической, профилактической и гигиенической направленности при изучении отдельных систем органов. Добавление на каждую тему от одного до двух часов позволяет произвести расширение содержания изучаемого учебного материала (повышенный уровень выделен в тексте календарно-тематического планирования курсивом красного цвета). Кроме того акцент на расширение изучаемого материала по отдельным темам делался из результатов динамики заболеваемости учащихся школы и жителей села, в целях их предупреждения и профилактики. Увеличение часов на тему размножение и развитие обосновано отсутствием специализированного курса семейного воспитания в старших классах наличием определенной тенденции среди молодежи к раннему началу половой жизни. Около 30% уроков, проводимых за счет добавленного часа из школьного компонента, определено на работу по технологии уровневой дифференциации (время на проведение зачетов и досдачи зачетов). Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Этот аспект организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке отражен в календарно-тематическом планировании в отдельной графе «Организация учебно-познавательной деятельности». Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим предлагается работа с рабочей тетрадью к учебнику. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов, органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Технология уровневой дифференциации предусматривает:
Особенностями данной методики преподавания являются:
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. содержание настоящей рабочей программы и ее календарно-тематического планирования предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира на начальном этапе изучения биологии в графе «Содержание урока» выделены следующие информационные единицы: термины, факты, процессы и объекты, закономерности и теории.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
В разделе календарно-тематический план с целью реализации компетентностного подхода в образовании включена графа «Планируемый результат», в которым отражены умения и навыки учащихся по тем уровням:
В графе «Элементы содержания урока» отражена учебная информация программы по биологии базового уровня, а также дополнительные элементы содержания, повышенного уровня. В графе «Планируемый результат» представлены требования у уровню подготовки обучающихся и отражены следующие уровни владения информации (в контексте деятельностного подхода в обучении):
В графе «Содержание учебно-познавательной деятельности» включены виды контроля, измерители уровней владения учебной информацией. В связи с этим календарно-тематическое планирование предусматривает следующие элементы учебно-познавательной деятельности: выполнение упражнений, обсуждение вопросов, анализ рисунков, схем и т.д. Типы уроков:
Этапы урока: Актуализация прежних знаний. Практически этот этап осуществляется или в виде проведения опроса или в виде индивидуальной работы по карточкам. В то же время на этом этапе активизировались многие компоненты внутренней структуры урока: учащиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями, с новыми данными и т.д. Кроме того, в процессе актуализации или в результате ее часто создается проблемная ситуация и формулируется учебная проблема. Иначе говоря, на этапе актуализации применяются такие структуры, средства и приемы, какие способны подготовить ученика к осуществлению самостоятельной учебной деятельности. Формирование новых понятий и способов действий. На этом этапе используются основные приемы мыслительной деятельности учащихся и развиваются познавательные умения: вычленение, сличение, анализ, синтез, выявление противоречий, постановка вопросов, формулирование проблемы, выдвижение гипотез и пр. В это же время развиваются многие составляющие учебной деятельности (планирующие, исполнительские и др. действия). Здесь применяются приемы побуждения, общения в соответствии со структурой учебной деятельности учащегося и ее мотивационным обеспечением. Применение-формирование умений и навыков. На этом этапе происходит самостоятельная переработка информации и впечатлений, в результате которой формируются умения применять усвоенные способы действий. На этом этапе целенаправленно создаются условия для появления у ученика способов деятельности, которым его не обучали, когда он самостоятельно открывает для себя новое. Учитель дает задания на применение знаний в незнакомой ситуации, организует эвристическую беседу, самостоятельную работу творческого характера. Календарно-тематический план |