Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 105.18 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации10.11.2013
Размер105.18 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Тема урока: Отряд млекопитающих: Приматы.

Тип урока: объяснение нового материала.

Цель урока: изучить отряд Приматы.

Задачи: 1) проверить знания по теме: Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные.

2) познакомить учащихся с многообразием приматов;

3) выявить их характерные особенности, признаки высокой организации по сравнению с другими животными;

4) показать сходство приматов с человеком;

5) показать необходимость охраны территории, населённой приматами.

Оборудование: таблица «Приматы», карта полушарий, таблички с названиями обезьян, компьютер и мультимедийное оборудование, мульмедийная энциклопедия животных, энциклопедический сборник «Тайная жизнь животных», том второй, фильмы национального географического общества «В поисках гигантских обезьян» и «Японская макака».
Ход урока.

I. Оргмомент. Здравствуйте, ребята и гости! Ребята, давайте вспомним какой класс животных мы сейчас изучаем? (Ответ учащихся).

Сегодня на уроке мы проверим наши знания по теме: отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные и изучим новый отряд млекопитающих.

II. Проверка домашнего задания. Выполнение тестовых заданий на компьютере.

III. Изучение нового материала.

Приматы. Этот отряд объединяет обезьян и человека. В 1758 г. Карл Линней впервые предложил термин «приматы», означающий «одни из первых». Сегодня на уроке своё внимание мы уделим обезьянам.
Общая характеристика отряда приматов:

  • Древесные или наземные животные

  • Образ жизни стадный

  • Активны в дневное время

  • Пальцы конечностей имеют ногти

  • Большой палец противопоставлен остальным

  • Ключицы

  • Зрение цветное, бинокулярное

  • Кора головного мозга имеет сложное строение

  • У самок пара сосков млечных желез

  • Детёныши рождаются беспомощными


Величина приматов различна. Самый крупный представитель – это африканская горная горилла массой до 310 кг и длиной тела до 2 м. Самыми маленькими представителями считаются:

  • Мышиный лемур на Мадагаскаре массой 300 г

  • Мармозетка (игрунка) высотой 15см, хвост 20 см и массой 250 г

  • Тупайи, долгопяты массой 100г и длиной тела 9-12 см.

Органы чувств развиты неравномерно. Хорошо развито: полушария головного мозга, слух, зрение (бинокулярное). Глаза направлены вперёд. Они видят какой-либо предмет одновременно обоими глазами, благодаря чему точно определяют расстояние до него. Такая особенность зрения имеет большое значение при прыжках с ветки на ветку. Обоняние и осязание развито плохо.

Рассмотрим классификацию приматов. Отряд подразделяется на два подотряда: низших обезьян, или полуобезьян, и высших приматов, или обезьян.

Приматы
низшие высшие
полуобезьяны обезьяны



широконосые узконосые человекообразные

Подотряд Полуобезъяны. Рассмотрим представителей.

Лемур в переводе «привидение». Насчитывают 20 видов. Живут на Мадагаскаре и Коморских островах. Размеры 30-45 см и 37-56 см хвост. Интересная окраска. Мордашка с небольшими ушами. Передние конечности короче задних. На передних конечностях ногти, а на задних - когти. Отличаются кольцами на хвосте. Питаются фруктами (94%), цветами и листьями. Стерегут территорию.

Лори в переводе с голландского «клоун». Размеры 12-40 см. Обитают в Южной и Южно-Восточной Азии, Африке. Второй палей ноги – коготь. Различают тонкого и толстого лори, потто.

Тонкий лори живёт в Индии, Шри-Ланке. Размером с бурундука: 25 см и 7 мм хвост. Массой 280 г. Второй палец кисти редуцирован. Образ жизни ночной. (Видеофрагмент.)

Индри – крупная полуобезьяна: 30-70 см. Хвост3-53 см.

Живёт на Мадагаскаре группами 2-4 особи. Большой палец противопоставлен. Второй палец ноги с когтем. Любит сидеть на деревьях, выставляя конечности к солнцу. За мощный горловой мешок её называют лесная собака.

Долгопяты живут на островах Борнео и Суматра, Бянгка и Белитунг, в Индонезии и на Филиппинах.

Глаза весят больше, чем мозг. Хвост 135-275 см. Массой 100г. Охотятся на скорпионов и ядовитых змей. Любят новорожденных мышей, воробышек, хрущей.

Не синтезируют витамин С. Нижние зубы направлены не вперёд, а вверх. Второй и третий пальцы ноги – когти. Конечности оголённые. Способны поворачивать голову на 180ºС.

Тупайи: приматоподобное насекомоядное или насекомоядный примат. Филлипины и Индонезия, Индия и Китай, Вьетнам – среда его обитания. Длина до 18 см, масса 150 г. Живут парами и в одиночку. Активны утром и вечером. Питаются фруктами, насекомыми, позвоночными. Рождают 2-3 слепых детёныша. Тупайи метят мускусным запахом гнездовую подстилку и детёнышей.

Общая характеристика:

  • Зверьки мелкие

  • Шерсть густая

  • Хвост длинный, густоопушённый

  • Большой палец кисти не у всех противопоставлен

  • Когти

  • Юго-Восточная Азия, Индонезия, Мадагаскар, тропическая Африка


Подотряд Высшие Приматы, или Обезьяны. Подотряд разделён на широконосых, узконосых и человекообразных обезьян.

Широконосые обезьяны. Рассмотрим представителей.

Игрунки – жители тропической Америки.

Карликовая игрунка обитает на территории Бразилии, Перу, Эквадора. Размером с белку, массой 355 г. Имеет 32 зуба. Пальцы заканчиваются коготками. Свободно передвигается в любом положении, даже вниз головой. Богатая грива – показатель хорошего здоровья и полноценного питания. На игрунках изучают гепатит, лейкоз, пересадку органов, иммунитет.

Ревун обитает от Колумбии до устья Амазонки, на юг до Боливии. Растительнояден.

Капуцины обитают в Южной Америке. Они исключительно сообразительны. Используют различные предметы в качестве орудий. Орех не разгрызают, а разбивают его камнем или другим предметом. Охотятся на меленьких птиц: подманивает их, рассыпая корм, а затем быстро хватает. Богатая мимика выражает смех, плач, озабоченность. У малышей хватательный хвост.

Бледный саки населяет центр Южной Америки. Наблюдается половой диморфизм. У самца передняя часть головы – плоская, белая, обрамлённая длинными, тёмными волосами. Самка имеет однородный окрас по всему телу. У этих обезьян отсутствует мимика – их настроение выражает только поза.

Паукообразные (коата) обитает в Южной Америке. Имеет цепкий хвост, который закручивается вокруг ветки и выполняет роль пятой конечности, на конце оголён, снабжён кожаным гребешком – это орган осязания.
Общая характеристика широконосых:

  • Живут в тропической Америке

  • Широко расставленные ноздри

  • Длинный хвост, которым они крепко цепляются за ветви

Узконосые обезьяны. Рассмотрим представителей.

Мартышки живут в Африке. Хвост у них не хватательный, а служит только для управления в полёте. Мартышек используют в лабораториях для различных опытов. Культура клеток тканей служит средой для выращивания и изучения вирусов.

Мартышка – диана обитает в Западной Африке. Отличные прыгуны и пловцы. Вид сокращается из-за вырубки дождевых лесов, но их отлично разводят в зоосадах.

Макаки на Руси спутник шарманщиков.

Макак-резус. Живут в Азии: от Пакистана до Северной Индии, от Китая до Индокитая, от Непала до Северной Бирмы. В Индии и Непале обитают в больших городах. Используются для изучения болезней: полиомиелит, жёлтая лихорадка, малярия, туберкулёз. Интересно наблюдать за макаками: на крабов они охотятся с помощью камней, ловко собирают урожай кокосов. Макаки являются также первоисследователями космоса.

Японская макака. См. видеофильм.

Павианы гелада населяют Северо-Восточную Африку. Любимое лакомство – луковицы растений.

Гамадрил. Самцы длиной 80 см, длина хвоста 60 см. Масса 30 кг. Самки вдвое меньше. Шерсть серая, у самцов образует пышную серебристо – серую мантию. Самки серовато – бурые. Есть защёчные мешки. Встречается в Африке и Азии. Живут до 30 лет. Занесён в Красную Книгу. См. видеофильм.

Мандрил живёт на территории Камеруна, Африка. Имеет самую богатую и яркую окраску в мире обезьян.

Колобус живёт в Центральной Африке. Имеет чёрно-белый окрас. По бокам тела растут белые длинные волосы, образуя «пелерину». 2/3 его хвоста – это огромный белый плюмаж из белых шелковистых волос. Передвигается по деревьям большими прыжками 6-8 м. Полёт облегчает «пелерина» и пушистый хвост. Угроза полного исчезновения.

Носач живёт на острове Борнео. Населяет мангровые леса и болота вблизи рек. Нет большого пальца руки. (Видеофрагмент).

Общая характеристика узконосых:

  • Африка, тропическая Азия

  • Наземный образ жизни

  • Ноздри сближены и разделены узкой перегородкой

  • Хвост играет незначительную роль (у некоторых укорочен или отсутствует)


Человекообразные обезьяны. Характеристика представителей человекообразных обезьян. (Доклады обучающихся).
Первый ученик.

Орангутан в переводе с малайского «Лесной человек».

Орангутан – это второй по величине представитель человекообразных обезьян. Длинная рыже – коричневая шерсть. Для самцов характерны коричневато-оранжевая борода и лицевые «тарелки» - мощные кожные складки, заполненные соединительной тканью и жиром. Они создают впечатление «вдавленного» лица. У самки на голове волосы уложены наподобие парика. Руки достигают щиколоток. Пальцы на ноге способны к схватыванию. Образ жизни дневной. Большую часть дня проводят в кронах деревьев. Ночь проводят также на деревьях, в ежедневно возводимых гнёздах на высоте 10 – 20 м над землёй. Старые самцы спят на земле сидя, опираясь плечами о ствол дерева.

Живут на островах Калимантан и Суматра. Отсюда различают 2 подвида орангутанов.

Самцы имеют длину тела 140 см, а самки 120 см. Самцы на острове Калимантан имеют массу тела 190 кг, а суматранские 70 кг. Самки на острове Суматра массу 40 кг, а самки на Калимантане 81 кг. Питается плодами, древесной корой, листьями, яйцами птиц.

Орангутанам грозит вымирание вследствие уничтожения тропических лесов. См. видеофильм.
Второй ученик.

Горилла – самый крупный представитель человекообразных обезьян. Масса тела 180 - 250 кг. Живёт в Экваториальной Африке. Мускулистое тело защищает грубая, но эластичная кожа, поросшая густой шерстью чёрного или коричнево-серо-чёрного цвета. У неё очень длинные передние конечности и короткие задние. Морда, ладони, стопы чёрные и лишены волосяного покрова. У старых самцов и грудная клетка лишена шерсти. Большую часть времени проводит на земле, передвигаясь согнувшись, опираясь на тыльные стороны пальцев передней конечности. Гориллы – спокойные, приветливые животные. Жесты, позы, мимика, звуки служат им для общения внутри группы. Гнёзда строят ежедневно. Вегетарианец. Питается сочными плодами, орехами, корнеплодами. Однако в неволе ест и мясную пищу. Встают после восхода солнца, после 12-часового сна. Затем следует двухчасовой завтрак. Группы по 15 особей. Состоят из 1-3 взрослых самцов с серебристой шерстью, 2-3 более молодых самцов чёрного окраса, и несколько самок с детёнышами разного возраста. Уже двухлетние самцы принимают позу лидера и «бьют» руками по грудной клетке. Вожак определяет направление и темп передвижения, выбирает место отдыха и пастбище. Детёныш рождается двухкилограммовый. Различаются подвиды:

- западный равнинный или береговой – Габон, Конго, Камерун.

- восточный равнинный – восток Заира.

- восточный горный – вдоль границ между Заиром, Руандой и Угандой.

Гориллы исчезают из-за уничтожения естественных мест обитания. (Видеофрагмент)
Третий ученик.

Гиббон встречается в Южном Китае, Бирме, Индии, Индокитае, полуострове Малакка и острове Индонезия. Это обезьяны малых и средних размеров, массой 4-8 кг. Живут в тропических и дождевых лесах. Гиббоны не устраивают гнёзд, спят в густой листве средней части дерева. При этом они сгибают колени к подбородку и охватывают их руками, а голову опускают между коленями и грудью. Иногда лежат навзничь на широких ветвях. На рассвете, когда первые лучи солнца озаряют верхушки деревьев, гиббоны сразу же забираются туда и начинают свои утренние концерты, которые длятся 2 часа.

В Индокитае живёт гиббон – хулок. Передние конечности длиннее задних. Хвоста нет. Ходят по ветвям. Заботятся о старых членах группы.
Четвёртый ученик.

Шимпанзе – обезьяна высотой до 150 см, а массой до 50 кг. Шимпанзе населяет территорию Западной и центральной Экваториальной Африки, от Гамбии и Конго до берегов озера Виктория. Шимпанзе – это обезьяна с коренастым туловищем, покрытым довольно длинной, но редкой шерстью тёмного цвета, на подбородке обоих полов растут белые волосы. Сильные руки, гораздо длиннее ног, 5 пальцев, лишённых волосяного покрова, причём большой палец сильно редуцирован, между пальцами кожистые перепонки. Мордочка голая, у молодых особей (до 6-7 лет жизни) светлая, у взрослых – тёмная, с многочисленными коричневыми пятнами. Ушные раковины по форме напоминают человеческие. Температура тела шимпанзе 37,2ºС. В настоящее время это самый многочисленный вид из всех человекообразных обезьян. Количество особей, живущих на воле, оценивается в несколько десятков тысяч. Группы состоят из 5-30 особей, в которой предводительствует самый сильный из самцов. Большую часть дня проводят во взаимном ухаживании за шерстью и поисках пищи. Их рацион составляют плоды. Иногда едят муравьёв и термитов. Шимпанзе независимо от возраста выразительно демонстрирует своё настроение. Он высовывает язык, сосёт палец, грызёт различные предметы. Они огорчаются, плачут, радуются. Большую часть суток шимпанзе проводят на деревьях. Различают 2 вида: 1) шимпанзе обыкновенный и 2) шимпанзе карликовый. Шимпанзе карликовый занесён в Красную Книгу. (Видеофрагмент).
IV. Закрепление материала.

Выполнение упражнений на компьютере.

1) Заполнить пропуски:

  • _ рангутан

  • Ш_мпанз_

  • М_кака

  • Г_ри_ла

  • Г_ббон

  • М_ртыш_ка

2) Зачеркнуть неверное:

Кровеносная система

замкнутая

незамкнутая

Из органов чувств развиты

обоняние

слух

осязание

зрение

Нервная система

хорошо развита

плохо развита

Образ жизни

дневной

ночной

У высших приматов

ногти

когти


3) Заполнить таблицу «Представители подотрядов».

Полуобезьяны

Широконосые обезьяны

Узконосые обезьяны

Человекообразные обезьяны














4) Соединить:
Шимпанзе

Орангутан

Горилла

Носач

Игрунки

Лемур

Мандрил

V. Итоги урока.

1) Что вы узнали о приматах?

2) Приведите названия, запомнившихся вам обезьян.

VI. Домашнее задание (дифференцированное).

1 ученик – найти отличия человека и человекообразных обезьян

2 ученик - найти черты сходства человека и человекообразных обезьян

3 ученик - найти отличия приматов от других млекопитающих

4 ученик – найти черты сходства приматов с другими млекопитающими

Изучить § 35 и сделать упражнения в рабочей тетради.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск