Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 111.95 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации11.11.2013
Размер111.95 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок

Тема. Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме «Тип Моллюски»

Задачи урока: сформировать знания о классе Головоногие моллюски (на примере осьминога), о происхождении современных моллюсков и их значении.

Цели урока:

Образовательные:

1. Познакомить с общей характеристикой класса Головоногие моллюски, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.

Воспитательные:

1. Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.

Развивающие:

1. Умение применять информационные технологии.

2. Умение сравнить биологические объекты.

3. Умение наблюдать, делать выводы из наблюдений.

Форма урока

Изучение нового материала с применением ИКТ

Средства обучения:

1. Презентация “Тип Моллюски”,

2. Компьютер, мультимедийный проектор.

3. интерактивный рисунок «Строение головоногих моллюсков на примере осьминога»,

4. интерактивное тестовое задание по теме «Класс Головоногие моллюски».

Изучение нового материала: головоногие – наиболее высокоорганизованные моллюски. Особенности их строения, использование интерактивного рисунка «Строение головоногих моллюсков на примере осьминога» в демонстрационном режиме в варианте «Подсказки» и «Показать всё». Сложное поведение и способы передвижения головоногих моллюсков, демонстрация видеофрагментов «Передвижение осьминога». Общая характеристика типа. Основные классы моллюсков. Происхождение современных моллюсков. Значение моллюсков в природе и жизни человека.

Контроль знаний: беседа о чертах усложнения внутренней организации головоногих моллюсков, работа с интерактивным рисунком «Внутреннее строение осьминога» в демонстрационном режиме в варианте «Спрятать всё» и в тестовом режиме.

Этапы урока

Ход урока

Примерные ответы учащихся

1. Орг. момент.

1 мин.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас с вами необычный урок, на котором присутствуют гости – учителя, которые обучают вас в лицее.




2. Постановка целей и задач урока

Тема нашего сегодняшнего урока – Класс Головоногие Моллюски. Во многих книгах их называют приматами моря, а вот почему – Вы попробуете ответить мне в конце урока.

Записывают в тетрадь.

3. Объяснение новой темы.

а) внешнее строение.

Наш урок будет посвящен одному из представителей головоногих моллюсков – осьминогу. Эволюция создала осьминогов 500 млн. лет назад. Его можно назвать самым необычным и самым высокоорганизованным из всех позвоночных.

Давайте попробуем это доказать.

Натуралистам известно более 100 видов осьминогов.

Как вы думаете, где они обитают?

Днем он менее активен, чем ночью, поэтому считается ночным животным. Робок, при приближении водолаза или аквалангиста обычно прячется под камни. Жилище свое содержит в чистоте: подметает струей воды из воронки, объедки складывает снаружи в мусорную кучу. Тащит в нору все, что найдет на дне: главное, чтобы вход был узок, а внутри — широко. Селится даже в ящиках, бидонах, шинах и резиновых сапогах.

ОСЬМИНОГИ, отряд морских моллюсков класса головоногих.

Что такое головоногие?

Для всех характерны восемь «рук»- шупалец равной длины, хорошо развитая голова и мешковидное туловище. «Руки» соединены между собой тонкой перепонкой и имеют от одного до трех рядов присосок. На всех восьми щупальцах взрослого осьминога их около 2000, каждая из которых обладает держащей силой около 100 г.

Осьминоги «ходят» на щупальцах по дну, переносят в них тяжести, строят гнезда из камней, Открывают раковины моллюсков, прикрепляют яйца к камням.

Туловище со всех сторон одето мантией.

В центре нее находится рот с роговым клювом, похожим на клюв попугая, а во рту – напоминающий рашпиль «язык», т.н. радула, которая перетирает пищу.

Размеры осьминогов варьируют от 50 мм до 9,8 м.

Масса 4,5-7 кг, максимальная масса 20 кг.

Продолжительность жизни - редко превышает 4 года, в среднем 1-2 года .

Какая симметрия у осьминогов?

Как передвигаются осьминоги?

Определенное количество воды засасывается через мантийную щель — отверстие, расположенное на голове осьминога непосредственно за глазами, в обширную полость кожистого мешка — мантию, отходящую от головы и ограниченную внутренними поверхностями щупалец.

После втягивания определенной порции воды дальнейший ее доступ перекрывается специальными хрящами-кнопками, которые представлены бугорками на одной стороне мантии и соответствующими им углублениями — на противоположной.

Мускулы полости, сокращаясь, с силой выталкивают воду наружу через круглую воронку — мускулистый орган, расположенный рядом с мантийной щелью и являющийся видоизмененной частью руки. В результате осьминог получает мощный толчок, реактивная сила которого направлена в сторону щупалец. Именно поэтому моллюск плавает задним концом тела вперед, каждый раз перемещая его приблизительно на 2—2,5 м. Обычно осьминоги плавают медленно, но в случае опасности могут двигаться со скоростью 15 км/ч.

Обыкновенный осьминог обладает способностью изменять окраску, приспосабливаясь к окружающей среде. Это объясняется наличием в его коже клеток с различными пигментами, способных под влиянием импульсов из центральной нервной системы растягиваться или сжиматься в зависимости от восприятия органов чувств. Обычный окрас — коричневый. Если осьминог напуган — он белеет, если разгневан, то краснеет.

Этой способностью осьминоги обязаны зрительным анализаторам, расположенным не только в глазах, но и в присосках щупальцев. После оценки окружающей обстановки сигналы поступают к соответствующим отделам нервной системы, а те, в свою очередь, посылают «приказ» клеткам.




Обитает во всех тропических, субтропических морях и океанах, от мелководья до глубины 100—150 м. Предпочитает скалистые прибрежные зоны, отыскивая для обитания пещеры и расщелины в скалах.

Нога превратилась в шупальца, которые венчиком расположены на голове, вокруг ротового отверстия.

Двусторонне-симметричные
Реактивным способом.

б) внутренний скелет.

У осьминогов раковина полностью отсутствует. Как вы думаете, почему?

Большая скорость передвижения

в) Пищеварительная система.

Обнаружить нору осьминога можно по остаткам мусора около норы. Осьминоги - хищники. Поедает моллюсков, ракообразных, рыбу. Добычу обыкновенный осьминог захватывает всеми восьмью щупальцами. Осьминог своим клювом кусает жертву, удерживая её присосками. При этом яд слюнных желез из глотки попадает в рану. Причем яд этот настолько силен, что способен в считанные секунды убить краба, рыбу или моллюска.

Далее идут длинный пищевод, желудок и длинная кишка, которая заканчивается анальным отверстие. В заднюю кишку открывается поток особой железы - чернильного мешка.

Как вы думаете, зачем осьминогам такое приспособление?

В минуту опасности осьминоги выпускают из воронки струю довольно ядовитой черной жидкости, растекающейся не сразу, а образующую каплю, причем капля эта принимает очертания самого животного, что приводит нападающего в состояние полной растерянности. Как только хищник набрасывается на мнимого осьминога, капля растекается, образуя густое чернильное облако, под покровом которого осьминог немедленно ретируется.

Кроме того, в состав этой чернильной жидкости входят вещества, оказывающие на обонятельные нервы хищников парализующее воздействие. Так, самый грозный враг осьминогов — мурена, испытав на себе действие чернильного «заряда», утрачивает обоняние более чем на час.

Осьминожьи чернила вырабатывает особый вырост прямой кишки — грушевидная железа, или чернильный мешок, который полностью заполнен уже при рождении моллюска. Внутренняя полость мешка разделена на две камеры, в верхней находятся «готовые» чернила, в нижней — зерна черного пигмента, которые по мере опорожнения верхней растворяются под действием соков железы и перекачиваются в верхнюю. Запаса этих чернил хватает на шесть «сеансов устрашения».

После полного опорожнения мешка он уже через полчаса полностью восстанавливается — и осьминог снова во всеоружии.

Питаются осьминоги крабами, улитками, рыбой и другими животными, в свою очередь, становясь добычей рыб, морских птиц и млекопитающих.

Поэтому одним из способов сохранения жизни для них является автотомия — самоотбрасывание конечностей.

Схваченный противником за щупальце, осьминог резкими сокращениями мускулатуры отрывает от себя руку, которая еще какое-то время продолжает извиваться, отвлекая внимание нападающего, осьминог же за это время успевает скрыться. И очень скоро обзаводится новым щупальцем.




защита

г) нервная система.

Головной мозг высокоразвитый (один из самых развитых среди беспозвоночных)

Самый «умный» среди всех беспозвоночных: поддается дрессировке, имеет хорошую память, различает геометрические фигуры — маленький квадрат отличает от более крупного, прямоугольник, поставленный вертикально, от прямоугольника, поставленного горизонтально, круг от квадрата, ромб от треугольника. Узнает людей, привыкает к тем, кто их кормит. Если проводить с осьминогом достаточно времени, он становится ручным. Прекрасно обучаем.





д) органы чувств

Глаза большие, с хрусталиком, похожим на человеческий. Зрачок прямоугольный. Во время глубокого сна осьминог глаза не закрывает, а лишь сильно суживает зрачки. Его дыхание замедляется, все щупальца, кроме двух нижних, он прижимает к телу. Две нижние раскинутые в стороны руки выполняют сторожевую функцию. Прикосновение к ним, а также малейшее колебание воды действуют на спящего осьминога подобно будильнику.

Осьминоги способны воспринимать звук, в том числе инфразвук.

На каждой «руке» расположено до 10 тыс. вкусовых рецепторов, определяющих съедобность или несъедобность предмета.




е) дыхательная система

Дышит осьминог жабрами, однако без ущерба здоровью может непродолжительное время быть вне воды.





ж) кровеносная система

У осьминога три сердца: одно (главное) гонит голубую кровь по всему телу, а два других — жаберных — проталкивают кровь через жабры.

А еще их величают «морскими аристократами». Как вы думаете, почему?

Поводом для этого послужила их голубая кровь. Столь необычный цвет объясняется тем, что в эритроцитах и плазме вместо гемоглобина содержится гемоцианин, в котором железо заменено медью. Кроме того, природа снабдила этих «благородных» животных тремя сердцами. Главное из них, состоящее из одного желудочка и двух предсердий, питает все органы, частота его сокращений — 30—36 ударов в минуту. Два других, так называемых «жаберных сердца», проталкивают кровь через жабры.


Голубая кровь

з) размножение

После оплодотворения самка устраивает в норе или пещерке гнездо и откладывает в нем несколько тысяч яиц, которые при помощи слизи прикрепляет к потолку и стенам норы связками-гроздьями. И с этого момента уже неотлучно находится при яйцах, постоянно перебирая их, омывая свежей водой и отгоняя от гнезда хищников. «Высиживание», в зависимости от вида, может продолжаться 12 и более месяцев. Все это время самка ничего не ест, рационально используя запас питательных веществ, накопленных в печени. А к моменту вылупления осьминожков она бывает настолько истощена, что, освободив потомство от яйцевой оболочки, вскоре умирает.

Как вы думаете, почему самка не покидает гнездо?

Почему умирая, она уходит подальше от кладки?

- Сколько раз в жизни размножаются головоногие?


Не съедят, вентилирует яйца, не привлечет хищников

Хищники, бактерии, около разлагающегося трупа могут заразить кладку

1.

Употребление в пищу


Употребление осьминогов в пищу распространено во многих культурах. В японской кухне осьминог — обычный продукт, из которого готовятся такие блюда как суши и такояки. Также их едят живыми. Живых осьминогов нарезают на тонкие кусочки и съедают их в течение нескольких минут пока мышцы щупалец продолжают конвульсировать. Едят осьминогов на Гавайских островах. Часто употребимы осьминоги в средиземноморской кухне. Осьминог — источник витаминов B3, B12, калия, фосфора и селена. Готовить осьминогов следует аккуратно, чтобы избавиться от слизи, запаха и остатков чернил.





Интересные факты


В начале 19 века у берегов Японии затонуло судно с дорогим корейским фарфором. Весь груз оказался на дне, причем на такой глубине, что ныряльщикам было до него не достать. Почти через сто лет одному рыбаку пришла в голову идея использовать осьминогов для подъёма фарфора со дна. К осьминогам привязывали верёвки и опускали. Через небольшой промежуток времени, когда осьминог находил себе убежище в одной из ваз, тянули за верёвку. Осьминог цепко хватался за то, что считал своим убежищем, и его вместе с грузом поднимали наверх.





Самостоятельная работа

Стр. 75 №2




Подведение итогов урока

Дурная слава кровожадных убийц, способных затащить на морское дно не самый маленький корабль, преследовала осьминогов еще со времен Аристотеля. А ведь на самом деле это очень необычные животные, с хорошо развитым интеллектом и фантастическим чувством родительского долга.





Д.З.







Использованная литература.

  1. Молис С.А.Книга для чтения по зоологии.

  2. И. Акимушкин Проблемы этологии. Смоленск, 1999.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск