Скачать 66.82 Kb.
|
Тема урока. Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного Цель: познакомить с буквой ь – показателем мягкости предшествующего согласного, с её алфавитным названием; формировать навык чтения буквосочетаний типа бь, пь, мь; содействовать развитию устной речи учащихся; воспитывать внимательное отношение к животным зимой. Ход урока 1.Мотивационный момент. Психологический настрой. Слайд 1 - Ребята, у нас сегодня необычный урок. К нам на урок пришли гости. А когда приходят гости, это всегда праздник. Покажите, пожалуйста, веселое лицо, печальное лицо, сердитое лицо. Какое у вас настроение, покажите. От того, какое настроение у человека, зависит, как он будет трудиться, общаться с окружающими. Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с хорошего настроения. И поможет вам ваша улыбка, добрые слова. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Так мы дарим друг другу здоровье и радость. Слайд 2 - Грубых слов не говорите, Только добрые дарите. - Скажите, ребята, а чему мы с вами учимся на уроках обучения чтению? В народе говорят так: «Кто много читает, тот много знает». Начинаем наш урок с разминки. 2. Актуализация знаний Слайд 3 А. Дыхательная гимнастика Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечи. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечу. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечей. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечей, сделав максимальное количество коротких выдохов. Б. Чтение слогов В. Чтение слов по таблице Г. Работа со скороговоркой Д. Чтение рассказа о зиме - Как вы думаете, почему мы прочитали рассказ про зиму. (потому что ещё не закончилась зима.) - Ребята, кому трудно приходится зимой? - К чему призывает нас этот рассказ? - В нашей школе проходила акция «Помоги пернатым». Вы приняли активное участие в ней. С вашей помощью мы спасли несколько десятков птиц. - А, сейчас я вас приглашаю в увлекательное путешествие. Положите ручки на парты, головки на ручки. Закройте глаза. Прислушайтесь к окружающим вас звукам. Поднимите головки. - Куда мы сегодня отправимся на экскурсию? - Правильно. Сегодня мы совершим путешествие в лес. И эту экскурсию проведут наши экскурсоводы. Экскурсоводы Ученик 1. Давайте прогуляемся с вами в лес. Узнаем, какие птицы и животные здесь живут и послушаем их голоса. Ученик 2. Ну-ка, прислушайтесь. Чей это голос? Так кукует лесная птица кукушка. Ученик 3. А это что за треск стоит в лесу? Так стучит своим крепким клювом дятел. Он достает из-под коры насекомых себе на обед. Ученик 1. А это “звенит” синичка, радуется солнышку и теплу Ученик 2. А голос этой птицы узнали? Это каркает ворона Ученик 3. Так поет-заливается соловей, серенькая, неприметная птичка Ученик 1. А так щебечет жаворонок Ученик 2. Вот еще один знаменитый птичий певец – скворец. Послушайте, какие трели он выводит. Ученик 3. А так ухает гроза мышей, лесная хищница сова Ученик 1. В лесу живут не только птицы, а и разные животные, большие и маленькие. Послушайте, как рычит косолапый бурый мишка Ученик 2. А так воет серый волк. А еще он умеет лаять, ведь он родственник собаки. Ученик 3. А так лают лисицы. Ученик 1. А это голос могучего лося. Говорят, что лось трубит. Правда похоже, что неумелый музыкант дует в трубу? Ученик 2. У маленького пушистого енота тоже свой голос Ученик 3. А еще в лесу живет красавец-олень, колючий ежик, рыжая белочка, пушистый зайчик. Учитель - Ребята, назовите животных леса. - Какой зверь издаёт звук неумелого музыканта? - Правильно, это лось. Рассказ учителя о лосе Лось очень крупное животное. У него высокие ноги, короткое туловище, на тяжелой голове большие рога. Лось широко распространен, живет в лесах, но встречается и около болот и рек. Летом, в жару, они забираются в густые кустарники, другие прохладные места. Любят лежать на отмели, а иногда залезать по уши в воду. Летом лось питается листьями деревьев и кустарников, веточками черники и брусники, ягодами, грибами Зимой лосю плохо. Если много снега они перебираются в малоснежные места. Причем первыми идут лосихи с лосятами, а потом взрослые. В трудные зимние дни, когда достать корм сложно, лоси выходят к людям, иногда заходят в города. - Давайте составим схему слова лось. - А если эту схему увидят ваши мамы и папы, они смогут прочитать это слово? (нет) - Что нужно сделать? (Записать буквами)
ЛОС 3. Создание проблемной ситуации. - Ребята, прочитаем слово по звуковой схеме, по буквенной. Что вы заметили? ( по буквенной звучит твёрдо) - Мы умеем обозначать мягкость согласного на письме? ( да) - Какие буквы обозначают мягкость согласного на письме? (Е, Я, Ю, И) - Давайте попробуем поставить букву Е. Что получилось? ЛОСИ - А нам надо слово ЛОСЬ. - Давайте поставим букву Я. Что получилось? ЛОСЯ - Этот вариант нам тоже не подходит. (Проводится работа по аналогии с остальными гласными) 4. Целеполагание - Ребята, какая цель будет стоять перед нами на уроке? ( узнать как обозначается мягкость согласного звука на письме. ) - Ребята, а кто уже догадался, как в нашем случае можно обозначить мягкость согласного звука на письме? Этот знак – хитрый знак. Не сказать его никак, Он не произносится, Но в слово часто просится. Мягкий голос, мягкий шаг. Это буква – Мягкий знак - Правильно. На самом деле люди давно уже договорились использовать для смягчения согласных такой знак. - А давайте сами попробуем смастерить эту букву. У вас на столах лежат разноцветные квадраты и треугольники. Смастерите букву ь. - На что похожа буква мягкий знак? (предположение детей) Буква Р перевернулась Мягким знаком обернулась. - А есть ли слова, которые начинаются с мягкого знака. (нет) - Значит, мягкий знак при написании будет только обозначать мягкость согласного. - Как вы считаете , почему этого помощника назвали мягкий знак? ( указывает на мягкость предшествующего согласного) - Сколько теперь букв в слове лось? (4) - А сколько звуков? (3) - А почему букв больше, чем звуков? (ь – звука не обозначает) - Мягкий знак это буква? (да) - Докажите. (можно написать) 7. Первичное закрепление изученного материала. Упражнение в восприятии на слух мягких согласных звуков Фонетическая зарядка Игра «Посчитай буквы и звуки» - Я буду называть слова. Если в слове букв больше, чем звуков, вы хлопаете в ладоши, если звуков и букв одинаково – не хлопаете. конь, дым, сом, соль, ось, ус, медведь. Физкультминутка 5. Обучение чтению слов (с.100) А) Чтение слов парами е:л ри:с б:ра:т мо-ро:з ве-ри:т е:ль ры:сь б:ра:ть мо-ро:зь ве-ри:ть но-си:т но-си:ть Б) Превращение слов мел трон ест ь ь ь угол удар кров - Что произошло с этими словами? ( Изменилось значение слова) В) У вас на столах лежат карточки со словами. Вам нужно поставить пропущенный мягкий знак там, где это необходимо, чтобы получилось слово. Лен*, ден*, сон*, тен*, сыр*, лес*, пен*. ( это же задание на слайде. После того как дети сделают, проверка по слайду. Взаимопроверка) 6. Работа с текстом «Гость» - Как вы думаете, о ком будет этот рассказ. А. Чтение текста учителем Б. Словарная работа Лесник – сторож леса Горсть- то, что помещается в руку В. Работа над содержанием текста - Кто пришёл к домику лесника? - Чем угощает его лесник? - Почему кроме сена лесник несёт ещё и соль? - А сейчас вам надо ответы на мои вопросы искать в тексте. - Где стоит лось? - Что несут лосю на обед? - Сколько было соли? Г. Работа над выразительностью - Найдите вопросительное предложение. Как мы его должны прочитать? Чтение этого предложения хором. - Ответьте на этот вопрос ответом из текста. - У вас на партах лежат конверты со словами. Найдите нужные слова и составьте это предложение. (Работа в парах). Д. Выразительное чтение текста. 7. Итог урока. Рефлексия Учитель: Какую цель ставили перед собой? Учитель: Достигли мы цели? …… Учитель: Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность. Полоски – на доску. Зелёная – всё получилось, Жёлтая – надо ещё поработать Красная – было трудно на уроке |