Скачать 290.06 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Советская средняя общеобразовательная школа Купинского района Новосибирской области Работу выполнила: учитель начальных классов Морозова Наталья Федоровна. Контактный телефон: 39-285 Стаж работы в программе 1 год. Программа: “Разговор о правильном питании ” Обобщение по теме: «Овощи и фрукты». Урок содержит задания обобщающего и систематизирующего характера, а также направленные на развитие мыслительной и практической деятельности, на закрепление полученных знаний, расширение кругозора учащихся, формирование сознания того, что человек сам должен заботиться о своём здоровье, используя в питании свежие, доброкачественные продукты растительного происхождения. Цели урока:
Методическое обеспечение урока:
Тип урока: повторительно-обобщающий. Ход урока I. Организационная часть урока. - присутствие на уроке - цели, задачи урока II. Повторение пройденного материала. - повторение по плакатам; - сообщения учащихся, сопровождающиеся исторической справкой учителя; - заполнение обобщающей таблицы; - решение кроссворда; пиктокроссворда; брейкворда; - игра в “Лото” III. Заключительная часть урока. - обобщение материала - выставление оценок Конспект урока I. Организационная часть урока С началом урока приветствую класс, выявляю присутствие. Объявляю тему урока, цели и задачи. Зачитываю стихотворение, написанное мною в процессе подготовки к уроку, в котором собственно и просматриваются и тема, и цели. Я садовником трудилась, не на шутку рассердилась: вдруг на грядках овощи меж собой поспорили – “кто” на свете всех важнее всех питательней, вкуснее? Чтоб сей спор быстрей решить, Надо было поспешить Магазины посетить, Да специалистов опросить. Что я вижу, что за чудо? На прилавках в магазине Фрукты спорили в корзинах: “Кто” содержит витамины, И пектин, и каротин? “Кто” поможет всем больным Вывести холестерин? Каждый знал наверняка – Жить без него никак нельзя. II. Повторение пройденного материала Прошу учащихся вспомнить, на какие группы делятся овощи и плоды, а также назвать их основных представителей. Продукты растительного происхождения – основные источники витаминов, минеральных и пектиновых веществ, клетчатки, органических кислот, т.е. катализаторов, стимуляторов органов пищеварения, кровообращения, мочевыделительной системы. Многие растения обладают целебными свойствами и используются в лечебном питании. На предыдущем занятии учащимся было дано задание: выбрать из предложенных им видов овощей и плодов какой-то один, оформить эмблему с его изображением и подготовить сообщение о его химическом составе, пищевой ценности, целебных свойствах и области применения. Были выбраны следующие виды овощей и плодов: свёкла, морковь, редька, капуста, тыква, баклажаны, яблоки, груши, апельсины, абрикосы, бананы и слива. Каждый учащийся показывает подготовленную эмблему, даёт информацию о продукте так, будто хочет убедить нас, что он действительно самый важный в жизнедеятельности организма. Остальные учащиеся в это время должны заполнить таблицу (Приложение 1), которая закрепит и обобщит знания каждого по данной теме. Кроме этого учащиеся оценивают ответы друг друга и ставят отметки в оценочные листы (Приложение 2). Возможен и другой вариант: учащиеся дома готовят сообщение в виде заданной таблицы, после выступления показывают всем для оценивания, а затем сдают учителю. Получается замечательный коллективный проект, который будет впоследствии наглядным пособием при изучении темы. К некоторым сообщениям я добавляю историческую справку. Например, свёкла была известна ещё за 2 тысячи лет до нашей эры в Древней Персии, но её не любили, а считали символом ссор и сплетен и использовали как лекарственное растение. В Россию свёкла попала из Византии в X веке. Морковь до XVI века была почётным блюдом при дворе императора Карла Великого и считалась деликатесом. У немцев и французов до сих пор считаются деликатесными соусы из моркови. В немецких деревнях и в наши дни употребляют так называемый “солдатский” кофе из поджаренной моркови. В Древней Руси лекари прописывали больным сливочное масло, подцвеченное морковным соком, и свежую морковь, долго сохранявшуюся в меду. У современных семьи подаётся морковь в меду, это обеспечивает здоровье на весь следующий год. Родиной редьки считают Египет и Китай. В Россию редька попала из Азии. Она входила как обязательный компонент в одно из древних русских кушаний – тюрю. Древние римляне ежедневно съедали порцию лука, а во избежание неприятного запаха лук заедали листьями петрушки и грецкими орехами. Огурец вошёл в употребление в Индии ещё за 3 тысячи лет до нашей эры. Уже в глубокой древности он зарекомендовал себя как незаменимое косметическое средство. В России в XVI веке самым распространённым блюдом была “чёрная уха” - суп, где мясо варилось в огуречном рассоле с примесью разных пряностей и кореньев. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что капусту человек начал возделывать со времён каменного и бронзового веков. У греков капуста служила символом трезвости, они приписывали ей способность исцелять от болезней и залечивать раны. На Руси капусту шинковали и солили. Рубка капусты сопровождалась вечеринками в честь капусты, на которых водили хороводы, пели шуточные песни и плясали. Обязательным угощением был пирог с капустой. С XVI века распространение получили цветная капуста, брюссельская, кольраби. Цветная капуста – самый ценный вид капусты по содержанию питательных веществ и их усвояемости. Родина помидоров – Южная Америка. На языке ацтеков помидор назывался “томатль”, отсюда и русское “томат”. Однако чаще у нас их называют помидорами, что в переводе с французского означает “яблоки любви” за ярко-красную окраску плодов. Долгое время помидоры в Европе были декоративными растениями, украшали комнаты, беседки, их выращивали в оранжереях вместе с редкими цветами. До начала XIX века в Европе помидоры считались несъедобными. Горох был найден на месте поселений, которые относятся к каменному веку. В Древней Индии и в Древнем Китае он считался символом плодородия и богатства. Бобовые культуры были первыми овощами, которые люди начали использовать в пищу. Через 20 – 25 минут от начала урока предлагаю учащимся сделать паузу в виде упражнения для выражения лица:
После заслушивания всех сообщений мы с учащимися подводим итоги. Оцениваем художественное оформление эмблемы, содержание сообщения и умение его изложить. Выбираем лучших по наибольшему количеству баллов (по итогам оценочного листа). Заканчивается первый урок. Выходим из кабинета на перемену. На втором уроке предлагаю учащимся небольшой кроссворд (Приложение 3). Кто решит его быстрее, тем даю пиктокроссворд: по рисункам определить названия овощей и заполнить клетки с соответствующим количеством букв методом подбора (Приложение4). Как мы узнали из сообщений значение плодов и овощей очень велико в жизнедеятельности человеческого организма. Нашими предками сложено множество пословиц, поговорок, загадок и афоризмов о растениях, здоровье и питании человека. Я объявляю игру “Лото народной мудрости” (Приложение 5). Эта игра интересна учащимся, но со стороны учителя требуется большая предварительная подготовка. Надо приготовить карты для каждого участника. Для этого альбомный лист делится на части, в каждом прямоугольнике пишется окончание пословицы (ответ к вопросу или загадке). На других карточках пишется начало пословицы (вопрос или загадка). Для размещения этих карточек подбирается непрозрачный мешочек или коробка. Ведущий (учитель или учащийся) вытаскивает карточку и зачитывает начало пословицы, поговорки (вопрос или загадку), написанное на ней. Играющие находят на своей карте соответствие и заявляют о нём вслух. В случае правильного ответа участник закрывает одну из частей своей большой карты. Побеждают те участники, у которых окажется больше правильных закрытых мест в картах. В игре развивается мыслительная деятельность, концентрируется внимание, проявляется речевое мастерство, упорство, терпение. В игре царит дух соревнования, который заставляет учащихся задуматься о своих успехах и неудачах, чтобы в следующий раз сказать себе и другим: “Я не хуже!” Данная игра демонстрирует связь с русским народным творчеством. В ходе её учащиеся анализируют значение выражений и находят их актуальными и в настоящее время. Если карт “Лото” недостаточно, то учащихся можно разделить на команды или пары. В этом случае воспитывается чувство коллективизма, стремление к сотрудничеству. В зависимости от количества игроков и карт продолжительность игры может меняться, поэтому оставшееся до окончания урока время можно посвятить разгадыванию “Фруктового брейкворда” (Приложение 6). Объявляю соревнование “Кто быстрее отыщет 14 названий фруктов?” Отмечаю победителей. Можно также использовать “Овощной брейкворд” (Приложение 7), либо применить его в качестве разминки в процессе слушания сообщений учащихся. III. Заключительная часть урока. Задаю учащимся вопрос: “ Итак, что на свете всех важнее, всех полезней и вкуснее?” По желанию 2-3 человека делают выводы о пищевой ценности овощей и плодов и о необходимости применения их в ежедневном питании человека. Они говорят, что занятия по этой теме дали им много полезной информации, которая пригодится всем в дальнейшей жизни. Я отмечаю работы учащихся, благодарю всех за работу на уроке, выставлю оценки. Урок окончен. Приложение 1 Обобщающая таблица по теме: «Пищевая ценность плодов и овощей»
Приложение 2 |