Скачать 82.14 Kb.
|
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Фахрутдиновой Рушании Габдурахмановны,учителя 1 квалификационной категории МБОУ «Гимназия № 126» Советского района города Казани РТ Басни Крылова Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовёт дедушкой Крыловым. Мы с детства, со школьной скамьи, а то ещё и до школы, знакомимся с крыловскими баснями. Меткие строки крыловских басен давно стали народными пословицами и поговорками. Вспомним только самые привычные: «А ларчик просто открывался», «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку», «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь», « Слона-то я и не приметил». Много их, мудрых крыловских слов, которыми мы пользуемся ежедневно. Крылов показал целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими львами, лисицами, воронами показывал он характеры человеческие, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей. Изображая всё плохое в людях так, что всем понятно, что это плохо, что это надо осудить, он в то же время высоко ставил в своих баснях честный труд, скромность, ум, храбрость. Крылов учил людей хорошему так, как может учить только человек, глубоко понимающий народную душу, народный ум. Он осмеивал и осуждал пороки и злоупотребления царских чиновников, угнетавших народ. Басни его написаны так просто, что школьник, только что постигший грамоту, и человек взрослый одинаково чувствуют, как правдиво, метко, интересно они написаны. Крылов изображает зверей так, что мы слышим, как ревёт лев и пищит комар, как лисица льстит вороне, как лает и визжит Моська. Суд, где заседает и судит лиса, мартышка перед зеркалом, волк, попавший вместо овчарни на псарню,- это живые и поучительные картины. Басни Крылова стали широко известны ещё при жизни великого народного баснописца. Недаром в 1838 году, на юбилее в честь пятидесятилетия его творчества, поэт В.А. Жуковский сказал, что если бы можно было пригласить на этот юбилей всю Россию, то она вся бы и пришла, потому что она знает и любит Крылова. Эта была правда. С тех пор прошло больше ста лет, а басни Ивана Андреевича Крылова живут, их знает, любит и высоко ценит весь советский народ. Они не могут состариться, потому что настоящие поэтические, сильные и правдивые слова не стареют. Они становятся достоянием всего народа. И сегодня, в школе, дедушка Крылов занимает своё почётное место и снова рассказывает школьникам свои бессмертные басни Тема. И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак». «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» И.А.Крылов Цели. Донести юмор и иронию басни; научить детей находить мораль-поучение в произведении; способствовать восприятии басни; развивать представление о басне; обучать составлению «фильма»; совершенствовать навыки выразительного чтения басни. Оборудование: портрет И.А.Крылова; таблички со словами « басня», «мораль», карточки с высказываниями; просмотр басни . Ход урока.
Учитель. Рассмотрите книжную выставку. Можно ли по ней определить тему нашего урока? Дети. Можно. Учитель. Почему? Дети. На ней книги Крылова. Учитель. Сегодня познакомимся с прекрасной басней Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
Учитель читает сказку. Учитель. «Однажды Лисица попросила Льва взять её с собой на охоту. «Хитра я и проворна»,- хвалилась Лиса. Лев согласился. Лисица рыскала по полям по лесам и выгоняла добычу прямо на Льва. Он хватал зверя и делил добычу. Себе Лев брал долю побольше. И Лев был сыт, и лисица сыта. Скоро Лисица стала обижаться на Льва, что не поровну добычу делит. Лисица думала: « Всё я делаю одна: я и зверя выслежу, я и гоню его, а Лев только готовое хватает». Отошла Лисица от Льва и стала одна ходить на охоту. Добычи она находила много, да жила она впроголодь, потому что поймать её не могла». Что вы узнали о Льве и Лисице? Дети. Лев был сильным, могучим зверем. Он хватал добычу и делил её. Учитель. Можно ли назвать их друзьями? Дети. Нет. Друзья помогают друг другу. Учитель. О чём эта сказка? Дети. Не будет дружбы, если нет согласия, взаимопонимания, взаимопомощи. Учитель. Видите, что получается, когда не умеют дружить. Неуступчивость- это беда от себя.
Учитель. Сегодня мы будем читать произведение, которое связано с именем Ивана Крылова. (Учитель показывает портрет баснописца) -Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни- маленькие произведения, которые учили жить по справедливости. Учитель показывает иллюстрацию, где изображены Лебедь, Рак и Щука. -Это герои басни. Что общего между ними? Дети. Все они живут в воде. Учитель читает басню, выделяя голосом мораль. Учитель. Что заставило вас улыбнуться? Дети. Какие глупые герои- тянули в разные стороны. Учитель. Каким был ваш смех? Дети. Добрым, не злым. Учитель. Что узнали из басни? Дети кратко пересказывают события, произошедшие в басне. - Что поняли? Дети. Это глупые животные, не знают, как поступить. Учитель. Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев? Дети. Нет. Все они живут в воде и могли бы сдвинуть воз. -«Однако воз и ныне там». Учитель. Прочитайте басню про себя. Дети выполняют задание. -Есть ли в басне слово, которое подсказывает, что воз они могли бы свезти? Дети. Это слово « товарищи». Учитель. Подтвердите это. -Давайте ещё раз прочитаем басню, но уже не про себя, а вслух. Дети выполняют задание. -Прочитайте, про какой случай написал Крылов. Дети. «Однажды…» Учитель. Найдите и прочитайте слово, которое помогает увидеть образ героя. Какой он? Дети. «Лебедь рвётся в облака». Он стремительный, упрямый. «Рак пятится назад». Он неповоротливый, видит только свою дорогу, нерасторопный. «А щука тянет в воду». Она упрямо делает своё дело. Учитель. Вы видите, как с помощью только одного слова- глагола- можно создать точный образ. А какими словами описал их усердие автор? Дети. «Из кожи лезут вон». Учитель. Посмотрите на иллюстрацию в книге. Какие строчки к ней подходят? Учащиеся читают то, что на их взгляд больше подходит к иллюстрации. - Как, по вашему мнению, нужно читать эту басню: быстро, легкомысленно или не торопясь, раздумывая и рассуждая? Сильный ученик ещё раз читает басню, но без морали. Учитель.Какое отношение вызвали у вас герои? Дети. Очень жалко, что они такие бестолковые. Если они друзья, то всё надо делать дружно. Учитель. Как автор относится к героям басни? Дети. Он сожалеет, что в товарищах нет согласия. Учитель. Для чего и зачем написана басня? Дети. Баснописец подсказывает человеку, как надо поступить, учит жить, учит видеть чужие ошибки. Учитель. Давайте найдём мораль- главную часть басни. Учащиеся выразительно читают мораль басни. Учитель открывает запись на доске. На доске. «Да только воз и ныне там.» Это выражение стало «крылатым». Когда так говорят? Дети. Когда делают общее дело, а между героями идёт раздор. В итоге ничего не получается.
Дома прочитайте ещё несколько басен, выделите мораль, нарисуйте рисунок к басне. Дополнительный материал. Литературная викторина «Басни дедушки Крылова». Вопросы и задания.
а) «Сказать ли на ушко, Яснее, мысль мою? Худые песни Соловью В когтях у Кошки». б) «Вперёд чужой беде Не смейся, Голубок!». в) «Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье, И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды». г) «Но, кажется, не прав и тот, Кто поручил Ослу стеречь свой огород». д) « Мне кажется, что смысл Не темен басни сей- Щепотки волосков лиса не пожалей- Остался б хвост у ней».
а) «- Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Накорми и обогрей!» б) «- Пускай же обо мне расспросят! Так я уж веки здесь; тих, скромен завсегда, Лежу смирнёхонько, куда меня ни бросят, А не слыхал себе спасибо никогда». в) « Нет, кумушка, я видывал частенько, Что рыльце у тебя в пуху». г) « То долговязые плоты ты носишь, Уж я не говорю про лодки, челноки: Им счёту нет! Когда такую жизнь Ты бросишь? Я, право, высох бы с тоски». д) «-Ох, милый друг! Тружусь день весь: Я по делам гонцом у барина большого; Ну, некогда ни пить, ни есть, Ни даже духу перевесть».
а) «Прохожие и …»; б) «Мартышка и …»; в) «Богач и …»; г) «… и Мухи»; д) «… и Горлинка». 5. В этих отрывках пропущены слова, обозначающие действия. Вставьте их и назовите басни. а) «Крестьянин на заре сохой Над полосой своей…, … так крестьянин мой, Что градом пот с него…». б) «Пастух у ручейка… жалобно в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягнёнок у него любимый Недавно… в реке». в) «Мужик с Змеёю…, Известно, что Змея умна: Так… к Мужику она, Что ею только он и … и …». г) « У мужика, большого эконома, Хозяина зажиточного дома, Собака … и двор …, И хлебы …». д) «-Как, милый петушок, … ты громко, важно! А ты, кукушечка, мой свет, Так … плавно и протяжно». 6.К кому обращены эти слова? а) «-Каких ты, бедненький, Трудов не перенёс! Что ж, прибыли, Что ты высоко так заполз?» б) « Уж как тебе не лень С утра до вечера трудиться целый день!» в) « Сосед, как хочешь ты потей, А я с работою моей Далёко от тебя уеду, И огород твой при моём Казаться будет пустырём». г) « Ты зла- твоё смертельно жало; Опасна ты, когда близка; Кусаешь без вины ( и то не мало!), Но можешь ли язвить ты так издалека, Как злой язык Клеветника?» д) «- Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь Великий мастерище».
а) «Мой… замолк. « Ты что ж,- Спросил его с насмешкой…,- Приятель, не поёшь?» б) «Стой, братцы, стой!- Кричит….- Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». в) «Он костью чуть не подавился, Не может… ни охнуть, ни вздохнуть, Пришло хоть ноги протянуть! По счастью, близко тут… случился». г) « И… всем жужжит, Что лишь она О всём заботится одна». д) « Навозну кучу разрывая, … нашёл жемчужное зерно И говорит куда оно? Какая вещь пустая».
эти басни. а) «Змея лежала под колодой». б) «Полают да отстанут». в) «Век целый не трещу». г) «У всякого талант есть свой». д) « Здорово ль дерево, я знать могу верней». 9. Предлагаем вам отрывки из басен, героями которых являются собаки. Что это за басни? а) «У кухни под окном На солнышке Полкан с Барбосом грелись». б) «Вот,- говорит Барбос,- большая госпожа! По мне хоть бы тебя совсем с двора согнали». в) « Вот на Барбоса тут посыпалось руганье, Но у него на всё готово оправданье». Г) « Едва лишь на себе Собака испытала Совет разумный сей- Шалить собака перестала». д) « А там осталося всего Овец пять-шесть, И тех собаки съели». |