Скачать 113.57 Kb.
|
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Опыт работы воспитателя логопедической группы Марковой Елены Валентиновны ДОУ № 116 В наше время дети рано становятся зрителями, сначала у экранов телевизоров, потом в кукольном театре, кино. Особый интерес у них вызывает театр по сюжетам сказок. Идеал сказки – борьба со злом, помогает ребенку выработать определенное нравственное отношение к жизни. Значит, театрализованная деятельность способствует нравственно-эстетическому воспитанию, обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе. При более глубоком анализе проблемы выяснилось, что большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых, является инсценировка какого – либо сюжета – так называемые театрализованные игры. Для этого, прежде всего, необходима правильная организация театрализованных игр. Основными требованиями ее являются:
Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, определяются требованиями программы воспитания для каждой возрастной группы детского сада и возможностями детей. Театрализованная деятельность формирует диалогическую и монологическую речь, интонированную грамотность, активизирует словарь. Кроме того, она носит психопрофилактический характер, так как помогает эмоционально и физически разрядится. А это очень подходит для моих воспитанников с логопедическими проблемами. Интонационно-маловыразительная речь, нарушение координации движений, нарушение общей и мелкой моторики, неустойчивое внимание, пониженная работоспособность, проблемы развития фонематического слуха. Поэтому задача которую я поставила , состояла в том, чтобы развить грамматически правильную связную речь через различные виды театрализованной деятельности. Творческое развитие темы начинали с подготовки сценария игры по сюжету литературного произведения, сказки, стихотворения, рассказа. Вначале я сама читала вслух текст и привлекала детей к проговариванию его отдельных фрагментов, задавала вопросы, рассматривали иллюстрации к этому произведению, использовала какой-нибудь вид театра для показа отдельной сценки или для диалога персонажей. Так одновременно создавались зрительные образы, демонстрировались способы их эмоциональной выразительности и игры. Уже в повторных играх активность ребят увеличивалась по мере того, как они овладевали текстом. Я не требовала от детей дословного воспроизведения текста, но иногда, когда это было необходимо, поправляла и игра продолжалась. И, наконец, когда текст хорошо усваивался детьми, хвалила их. Читая стихотворные тексты, предлагала детям подключаться к диалогу (особенно хороши для этого произведения К.И.Чуковского) . дети активно подключались, отвечая, продолжая ( «У меня зазвонил телефон. Кто говорит? «слон» и т.д.) Иногда читала стихотворения, а дети выполняли те действия, о которых говорилось, имитируя движения, голоса, интонации персонажей. Произведения можно было бы прослушивать в записи, но читая произведения, дети видели мимику, жесты, а потом сами старались повторять их. Дети должны были освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Для этого я брала в руки «волшебную палочку» и «превращала» детей в животных (здесь они в движении изображали неуклюжесть медвежонка, шустрого зайчишку, хитрую лису, осторожную мышку и т.д.) отмечала тех детей, у которых получалось лучше всех. Иногда просила детей рассказать о том животном, которое они изображали, какое оно, дети охотно рассказывали, старались подбирать как можно больше определений. Когда «превращала» детей в лес, они изображали различные деревья (здесь они были и ели, и березки , и ивы, и клены…) здесь дети начинали фантазировать, была свобода в действиях. Каждому из детей хотелось сыграть роль. Хотелось, чтобы каждый ребенок получил удовлетворение от сыгранной роли. Но у детей логопедической группы были маловыразительные интонации, однообразные движения. Все это приводило к тому, что терялся интерес к игре, а следовательно и снижение эмоционального воздействия ее на детей. Необходимо было учить детей средством выразительности. Для этого я предлагала детям простые слова «здравствуйте», «помогите», «послушайте» и т.д, сказать по разному , т.е. радостно, грустно, грозно, тихо, громко, спрашивала как можно еще сказать, дети старались придумать свой вариант (пищали как мыши, говорили как медведи, как овечки и т.д.) учила детей изменять смысл фразы путем перестановки ударения «ДАЙ мне мяч», «дай МНЕ мяч», «дай мне МЯЧ». Дети объясняли смысл , т.е. то о чем говорится. Читая произведения, старалась изменять голос в зависимости от персонажа (грубым голосом – за волка, тонким – за мышку и т.д.) старалась мимикой выразить испуг, сострадание, жалобу, просьбу. Ведь я знала, что моя интонация – образец для детей. От того, насколько хорошо подчеркивался интонацией смысл произведения, давалась характеристика образам, зависело и понимание сказки, рассказа, стиха. Ведь наша речь в повседневном общении, чтении, театрализованных играх служит образцом для подражания детьми. После того, как мышка (или волк, или лист ..) дети по очереди просились в теремок, но сначала я объявляла это как конкурс – кто лучше. И дети наперебой старались, сгорая от нетерпения. Победителю – доставались аплодисменты. Когда были изготовлены некоторые виды театров (пальчиковый, театр на ладошке, на палочках), предлагала детям самим водить персонажей, это доставляло огромную радость, формировались необходимые умения. Далее предлагала детям разыграть диалог двух персонажей, т.е. проговаривались слова и действовать за них. Это упражнение в интонировании диалога («Теремок» р.н.с., «Телефон» к.и.чук., «Колобок», «Сказка о глупом мышонке» и т.д.) Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации построенные на контрастах. Для этого я называла сказку , например : «три медведя» и начинала говорить за Мишутку, или за Михайла Ивановича, а дети по интонации пытались угадать , за кого из персонажей я говорю. Далее они с помощью интонации загадывают загадку мне или другим детям и были очень рады, если удавался персонаж. Старалась использовать все подходящие случаи в повседневном общении, игре, чтобы упражнять детей в разнообразном интонировании самых привычных слов; «здравствуйте» (радостно, приветливо, небрежно, доброжелательно , угрюмо), «до свидания» (с сожалением, с огорчением), «дай» (уверенно, вежливо, просящее, нетерпеливо, обиженно), «возьми» (неохотно, небрежно, приветливо с желанием порадовать) Иногда усаживала перед собой одного ребенка, давала ему в руки какой-нибудь предмет (например мяч). Начинала диалог вовлекая в него ребенка, но так, чтобы вызвать у него интонации возражения, удивления и др. спрашивала у него « что у тебя?» - мячик - да нет, посмотри внимательно - мячик (недоуменно) - нет, не мячик, а кубик - кубик? –нет, не кубик (убежденно) - в самом деле? А что же? - да вот же, мячик Так же предлагалось поспорить и со сказочными персонажами. И все же следует отметить , что некоторые дети (Артур, Толя, Костя) оставались пассивными. С ними приходилось заниматься индивидуально . предлагалось разыграть сценки с любым видом театра, на выбор. Обращала внимание при рассмотрении иллюстраций на жесты, мимику героев. «какое выражение у лисы? почему жалко зайчика? Почему ты решил, что он грустный? Как ты думаешь, что он говорит?» малоактивных детей вводила в спектакли на роли, где меньше слов, проще движения. Поощряла их за выход, за готовность исполнять роль. Ля развития голоса использовала задания типа «позови подружек», «пароход гудит» и т.д. предлагалось разыграть сценку за ширмой, тогда дети более уверенно начинали говорить, старались подражать голосу своего персонажа, выразительней становилась интонация. Постепенно дети становились более активными. Разыгрывались с детьми сценки-диалоги: «в парикмахерской», « в булочной», «сестренка простудилась» и т.д. старалась помочь детям продумать каждую реплику, выстроить линию диалога, понять суть роли. Дети были сначала скованны, речь их была невыразительна, небрежна. Для того чтобы помочь детям раскрыть вои потенциальные возможности , проводила игры – задачи их цель помочь овладеть следующими средствами образной выразительности: -интонацией – предлагала детям произносить отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос ,просьба, удивление, грусть, страх и т.д.) самостоятельно без подсказки воспитателя. Цель работы над интонацией – добиться выразительности и естественности речи. - позами – предлагаю детям поиграть в знакомые им игры типа «море волнуется», затем предлагаю им позой изобразить кого-нибудь или что-нибудь (каратиста, паука, березку) и объяснить, почему они выбрали именно эту позу. - жестами – как жестом показать состояние или ощущение человека (очень горячо, я замерз, мне больно) , следующие упражнения включают уже несколько действий (пришиваю пуговицу, мою посуду) - мимикой – научить детей по выражению лица (глазам и бровям, губам) определить настроение человека, а потом с помощью мимики выражать свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие ( съел сладкую конфету, кислый лимон, горький перец) - пантомимикой – в которой сочетаются пластические жесты, позы, мимика. Предлагаю детям с помощью указанных средств, представить следующие ситуации: «я мыл посуду и случайно разбил чашку», « я пришивала пуговицу и уколола палец иголкой» и т.д. Предлагаю родителям сходить в выходные дни с детьми в театр, очень многие откликались. Дети, приходя в детский сад, старались рассказать о своих впечатлениях от увиденного. Возникли вопросы: кто еще работает в театре. Для этого проводила беседы, цель которых – сформировать представление о театре как виде искусства. Обсуждали вопросы: что делают в театре? Кто участвует в спектакле? Кто распределяет роли между артистами? Как вы узнаете, где и когда происходит действие? Кто шьет для артистов костюмы? Кто рисует декорации? Однажды наблюдала как перед началом показа сказки дети расставили стулья (ряды) и сели как зрители с сумками (в которых находились продукты). Сразу возникла следующая тема для разговора: какие существуют правила поведения в театре? Кто их должен соблюдать? Почему? Можно ли опаздывать к началу спектакля? Как пройти к своему месту, если зрители уже сидят? Можно ли разговаривать во время действия, есть, шуршать конфетными обертками? Что можно делать во время антракта? Как выразить свою благодарность артистам за их труд и доставленное ими удовольствие? Можно разыграть ситуации в которых они могли бы оказаться. Например: тебя угостили конфетой, но действие уже началось. Представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти свое место. Как бы ты поступил? Таким образом работа по ознакомлению с театром и формирование знаний о нем кроме приобщения детей к одному из древнейших и прекрасных видом искусства способствует умственному (расширение представления о театральном искусстве) , эстетическому (эмоциональному отношению к этому виду искусства) и нравственному (правила поведения в театре) воспитанию. В заключении можно сказать, что работа дала хорошие результаты. Работа над театральными играми способствовала развитию психических процессов у детей, намного лучше стала память, дети стали внимательнее. Речь стала более эмоциональной, выразительной, развилось словесное , художественное творчество детей. Положительно повлияли театральные игры на нравственные черты характера. Интересное дело всегда сближает. Дети стали более доброжелательными, появилось желание помочь, научить. Положительно повлияли игры на подвижных, несдержанных, стеснительных детей. Показ сказки «Заюшкина избушка» при помощи верховых кукол (Театр ложек. Вместо ложек – палочки) Дети сами готовят необходимых кукол (вспоминают сказку) Рассказать о способах управления верховых кукол.
Эпизод с верховыми куклами « у медведя во бору» (русская народная песня), «большие ноги» (русская народная прибаутка) из книги Н.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр» ЗАНЯТИЕ ЦЕЛЬ: продолжить рабу над интонационной выразительность, над движением, совершенствовать диалогическую речь, познакомить с новым произведением, развивать интерес к литературе Ход занятия Речевая гимнастика ( бег на котьках, ноги скользят по полу, рки за спиной, туловизе наклонено вперед) Снегом улица покрылась Вот уж и сама В гости к нам заторопилась Бабушка зима (интонация скрипа коньков ссс! Ссс! На поворотах: шшш! Шшш ! Напомнить артикуляцию) Выучить текст во время движения: Я катаюсь на коньках Раскраснелись ушки (показ ушей) Рукавички на руках (показ рук) Шапка на макушке (показ шапки) Раз-два ! вот и подскользнулся! (поворот вокруг себя) Раз-два! Чуть не кувырнулся! Разыгрывание сценок «Волк и лиса» «Сорока-белобока» «Лиса и журавль» Самостоятельная работа детей (по двое за столиком) один играет, другой внимательно слушает, смотрит и если необходимо подсказывает. Помочь детям вспомнить текст. Познакомить с новым произведением «лис и мышонок» В.Бианки. Показать иллюстрации, поговорить о характере героев этого произведения. Вспомни сказку На столе игрушки. Детям предлагается назвать из какой сказки (Заюшкина избушка). Вспомнить каким голосом говорила лиса (хитрым, нараспев), заяц, волк, медведь, бык, петух. Рассказать детям о способе управления настольными куклами
Конспект занятия Подготовка к сказке «Заюшкина избушка» Программное содержание: Учить отгадывать загадки, объясняя и доказывая правильно сть ответа, готовить атрибуты к пальчиковому театру. Развивать у детей творчество в изображении сюжета сказки, интонационную выразительность, характерные движения животных. Ход занятия
Из какой сказки пришли эти животные? О каком животном из этой сказки не загадали загадку? Кто может отгадать? (придумывание загадки о быке) Чтение сказки: -где происходило действие этой сказки? -правильно, в лесу - давайте попробуем изобразить лес (изображение детьми деревьев, угадывание какие деревья изобразили дети) - а сейчас при помощи волшебной палочки вы все превратитесь в любое животное из этой сказки (дети рассказывают, каким было животное: доброе, злое, хитрое, трусливое, хвастливое, важное..) Рисование по сказке «Заюшкина избушка», изготовление книжки-самоделки. Дети самостоятельно рассказывают тот отрывок из сказки, который они нарисовали, раскладывание рисунков по порядку Изготовление вместе с детьми домиков (ледяная избушка и лубяная) Показ сказки «Заюшкина избушка» Используемая литература
|