№
п/п
| Тема урока Тип урока
Домашнее задание
| Сроки
| Элементы
дополнительного
содержания
| Требования к уровню подготовки обучающегося
| Измерители
| Элементы дополнительного
содержания
|
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле
|
1
| Биология – наука о жизни. Вводный урок. Д/з:
прочитать «Введение» (с. 3-5); повторить основные свойства живых организмов и уровни организации живой материи.
|
| Основные понятия
Биология
*микология *бриология *альгология
* палеоботаника
* биотехнология *биофизика *биохимия
*радиобиология
Факты Биология как наука.
Процессы Становление биологии как науки.
Интеграция и дифференциация.
| Давать определение термину
биология.
Приводить примеры:
Практического применения достижений современной биологии;
> дифференциации и интеграции биологических наук. Выделять предмет изучения биологии.
Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира в практической деятельности людей.
*Высказывать свое мнение
об утверждении, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает.
| Задания со свободным кратким и развернутым ответом.
|
|
2
| Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов
Урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Заполнить таблицу до конца, изучить главу1, с.7-11
|
| Основные понятия
Жизнь
Открытая система
Наследственность
Изменчивость
Факты
Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: единый принцип организации, обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды, размножение, развитие, наследственность и изменчивость, приспособление к определенной среде обитания.
Обмен веществ, процессы синтеза и распада.
Особенности развития: упорядоченность, постепенность, последовательность, реализация наследственной информации.
| Давать определение понятию
жизнь.
Называть свойства живого. Описывать проявление свойств живого.
Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе.
Выделять особенности развития живых организмов.
*Доказывать, что живые организмы - открытые системы.
| Задания № 3,4, 6,7,8 (Раздел 1, Глава 1);
*3адание №9 (Раздел 1, Глава1)
в рабочей тетради с печатной основой.
|
|
Глава 2. Развитие биологии в додарвиновский период
|
3
| Становление систематики
Комбинированный урок
Д/з
Изучить главу 2 (с. 12-14); вопрос в конце текста пояснить. К вопросу 4 найти примеры.
|
| Основные понятия
Таксон
Система
Иерархия
Факты
Уровни организации живой природы.
Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы. Видовое разнообразие.
| Давать определение термину
таксон.
Называть:
>уровни организации жизни и элементы, образующие уровень;
> основные царства живой природы;
> основные таксономические единицы.
Характеризовать естественную систему классификации живых организмов.
Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе.
| Задания № 1,2, 3,4,5,6,7 (Глава 2, §
1) в рабочей тетради с печатной основой.
|
|
4
| Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка
|
|
|
|
|
|
Глава 3. Эволюционная теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора
|
5
| Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина
Комбинированный урок.
Д/з:Глава 3. §3, с. 19-20, ответить на вопросы 1-3
|
| Основные понятия
Эволюция
Искусственный отбор Факты
Предпосылки учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук. Путешествие Ч.Дарвина на корабле «Бигль». Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе как объяснение эволюции живых организмов.
| Давать определение понятию эволюция.
Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином. Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений. *Раскрывать сущность понятий: теория, научный факт. Выделять отличия в эволюционных взглядах Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка.
| Задания № 1,2 (ГлаваЗ, § 3). Задания № 1,3 (ГлаваЗ, § 4). *3адания №%2,5 (ГлаваЗ, § 2) в рабочей тетради с печатной основой.
| Представления Карла Линнея. Взгляды Ж. Б. Ламарка, "факторы эволюции.
|
6
| Учение Ч.Дарвина о искусственном отборе.
Д/з: § 4, с. 20-24
|
| Основные понятия
- Эволюция;
- Искусственный отбор
| Давать определения понятиям
Искусственный отбор
|
|
|
7
| Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.
Комбинированный урок.
Д/з: § 5, с. 24-28; сравнить естественный и искусственный отбор
|
| Основные понятия
Наследственная изменчивость Борьба за существование Факты
Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование - движущие силы эволюции. Формы борьбы за существование: внутривидовая и межвидовая, борьба с неблагоприятными физическими условиями.
Процессы Проявление в природе борьбы за существования.
| Давать определения понятиям:
наследственная изменчивость, борьба за существование.
Называть:
>основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина;
>движущие силы эволюции;
>формы борьбы за существование и приводить примеры проявления.
Характеризовать сущность борьбы за существование.
| Задания № 1,2,3,4
(ГлаваЗ, § 5) в
рабочей тетради с печатной основой.
|
|
8
| Формы естественного отбора
Д/з: изучить § 6, с. 29-31
|
| Основные понятия
Естественный отбор Факты
Формы естественного отбора: стабилизирующий и движущий. Условия проявления форм естественного отбора - изменения условий среды.
Процессы Естественный отбор.
| Давать определение основному понятию. Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры: >стабилизирующего отбора;
>движущей формы естественного отбора.
Характеризовать формы естественного отбора. Выделять различие между стабилизирующей и движущей формами естественного отбора.
| Задания № 1,2,3,4,5,6,7,8 (ГлаваЗ, § 6)
в рабочей тетради с печатной основой.
|
|
Глава 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат естественного отбора
|
9
| Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных
|
| Основные понятия
Приспособленность вида
Мимикрия
Маскировка
Предупреждающая окраска Физиологические адаптации
Факты
Приспособительные особенности растений и животных. Многообразие адаптации. Закономерность
Приспособленность организмов к условиям внешней среды -результат действия естественного отбора.
| Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды.
Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания.
Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов.
| Задания № 1,2,3,6 (Глава 4, §
7);
Задания №4,6,7 (Глава 4, § 8); Задания №1,3,5,7 (Глава 4, § 9); * Задание №4,5 (Глава 4, § 7) в рабочей тетради
с печатной основой.
| Развитие приспособленности.
|
10
| Лабораторная работа №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания Урок закрепления знаний.
Д/з
Глава 4, § 7, с. 35-49
|
| Основные понятия
■ Адаптация (приспособленность вида к условиям окружающей среды).
Факты
Приспособительные особенности растений и животных.
| Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания.
Выявлять относительность приспособлений.
|
|
|
11
| Забота о потомстве
|
|
|
|
|
|
12
| Физиологические адаптации
|
|
|
|
|
|
13
| Контрольная работа
|
|
|
|
|
|
Микроэволюция
|
14
| Вид, его критерии и структура
Комбинированный урок.
Д/з
Глава 5, § 10, с. 53-55; вопросы 1-6, пояснить 5 вопрос
|
| Основные понятия
Вид
Виды-двойники Ареал
Факты
Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида.
| Приводить примеры видов животных и растений. Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятия «вид». Характеризовать критерии вида.
Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида.
| Задание №1 (Глава 5, § 10)
в рабочей тетради
с печатной основой.
Задания со свободным ответом.
|
|
15
| Эволюционная роль мутаций Комбинированный урок.
Д/з
§ 11, с. 55-58; вопросы 1-4
|
|
|
|
|
|
Глава 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция
|
16
| Главные направления эволюции.
Комбинированный урок. Д/з
Глава 6, § 12, с. 59-66
|
| Основные понятия
Биологический прогресс Биологический регресс Макроэволюция
Факты
Главные направления эволюционного процесса: биологический прогресс и биологический регресс.
| Давать определения понятиям: биологический прогресс, биологический регресс. Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении.
|
|
|