№
п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип (вид) урока
| Элементы содержания
| Элементы дополнительного содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля
| Домашнее задание
| Дата проведения
|
план
| факт
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
Введение. Изучение природы (3 ч)
|
1
| Введение. Науки о природе.
| 1
| ИНМ
| Естественные науки: астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология.
| Семья биологических наук.
| Знать, какие бывают естественные науки, что является объектом их изучения, какова роль науки в познании природы; как можно использовать знания о природных процессах и явлениях в практической деятельности человека. Уметь работать с текстом учебника; совершать логические операции: сравнивать, анализировать, обобщать.
| СР
в РТ ПСЗ
| П РсД
|
|
|
2
| Методы изучения природы.
| 1
| К
| Наблюдение, эксперимент, измерение, оборудование для научных исследований: увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование.
| Растворение веществ, химическая реакция, единицы измерения.
| Знать основные методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение); увеличительные и измерительные приборы; лабораторное оборудование, используемое для научных исследований.
Уметь выполнять несложные практические работы, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях; оборудованием и измерительными приборами.
| П
ПСЗ
ФО
| СР в РТ
|
|
|
3
| Великие естество-испытатели.
| 1
| К
| Карл Линней, Чарльз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский
| Биосфера
| Знать основных ученых-естествоиспытателей, внесших наибольший вклад в изучении природы.
Уметь рассказать о важнейших работах и открытиях ученых-естествоиспытателей.
| УО
ФО
| СР в РТ
|
|
|
Вселенная (15 ч)
|
4
| Вселенная. Как древние люди представители себе Вселенную.
| 1
| ИНМ
| Вселенная, модель Вселенной, Пифагор.
| Индусы, шумеры, греки.
| Знать современное определение Вселенной; как представители себе Вселенную древние индусы, шумеры, греки; взгляды Пифагора на форму земли.
Уметь самостоятельно работать с учебником; составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты природоведческого содержания, используя материал учебника и дополнительную литературы.
| СР в РТ УО
| П ПСЗ РсД
|
|
|
5
| Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
| 1
| К
| Аристотель, Клавдий Птолемей.
| Древняя Греция, Древний Египет.
| Знать, какой вклад в науку внесли Аристотель и Клавдий Птолемей, в чем заключались их взгляды на строение.
Уметь сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею; излагать материал, опираясь на записи, но не читая их; формулировать вопросы и отвечать на них.
| СР в РТ УО
| П
ПСЗ РсД
|
|
|
6
| Николай Коперник, его модель Вселенной.
| 1
| К
| Николай Коперник
|
| Знать особенности модели Вселенной, созданной польским астрономом Н. Коперником; в чем заключалось её отличие от модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
| УО
СР
| Зарисовать модель Вселенной Коперника
|
|
|
7
| Джордано Бруно и Галилео Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Николая Коперника.
| 1
| К
| Джордано Бруно, Галилео Галилей.
| Телескоп
| Знать, в чем заключались заслуги Дж. Бруно в развитии взглядов о Вселенной; вклад в изучение строения Вселенной, внесенный Г. Галилеем; современные представления о строении Вселенной.
| ФО
П
| СР в РТ
|
|
|
8
| Солнечная система, её состав. Планеты земной группы.
| 1
| К
| Солнечная система, спутники планет, планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс.
| Космический корабль, зонд
| Знать строение Солнечной системы, названия, строение, размеры и другие характеристики планет земной группы.
Уметь дать сравнительную характеристику планет земной группы, показать на модели Солнечной системы эти планеты и их орбиты.
| ПСЗ
П
| СР в РТ РсД
|
|
|
9
| Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, нептун). Планета-карлик – Плутон.
| 1
| К
| Планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
| Плутон.
| Знать планеты-гиганты и их характеристики: размеры, наличие атмосферы, поверхность, удаленность от Солнца, спутники.
Уметь сравнивать планеты-гиганты между собой, а также с планетами земной группы.
| ПСЗ
СР
| СР в РТ
П
РсД
|
|
|
10
| Спутники планет.
| 1
| К
| Луна, кольца Сатурна, спутники планет.
| Полеты и высадка на Луну.
| Знать спутник Земли – Луну и ее характеристики; спутники других планет Солнечной системы.
Уметь объяснять, что собой представляет поверхность Луны; характеризовать Луну как спутник земли; сравнивать планету Земля с её спутником, показать особенности строения спутников других планет Солнечной системы.
| СР
ФО
|
|
|
|
11
| Астероиды. Кометы.
| 1
| К
| Астероиды, кометы, строение кометы: ядро, пылевой хвост, газовый хвост.
| Комета Галлея
| Знать, что астероиды и кометы – малые небесные тела, входящие в состав Солнечной системы;
Уметь показывать, в чем заключается особенности строения астероидов и комет.
| СР в РТ
| ПСЗ
|
|
|
12
| Метеоры. Метеориты.
| 1
| К
| Метеоры, метеориты.
| Тунгусский метеорит
| Знать, что представляют собой метеоры и метеориты, в чем заключается их значение для планеты Земля.
Уметь отличить метеориты от метеоров.
| П
| СР в РТ
РсД
|
|
|
13
| Звёзды. Солнце – ближайшая к нам звезда.
| 1
| К
| Звёзды, Солнце, Солнечная система.
|
| Знать, что такое звезда; каковы размеры и природа Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды.
Уметь указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системы; самостоятельно работать с текстом учебника и извлекать из него нужную информацию.
| УО
СР
П
| ПСЗ
|
|
|
14
| Многообразие звёзд.
| 1
| К
| Звёзды: гиганты, сверхгиганты, карлики, созвездия.
| Звёзды первой, второй, третьей величины.
| Знать, что звезды – гигантские пылающие шары, находящиеся на очень больших расстояниях от нашей планеты; многообразие звезд и их характеристики.
Уметь показывать на карте звездного неба наиболее яркие звезды, входящие в состав созвездий.
| ФО
СР
| СР в РТ
РсД
|
|
|
15
| Созвездия.
ПР № 1. Определение по звездной карте созвездий северного полушария.
| 1
| ПР
| Созвездия Северного полушария.
| Мифы Древней Греции.
| Знать, что представляют собой созвездия – условные фигуры из ярких звезд на ночном небе.
Уметь находить на звездном небе и звездной карте на созвездия Северного полушария: Большая и Малая Медведицы, Дракон, Кассиопея, Пегас, Орел, Лира, Лебедь и др.
| СР
ФО
|
|
|
|
16
| Галактики. Световой год.
| 1
| ИНМ
| Галактики, Млечный Путь, световой год.
| Телескоп.
| Знать о множестве галактик во Вселенной, методы их изучения; что представляет собой галактика Млечный Путь, ее характеристики; знать астрономическую единицу длины – световой год; каково положение Солнечной системы в нашей Галактике.
Уметь находить на ночном небе Млечный Путь, показывать на карте звездного неба видимые галактики.
| УО
| СР в РТ
|
|
|
17
| Обобщающий урок.
| 1
| К
| Вселенная, Солнечная система, планета, астероид, метеорит, комета, звезда, созвездие.
|
| Знать современные представления о строении Солнечной системы и планет, входящих в неё, характеристику и отличие небесных тел, а также строение и классификацию звезд.
Уметь использовать дополнительные источники информации (в том числе на электронных носителях, сети Интернет) для выполнения учебной задачи.
| ФО
СР
|
|
|
|