Методические рекомендации для студентов стоматологического факультета 3 курс.
Занятие №1
Тема: «Физические и биологические основы лучевой терапии. Основы дозиметрии. Физико-технические основы лучевой диагностики». Место проведения занятия: кафедра лучевой диагностики и лучевой терапии, учебная комната. Цель занятия:
изучить физико-технические основы лучевой терапии и планирования лучевого лечения. Познакомиться с клинико-биологическими основами лучевого лечения и частными вопросами планирования лучевой терапии некоторых опухолевых процессов. Ознакомиться с общими принципами лучевого лечения неопухолевых заболеваний и частными вопросами лучевой терапии дегенеративно-дистрофических, воспалительных и неврологических заболеваний.
познакомиться с методами получения изображения, основанными на использовании электромагнитных, ультразвуковых и корпускулярных полей, применяемых в лучевой диагностике (рентгенологический, ультразвуковой, радионуклидный); изучить достоинства и недостатки каждого метода; приобрести умение самостоятельно распознавать основные виды изображений.
Конкретные задачи Студент должен знать:
виды ионизирующих излучений, применяемых в лучевой терапии, и радиационно-физические характеристики пучков излучения;
основы клинико-дозиметрического планирования лучевой терапии;
клинико-биологические основы лучевой терапии опухолей;
радиационную терапевтическую технику;
особенности ведения больных в различные периоды лучевого лечения;
планирование и проведение лучевого лечения злокачественных опухолей некоторых локализаций (рак кожи, рак молочной железы, рак матки, опухоли гипофиза, лимфогранулематоз);
особенности методики и техники облучения при неопухолевых заболеваниях;
показания и противопоказания к лучевой терапии.
Виды электромагнитных, ультразвуковых и корпускулярных полей, применяемых в лучевой диагностике;
Принципы противолучевой защиты и меры охраны труда при диагностическом использовании излучений;
Регламентацию лучевых диагностических исследований;
Основные методы получения изображения для медицинской диагностики, их принципы, достоинства и недостатки:
Ренгенологический метод исследования (источник излучения, объект исследования, приёмник излучения); искусственное контрастирование объекта исследования; общие, частные и специальные методики рентгенологического исследования (рентгенография, рентгеноскопия, электрорентгенография, флюорография, рентгенотомография, рентгеновская компьютерная томография);
Ультразвуковое исследование, методики ультразвукового исследования;
Радионуклидные исследования; радиофармацевтические препараты, методики радионуклидного исследования;
Студент должен уметь:
определять показания и противопоказания к лучевой терапии опухолевых и неопухолевых заболеваний;
оформлять направление на лучевое исследование;
оценивать результаты лучевого лечения, осуществлять мероприятия по предупреждению и лечению лучевых реакций.
Самостоятельно распознавать основные виды изображений с указанием объекта исследования.
Мотивация:
изучаемая тема знакомит с методами лучевого лечения, их достоинствами и недостатками, особенностями ведения больных на различных этапах лучевого лечения; позволяет в дальнейшем обоснованно и своевременно использовать методы лучевой терапии для лечения опухолевых и неопухолевых заболеваний.
знание принципов основных методов лучевой диагностики, их достоинств и недостатков позволяет обоснованно выбирать для исследования пациента наиболее информативные и несущие минимальную лучевую нагрузку методики.
Литература для самоподготовки
Основная
Труфанов Г.Е., Асатурян М.А., Жаринов Г.М. Лучевая терапия: Учебник Т.2. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.
Дополнительная
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и рентгенология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии): Учебник. – М.: Медицина, 2000.
Васильев А.Ю., Ольхова Е.Б. Лучевая диагностика: Учебник для студентов педиатрических факультетов. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
Дударев А.Л. Лучевая терапия. Л.: Медицина, 1988.
Зедгенидзе Г.А. Клиническая рентгенорадиология: Руководство. М.: Медицина, 1985.
Габуния Р.И., Колесникова Е.К. Компьютерная томография в клинической диагностики. – М.: Медицина, 1995. – 352 с.
Митьков В.В. Клиническое руководство по ультразвуковой диагностике. 1999г
Вопросы для самоподготовки:
Понятие «поглощенная доза излучения», единицы измерения.
Виды излучения, применяемых для дистанционной лучевой терапии.
Типичные лучевые реакции кожи и слизистых оболочек на облучение.
Назовите контактные способы лучевой терапии.
Назовите способы и модификации радиочувствительности опухолевых и неизмененных тканей.
Какие виды ионизирующих излучений применяют для лучевой терапии неопухолевых заболеваний?
Патогенетические основы лечебного действия ионизирующих излучений при неопухолевых заболеваниях.
Противопоказания к лучевой терапии неопухолевых заболеваний.
Как проводится оценка эффективности лучевой терапии?
Является ли послеродовый мастит показанием к лучевой терапии и почему?
Природа рентгеновского излучения.
Основные свойства рентгеновского излучения.
Понятие «негатив» и «позитив».
Понятие «скиалогия». Основы получения рентгеновского изображения.
Понятие «естественная контрастность».
Классификация контрастных веществ.
Принцип метода рентгеновской и компьютерной томографии.
Принципы радионуклидных диагностических исследований, методы регистрации излучений РФП.
Требования к РФП.
Принцип получения ультразвукового изображения.
Показания и противопоказания к лучевым методам исследования.
Принципы защиты.
При подготовке к занятиям студенты используют конспекты лекций.
Методические рекомендации
для студентов стоматологического факультета 3 курса
Тема «ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТКИ»
Занятие №2
Место проведения занятия - кафедра лучевой диагностики и терапии, учебная комната.
Продолжительность 2 час
Цель занятия: познакомиться с методами получения изображения, основанными на использовании электромагнитных полей, применяемых в лучевой диагностике (магнитно-резонансный, термографический); изучить достоинства и недостатки каждого метода; приобрести умение самостоятельно распознавать основные виды изображений.
Знание принципов основных методов лучевой диагностики, их достоинств и недостатков позволяет обоснованно выбирать для исследования пациента наиболее информативные и несущие минимальную лучевую нагрузку методики.
Конкретные задачи
Студент должен знать:
Виды электромагнитных излучений, применяемых в лучевой диагностике;
Принципы противолучевой защиты и мера охраны труда при диагностическом использовании излучений;
Регламентацию лучевых диагностических исследований;
Основные методы получения изображения для медицинской диагностики, их принципы, достоинства и недостатки:
Исследования ядерно-магнитного резонанса в диагностике; магнитно-резонансная томография;
Термографический метод исследований с использованием волн различного диапазона;
Студент должен уметь:
Самостоятельно распознавать основные виды изображений с указанием объекта исследования.
Мотивация: знание принципов основных методов лучевой диагностики, их достоинств и недостатков позволяет обоснованно выбирать для исследования пациента наиболее информативные и несущие минимальную лучевую нагрузку методики. Вопросы для самоподготовки Принцип получения магнитно-резонансного изображения.
Показания и противопоказания к магнитно-резонансным методам исследования.
Контрастные вещества, применяемые при МРТ.
Принцип получения термографического изображения.
Тепловизионные методы диагностики.
Принципы защиты.
Понятие о «золотом стандарте» диагностического исследования.
Оценка эффективности диагностических исследований.
Понятие метода ROC-анализа.
|