Скачать 81.43 Kb.
|
ноябрь 2012 г. Реализация поисково - исследовательской деятельности в процессе знакомства дошкольников с животными Севера (интеграция) (через образовательные области «Познание», «Физическая культура») Методическая разработка участника Всероссийского конкурса «Лучший конспект занятия. Ноябрь 2012», проводимого Международным русскоязычным социальным образовательным интернет - проектом «MAAAM.RU». Ссылка на интернет - ресурс- «Реализация поисково - исследовательской деятельности в процессе знакомства дошкольников с животными Севера(интеграция) " Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) - принцип интеграции образовательных областей. Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции, которые будут обеспечивать синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника в процессе воспитания, развития на основе календарно-тематического планирования. Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции и новые взаимоотношения педагога, воспитанника, родителей в течение одного дня, одной недели. Такими интегративными формами в ДОУ могут выступать совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры. Особенность организации интегративного процесса в ДОУ такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определённой темы предполагает их интеграцию. Дошкольное детство - это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и окружающим людям. С другой стороны происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Под проектом понимается - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки содержания исследований, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, педагоги уделяют внимание и продумывают организацию среды в ДОУ, таким образом, чтобы она являлась фоном к эвристической и поисковой деятельности, развивала у дошкольника любознательность. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от их возрастных особенностей. Дети среднего дошкольного возраста, естественно, выполняют меньший объем работы, используют самые простые методы наблюдений, обобщают результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными. Проект позволяет интегрировать сведения из различных областей знаний для решения одной проблемы и успешно применять их на практике, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Особая педагогическая значимость данной работы по организации проектной деятельности детей заключается в практико-ориентированной сущности, что позволяет оценить позицию ребёнка как субъекта педагогического взаимодействия. Интегрированный метод обучения является для дошкольных учреждений инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Таким образом, интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей. Паспорт проекта - исследования «Лемминг» Вид проекта: практико - ориентированный. Сроки реализации: краткосрочный. Руководители: воспитатель Банина Татьяна Николаевна, инструктор по физической культуре Виноградова Галина Викторовна. Участники: воспитанники, родители старшей группы «Завиток». Проблема: как называется животное, увиденное по дороге в детский сад. Где живёт, каковы условия обитания? Актуальность проекта. Окружающий нас мир наполнен тайнами и чудесами. Только тот, кто сможет оценить неповторимость окружающего нас мира, природы, способен дорожить нашей планетой. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Данный проект помогает дошкольникам проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации. Немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов, воспитанников и родителей. Поэтому для осуществления данного проекта мы поставили для себя следующую цель. Цель проекта: познакомить детей с одним из животных Севера - леммингом. Задачи: • уточнить и расширить представления о жизни лемминга в природных условиях Севера; • учить выдвигать гипотезы; • учить сравнивать детей свои предположения с фактами; • создать исследовательскую лабораторию в рамках группы ДОУ; • организовать выставки в мини - музее группы «Край мой Севером зовётся»; • воспитывать сочувственное, бережное отношение к животным, уважение к их жизни; • расширить представления детей о животном мире Крайнего Севера через подвижные игры; • учить проговаривать саамские слова в процессе двигательной деятельности, использовать спортивный инвентарь, соблюдая правила безопасности; • упражнять в совершенствовании двигательных навыков: бег, прыжки, метание, лазание, равновесие; • развивать физические качества: быстроту, ловкость, выносливость, силу, творческие способности, умение перевоплощаться в конкретный образ; • воспитывать проявление смелости, находчивости, взаимовыручки во время игр. Методы: • словесные; • наглядно-демонстрационные; • практические. Виды деятельности: • учебно-игровая; • исследовательская; • коммуникативно-диалоговая. Этапы проекта: 1. Подготовительный. 2. Исследовательский. 3. Презентативный. 1этап: подготовительный: • постановка проблемной ситуации перед детьми; • совместное составление плана и паспорта проекта в интеграции образовательных областей «Познание» и «Физическая культура»; • создание соответствующей развивающей среды; • информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта. На первом подготовительном этапе нам необходимо было выполнить следующее: • Изучить и проанализировать литературу по данной теме. • Определить цели и задачи работы. • Провести предварительную работу с учащимися и родителями, а так же педагогами школы. • Выбрать необходимые для проекта оборудования и материалы. 2 этап: исследовательский: • постановка проблемы вместе с детьми; • составление дневника наблюдений с детьми (запись проблемы, гипотез, зарисовки) ; • чтение познавательной литературы; • чтение художественной литературы; • чтение СМИ; электронных СМИ; • проведение экскурсий в мини - музее группы; • вовлечение коллектива группы в организацию и проведение проекта - исследования (родители); • проведение пешеходных прогулок; • знакомство с имитационными упражнениями; • разучивание комплекса ору «Животные Севера»; • изготовление атрибутов, масок, имитационных карточек; • проведение подвижных игр по ознакомлению детей с животным миром Севера. 3 этап: презентативный: На заключительном этапе проводится анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Окружающий нас мир насыщен тайнами и чудесами. Можно о чем - то спросить, прочитать, но есть в природе такое, что можно только почувствовать, пережить, пропустить через свою душу. • презентация проекта; • создание видеофильма «Необычное всегда рядом»; • создание аудиотеки «Звуки животного мира Севера»; • создание рукописной книги со сказками о лемминге; • создание копилки подвижных игр по ознакомлению детей с животным миром Севера; • проведение открытых тематических занятий по физической культуре «Животные Севера», «Необычайное путешествие белого медвежонка». • проведение спортивно - музыкального праздника «Путешествие по осенней тундре»; • создание видеотеки «Кто бывал из вас на Севере, что известно вам о нём?»; • проведение конкурса «Придумай новую игру», пополнение картотеки («Пеструшки в тундре», «Полярная сова и пеструшки»). Предполагаемый результат: • распространение полученных знаний для детей детского сада; • активизация самостоятельной, познавательной, исследовательской деятельности детей; • накопление у детей знаний о животном Севера - лемминге; • сплочение коллектива группы (дети, родители, воспитатели, специалисты ДОУ) ; • ознакомление с новыми подвижными играми из серии «Животный мир Севера»; • расширение и совершенствование двигательных навыков; • развитие физических качеств; • развитие творческих способностей. |