Скачать 41.98 Kb.
|
«Лучшая методическая разработка с использованием ИКТ – 2010» Строение скелета. Кости скелета. Цель: сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении, Оборудование: муляжи костей на каждой парте, электронная модель скелета, две куклы, презентация к уроку, интерактивная доска. ХОД УРОКА 1. .Знакомство с темой урока. Учитель предлагает ученикам поставить двух кукол на парту: тряпичную и пластмассовую. Это удаётся только с одной из кукол. – Почему не удалось поставить тряпичную куклу? ( Она мягкая. У неё нет опоры.) Вывод: скелет обеспечивает положение тела в пространстве. (слайд 2 План урока.) Постановка учебной проблемы. – Каково значение скелета для человека? (слайд 3). Проверка ответов с помощью интерактивной доски, используя «Прожектор» для подсказки. (слайд 4.) Запись в тетрадях учениками Значение скелета (слайд 5) Решение учебной проблемы. - Из чего состоит скелет? Об этом наш разговор сегодня. (Слайд 6) Формулы строения скелета дети конспектируют в тетрадях. 2. Знакомство с частями скелета. Учитель называет части скелета, показывает их на электронном плакате, а дети записывают их в рабочие тетради. Совместная работа. (слайд 7) РТ №58,стр.26 Вывод: Скелет состоит из костей черепа, позвоночника, грудной клетки, конечностей и таза. (слайд 8.). Идет работа на интерактивной доске с элементами гиперссылок (слайды 9, 10) 3. Изучение костей. Скелет человека состоит из соединенных между собой костей. Костной ткани в общей массе организма – 10–15 кг (у мужчин несколько больше), т.е. составляет 1/5–1/7 массы тела человека. Указать точное количество костей в организме человека не возможно. Во-первых, оно несколько различно у разных людей. Примерно у 20 % людей есть отклонения в количестве позвонков. Один человек из каждых 20 имеет лишнее ребро, причем у мужчин это встречается примерно в три раза чаще, чем у женщин (вопреки библейской легенде о сотворении Евы из ребра Адама). Во-вторых, количество костей меняется с возрастом: со временем некоторые кости срастаются, образуя плотные швы. Поэтому современные ученые осторожно указывают, что у человека “несколько более 200 костей”, а в теле ребенка их около 300. каждая кость имеет определенную форму, величину и занимает определенное положение в скелете. Кости скелета защищают внутренние органы, и придают форму нашему телу. Знакомство с формами костей. (слайд 11) Закрепление: Подчеркните ОДНОЙ ЧЕРТОЙ ТРУБЧАТЫЕ КОСТИ, ДВУМЯ – ШИРОКИЕ, ТРЕМЯ – СМЕШАННЫЕ (слайды 12,13,14) Работа на интерактивной доске Учитель демонстрирует на электронном плакате строение кости и их состав (слайды 15,16).Ученики рассматривают части кости на раздаточных муляжах. Кости соединяются между собой в суставах. Учитель просит детей выполнить следующее - указательный палец левой руки вставьте в правый кулак и поверните его в разные стороны. Вот так примерно одна кость входит в другую и двигается в ней. Работа на интерактивной доске «Типы соединения костей» , «Виды суставов»(слайд 17,18).\ Если смотреть телевизор вы любите больше, чем бегать, играть, то без движения связки в суставах застаиваются и скрипят (хрустят), вызывая заболевания суставов. Закрепление (слайд 19 ШУТОЧНАЯ ФИЗМИНУТКА (слайд 20). Кто быстрее впишет правильный ответ на интерактивной доске. (ответы: В суставную, Лопатка, чашечка, Таз, Лопатка, «Пять») 4. Скелет головы (череп) состоит в основном из плоских, неподвижно соединенных между собой костей. Единственная подвижная кость черепа - нижняя челюсть. В черепе выделяют крупный мозговой и лицевой отделы. Работа по электронному плакату на интерактивной доске. (слайд 21) 5. Изучение скелета туловища. Позвоночник – основа скелета. Он появился у животных организмов около 500 млн. лет назад. Позвоночник очень гибкий, как пружина. Попробуйте совершить несколько движений. Легко ли вам удаётся наклониться? Почему?( позвоночник состоит из отдельных позвонков) (слайд 22). Кости рёбер защищают внутренние органы. 6. Изучение костей конечностей. Интересно, что скелет руки состоит из 30 костей. Из них 26 костей образуют кисть Рассматривание трубчатых костей на парте. Какой формы? Подвижны ли они? Почему? Каково их назначение? Вывод: кости конечностей обеспечивают движение рук и ног. (слайд 23) Закрепление с использованием интерактивной доски (слайд 24,25) 7. Заполнение кроссворда3 на интерактивной доске (по С.И.Ожегову): слайд 26 1. Главная функция скелета человека . 2. Кости, образующие твердую основу головы у позвоночных животных и человека. 3. Часть ноги от колена до стопы. 4. Лицевая кость, в которой укреплены зубы. 5. Совокупность костей, составляющих твердую основу, остов тела человека и животных. 6. Дугообразная узкая кость, идущая от позвоночника к грудной кости. по библейской легенде именно из этой кости Адама была сделана Ева. 7. Спинной хребет у человека и позвоночных животных, образуемый цепью костей, идущих вдоль спины и заключающих в себе спинной мозг. 8. Плоская кость грудной клетки, к которой прикрепляются ребра. 8. Задание на дом С. 98–105. . (слайд 27). 9. Подведение итогов. Рефлексия - ТРИЗ («Светофор», у каждого по 3 кружка: желтый – урок усвоил частично, зеленый – усвоил полностью, понятно всё, а красный – многое осталось непонятным. Необходимо выбрать определенный кружок). Используемая литература:
|