Скачать 85.59 Kb.
|
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) Образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида)№ 609 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Конспект открытого урока по биологии-ОБЖ (бинарный урок) 8 класс. «Опорно-двигательная система и первая помощь при травмах» Учитель: Ниценко Валентина Григорьевна, учитель высшей категории Преподаватель-организатор ОБЖ: Панкратьева Галина Евгеньевна, преподаватель высшей категории Дата: 17.11.2011 Санкт-Петербург 2011 Тема урока: Опорно-двигательная система и первая помощь при травмах. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Тип урока: -Обобщающий урок. Структура урока: - Бинарный урок биологии - ОБЖ. Задача урока: Создание социального проекта «Строение тела человека. Первая помощь при травмах для обучающихся начальной школы.» Цель урока: - Обучающая: обобщение, закрепление и контроль знаний, умений и навыков по теме; Закрепление знаний учащихся по оказанию первой помощи при травмах. - Воспитательная: воспитание ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей. - Коррекционная: развитие у учащихся навыка анализа различных ситуаций при травмах, отрабатывать практические навыки, делать выводы, правильно ориентироваться в сложных ситуациях. Оборудование урока: - компьютер, - экран, - раздаточный дидактический материал, - доска, - медицинский материал для оказания первой медицинской помощи, - скелет. Основные понятия и термины: Скелет, позвоночник, сустав, травма, гиподинамия, осанка, ушиб, вывих, перелом, остеохондроз, плоскостопие. План урока:
Ход урока Учитель биологии. Сегодня у нас не обычный урок. Цель нашего урока обобщить и закрепить знания по теме: «Опорно-двигательная система и оказание первой медицинской помощи при травмах». Задача урока – изготовить наглядное пособие по нашей теме для урока «Окружающий мир» в начальной школе. - Вы согласны? - (Согласны). - Чтобы выполнить это задание сейчас вы будете работать одновременно с двумя учителями: Учителем биологии и с Учителем ОБЖ. Учитель ОБЖ. На уроках ОБЖ мы изучаем ЧС различного характера, учимся оказывать помощь пострадавшим. - Внимание на экран: (видеоролик «Взрыв»). - Какую ЧС мы посмотрели? - Какие службы приходили на помощь? (Служба спасения 911 или 01, служба скорой помощи 03) - Это самые гуманные профессии, вы вырастите, и может кто-то из вас захочет работать в этих службах. Для этого нужно иметь знания. Давайте покажем, что вы уже знаете и умеете. Разделимся на две команды, назовем их как эти службы. Команда 01 – служба спасения Команда 03 – служба медицинской помощи - Будем выполнять задания в группах - Какой может быть визитная карточка службы спасения? - (Служба спасения там всегда, где экстремальная ситуация и беда) Первое задание вашей службе из игры «Семь бед – один ответ». (Экран), ответ (взрыв) - служба помощи: - Назовите свою визитную карточку (Не Айболиты мы, конечно, но помощь окажем умело и спешно). - Первое задание вашей службе из игры «Семь бед – один ответ» (Экран, травма) (Ответ ученики пишут на листах, называют с места 7 бед, учитель записывает на доске.)- виды травм. - Чтобы правильно оказать помощь при травме, вы должны знать строение человека, скелет. Из чего состоит скелет?(из костей) - На каком уроке, вы изучили опорно-двигательную систему? (биологии) Учитель биологии. - Ребята, вспомним основные функции опорно-двигательного аппарата. (Опорная, двигательная, защитная) - На какие отделы можно разделить скелет? (Осевой и добавочный) - Какие части скелета относятся к осевому скелету? (Череп и скелет туловища) - Какие разделы различают в черепе? (Мозговой и лицевой) Задание команде 01 - Подписать кости мозгового отдела черепа. Задание команде 03 - Подписать кости лицевого отдела. (Проверка – экран (Череп с подписями)) Команда 01 и 03 - показывает череп на скелете - прикрепляет на пособие. Ребята, назовите отделы позвоночника? (01 – называет, 03 – показывает на скелете. Шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчик.) Прикрепляем 03 на пособие (позвоночник). - Мы вспомнили строение черепа и позвоночника. - Какой самый легкий вид травмы можно получить на этих отделах скелета? (Ушиб) Учитель ОБЖ - Ребята, сейчас вы будете каждый выполнять самостоятельную работу на карточках. На каждой карточке таблица, где в одном столбике- вид травмы, а в другом -симптомы травмы. (команде 01- симптомы травмы и команде 03- первая помощь при травме). Ответы (симптомы и первая помощь)- перепутаны. Ваша задача - найти правильный ответ для травмы ушиб. 01 – выбрать симптомы ушиба и поставить к нему стрелку. 03 – выбрать первую медицинскую помощь при ушибе и к ней поставить стрелку. (Проверка – Учащиеся проверяют выполнение задания друг друга в парах и дают ответ устно). Вернемся к нашему пособию. (01 – прикрепляет симптомы 03 – прикрепляет помощь при ушибе.) Кроме ушиба в таблицах вы видите другие виды травм, какие? (перелом и вывих) Учитель биологии. -Чтобы правильно оказать первую помощь при переломе, вспомним химический состав костей. (органических и неорганических) Задание командам (по карточкам): Раскройте роль органических и неорганических веществ кости, дописав утверждения на карточках: твердость, гибкость, упругость, прочность.
Проблемный вопрос - Изменяется ли состав и строение костей с возрастом? (У детей в костях больше органических веществ, поэтому они редко ломаются, но легко деформируются. У пожилых людей в костях увеличивается доля минеральных веществ, поэтому их кости становятся более ломкими.) -Какая травма опасна особенно пожилым людям? (перелом) Учитель ОБЖ. -На уроках ОБЖ мы изучаем симптомы перелома и как оказывать первую помощь при переломе. - Продолжим работу с таблицей. Сейчас будете работать в группах. - Какой вид перелома в таблице? (закрытый перелом) - Выполним 2 задание по карточке. Команде 01 отметить симптомы перелома, команде 02- первую медицинскую помощь при переломе. -Меняемся карточками и проверяем ответы команд. - Прикрепляем правильные ответы к пособию. Учитель биологии. -В детском возрасте кости могут деформироваться, и это ведёт к чему? (к нарушению осанки) - Что такое осанка? От чего она зависит? (Положение тела при стоянии, сидении и ходьбе). Зависит: А) От формы позвоночного столба; Б) Положения головы, плечевого пояса и грудной клетки. Лабораторная работа (2 ученика) Выявление нарушения осанки (Встать спиной к стенке так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Если между стенкой и поясницей проходит кулак – осанка нарушена. Если проходит только ладонь – осанка нормальная); Физпауза: Встаньте ровно, правильно. (Спина прямая, голова слегка откинута назад, плечи расправлены, живот втянут) - Ребята, какие отделы составляют добавочный скелет? (верхние и нижние конечности и их пояса) Задание команде 03: - Назовите кости скелета верхних конечностей (плечевой пояс включает: две ключицы и две лопатки) Скелет руки состоит: - из плечевой кости - из двух костей предплечья – локтевой, лучевой - кости кисти: запястье, пястье, фаланги пальцев. Прикрепляем к пособию (поле в.к.) Задание команде 01: - Назовите кости скелета нижних конечностей? (тазовые кости сочленены с крестцом; Скелет ноги: бедро, голень: большеберцовая и малоберцовая кости стопы: предплюсны, плюсны и фаланги пальцев). Прикрепляем к пособию. - Что получилось на пособии? (скелет) - Какие соединения костей вы знаете? ( неподвижные – череп, Полуподвижные – позвоночник, Подвижные – суставы.) - Какое строение имеет сустав? (головка, суставная ямка, связка, суставная сумка) - Какая травма происходит если головка сустава выходит из суставной сумки? (вывих) Учитель ОБЖ. - Ребята, найдите в таблице вид травмы вывих и выполните задание в группе. - Поставьте стрелки от этой травмы к правильному ответу. Команда 01- симптомы травмы. Команда 03- помощь. (взаимопроверка команд, меняются образцами и дают ответ) -Посмотрите на экран. Работа двух команд видна в полной таблице, где мы видим вид перелома, симптомы перелома и первую помощь при переломе. Эта таблица для старших классов. - Вернёмся к нашему пособию. -Прикрепим правильные ответы к пособию по травме вывих. - Ребята, посмотрите на пособие. Справились мы с поставленной задачей? (да) Учитель биологии.
Рефлексия Понравился вам результат вашей работы? Дети прикрепляют смайлики на экран
Будем сами здоровы и заботьтесь о здоровье младших. Учитель ОБЖ. - Ребята, осталось показать на практике, как мы умеем оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему при травме. Команда 01 – наложение повязки Команда 03 – наложение шины Хочется закончить урок словами. «Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда» На экране: Заповеди оказания помощи знай, Четко и грамотно их выполняй! - Не паникуй! - Не навреди! - Страдания облегчи! - Непременно спаси! Будьте все здоровы! (На фоне картинки здоровые дети). |