Скачать 101.46 Kb.
|
ТЕМА: СПИД – болезнь 21 века. Что необходимо знать школьнику о СПИДе? Цель:
Оборудование: презентация, стаканчики с водой, крахмал, йод. Оформление доски: презентация ХОД УРОКА
Презентация открыта II. Объяснение нового материала 1. Эпиграф На пороге тысячелетий наступает момент, когда Мы за все бываем в ответе, перелистывая года, Человек, покоривший небо, чудо техники изобретая, Приобщаясь к дурным привычкам о здоровье своем забывает. 2. Когда появилось это заболевание? Впервые случай этого странного заболевания был зарегистрирован в 1978 г. Позже ученые дали ему название СПИД и обнаружили вирус (ВИЧ), который его вызывает. До сих пор неизвестно, откуда пришел ВИЧ/СПИД. Одни считают, что он появился сначала у обезьян, другие - что его искусственно создали люди. Точно известно одно: ВИЧ/СПИД - смертельное заболевание, от которого нет лекарства или вакцины. Эпидемия стремительно распространяется по всем странам и континентам. Больше всего от этого заболевания страдает молодежь в возрасте от 14 до 29 лет. ВИЧ/СПИД: некоторые факты • Сегодня в мире ВИЧ/СПИДом больны более 40 млн человек • Каждую минуту в мире примерно 11 человек заражаются ВИЧ. • В России официально зарегистрировано почти 300 тыс. ВИЧ-инфицированных, но предполагается, что их по крайней мере в три раза больше. • 80% ВИЧ-инфицированных в России - молодежь от 14 до 29 лет. Это данные официальной статистики. Но, скорее всего, ВИЧ-инфицированных гораздо больше. Многие живут с ВИЧ, даже не подозревая об этом. Они не сдавали анализы и, соответственно, нигде не зарегистрированы. Многие известные люди уже погибли от этой болезни. Фредди Меркьюри, лидер рок-группы Queen, умер от СПИДа в 1991 году. О его болезни сообщили незадолго до его смерти. В память о певце был устроен концерт, средства от которого пошли на борьбу со СПИДом. 3. Что же это такое ВИЧ/СПИД? ВИЧ - это Вирус Иммунодефицита Человека СПИД - Синдром Приобретенного Иммунодефицита. ПОМНИ: ВИЧ и СПИД - разные вещи. ВИЧ - Вирус Иммунодефицита Человека. Он вызывает болезнь СПИД - Синдром Приобретенного Иммунодефицита. 4. Почему СПИД? СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита. Синдром - потому что существует большое количество признаков, симптомов, осложнений, связанных с заболеванием. Приобретенный - заболевание не обусловлено генетической предрасположенностью, а приобретается специфическим образом. Иммунодефицит - иммунная система подавляется и теряет способность сопротивляться инфекциям. Таким образом, СПИД - не болезнь в собственном смысле этого слова, он лишь создает условия для других инфекционных заболеваний. 5. как выглядит вирус? (слайд №11) Известно, что существуют две разновидности вируса иммунодефицита: ВИЧ-1 и ВИЧ-2. В большинстве стран распространен ВИЧ-1 6. Как работает иммунная система человека? Иммунная система - это внутренняя «милиция» организма, охраняющая наше здоровье. Если в организм проникают «преступники» (болезнетворные бактерии и вирусы), иммунная система распознает их, изучает и уничтожает. Для уничтожения каждого вида болезнетворных микроорганизмов она готовит специальную «группу захвата» -антитела. Почему же иммунная система не справляется с ВИЧ? Дело в том, что ВИЧ - умный и хитрый враг. Попадая в организм, он проникает внутрь самих клеток иммунной системы и притворяется одним из «своих». Остальные клетки-«милиционеры» не видят «преступника» и не успевают подготовить нужные антитела, чтобы его уничтожить. Тем временем ВИЧ быстро размножается, делая новые и новые копии с самого себя. Когда антитела «группы захвата» появляются, бывает уже слишком поздно. Постепенно ВИЧ разрушает иммунную систему. Развивается иммунодефицит - недостаток защитных сил в организме. Последняя стадия этого состояния называется СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита. Игра «Клетка» Задачи; - показать, как ВИЧ проникает в человеческий организм и захватывает здоровую клетку; - объяснить, как работает иммунная система человека. Инструкция: 1 двое учащих берутся за руки, образовав таким образом «клетку». 2. Третьего ученика учитель берет за руку и водит вокруг клетки, рассказывая о том, как действует вирус. 3. Еще несколько учеников должны стоять вокруг клетки - это «антитела». 4. Ведущий рассказывает, что:
5. Затем учитель создает другую «клетку». Он берет за руку другой «вирус» и говорит группе, что сейчас продемонстрирует, как ведет себя вирус иммунодефицита человека.
6. После завершения игры учитель благодарит актеров, снимает с них роли - например, просит назвать свое имя, похлопать в ладоши - и отпускает на места. 7. Как ВИЧ вызывает СПИД? Развитие эпидемического процесса при ВИЧ-инфекции имеет свои закономерности, которые прослеживаются в различных странах мира, и его можно разделить на основные фазы: Четыре периода:
1. Период «окна»
2. Период первичных проявлений
3. Период развития вторичных заболеваний
4. СПИД, или терминальная стадия
Больные СПИДом умирают от сопутствующих заболеваний, которые развиваются в результате резкого снижения иммунитета. Эти заболевания, как правило, весьма специфичны. К ним относятся: пневмоцистная пневмония, саркома Капоши, грибковое поражение дыхательных путей и пищевода и некоторые другие. 8. Как передается ВИЧ?
«Игра с водой» Задачи: - дать понять, как быстро распространяется ВИЧ-инфекция; - объяснить, что здоровье человека во многом зависит от его поведения. Материалы: - стаканчики с водой по количеству учащихся; - крахмал; - йод. Инструкция: 1. С самого начала упражнения все стаканчики ставятся на стол. В один из них добавляется крахмал. 2. класс не знает, в каком стаканчике крахмал, а учитель вообще не говорит, что стаканчики отличаются друг от друга. 3. учитель раздает всем участникам кружки с водой, которая символически обозначает кровь и другие жидкости человеческого организма, с которыми может передаваться ВИЧ. 4. учитель предлагает всем на три минуты мысленно перенестись в другое пространство и стать участниками тусовки. «На тусовке все чувствуют и ведут себя очень свободно. Здесь считается нормой вступать в сексуальные отношения с людьми, которых вы только что узнали, или употреблять наркотики. Чем больше у вас контактов - тем прочнее положение в тусовке (и, соответственно, больше шансов в игре)». 5. Необходимо за три минуты вступить в «сексуальный контакт» с как можно большим количеством людей. 6. Контакт символизируется переливанием небольшого количества воды друг другу в стаканчики. 7. Через три минуты «тусовка» заканчивается. 8. После того как класс сел, учитель говорит, что один из участников тусовки оказался ВИЧ-инфицированным, - в его стаканчик был добавлен крахмал. 9. учитель спрашивает всех участников, готовы ли они пройти тест на ВИЧ-инфекцию, и объясняет, как важно знать, заражен ты или нет. 10. Для тех, кто подошел со своим стаканчиком, ведущий проводит тест - капает в воду йод, и вода, в которой есть хоть немного крахмала, окрашивается в сине-фиолетовый цвет. 11. класс сразу увидит наглядный результат: крахмал был всего в одном стаканчике, а теперь - почти во всех. 12. Дальше учитель обсуждает с классом те эмоции, которые они испытали, увидев стаканчик с сине-фиолетовой водой, и что каждый из них мог сделать, чтобы этого не случилось. 9. ВИЧ не передается
10. Можно ли убить вирус? Болезнь не щадит никого, но есть поговорка “Береженого Бог бережет”. Как предохранить себя от заражения ВИЧ инфекцией? Заразиться ВИЧ не так уж легко. Вирус чрезвычайно чувствителен и сохраняет жизнеспособность вне человеческого тела лишь в стерильных условиях, например в колбе. Будучи помещенным в пространство без доступа воздуха, вирус погибает. Обычные гигиенические меры в быту и в больнице также быстро делают вирус безвредным. Половые контакты – наиболее распространенный путь перёдачи вируса. Поэтому надежный способ избежать заражения при случайных половых сношениях – использование презерватива. Применение презерватива практически исключает прямое попадание через слизистые оболочки половых органов зараженной спермы или вагинальной жидкости. Внутривенное употребление наркотиков не только вредно для здоровья, но и значительно повышает риск заражения ВИЧ. Часто лица, вводящие внутривенно наркотики, используют общие иглы и шприцы без их стерилизации. Использование любого инструментария, (шприцы, системы для переливания крови и т. д.) как в медицинских учреждениях, так и в быту (маникюр, педикюр, татуировки, бритье и т. п.), где может содержаться кровь человека, зараженного вирусом, требует их стерилизации. Этот вирус нестойкий, гибнет при кипячении. Могут быть применены и специальные дезинфицирующие растворы хлорсодержащих веществ, перекись водорода. Не рекомендуется для этой дели спирт. 11. выводы:
Притча «Мудрец и юноша» В селении пронесся слух о том, что появился мудрец, который может ответить па любые вопросы. И тогда один молодой человек подумал: «Дай-ка я перехитрю мудреца. Пойду в поле, поймаю бабочку и зажму ее между ладоней. Потом пойду к мудрецу и спрошу, жива бабочка или мертва. Если мудрец скажет, что жива, я сожму ладони покрепче и покажу ему, что бабочка мертва. А если он скажет, что мертва, то я раскрою ладони - и бабочка улетит». Как подумал, так и сделал. Пошел он в поле, поймал бабочку и принес ее к мудрецу: «Вот, мудрец, у меня в руках бабочка, скажи мне, жива она или мертва». Посмотрел мудрец внимательно на юношу и сказал: Всё в твоих руках! III. Закрепление изученного В завершение урока рекомендуется предложить несколько вопросов по новой теме, с целью уточнения уровня усвоения материала. Учащимся предлагается ответить на наиболее актуальные вопросы по теме. IV. Анализ урока Учитель обсуждает с учащимися, что понравилось на уроке, какие новые знания получили, что удивило, что было полезно. V. Домашнее задание
Правила написания синквейна: В синквейне 5 строк:
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер. |