Конспект урока для 7 класса по теме «Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе»
Автор: Назаренко Наталья Сергеевна (учитель биологии МОУ гимназии № 5 Ворошиловского района г. Волгограда.)
(2010 – 2011 учебный год)
Спецификация
1.Раздел темы – «Общие сведения о мире животных»
2.Уровень – базовый
3.Тип урока – обобщение и систематизации
4.Цель урока – создать условия для систематизации изученного материала экологического содержания, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности, способствовать осознанию роли растений и животных в природе
6.Задачи урока – 1)Получить представление об основных экологических понятиях (образовательная задача)
2) Выявить основные экологические закономерности, иллюстрирующие взаимосвязи живых организмов в природе (развивающая задача).
3) Осознать роль животных и растений в природе и жизни человека, как необходимое условие устойчивого развития биосферы ( воспитательная задача)
7.Информационно – методическое обеспечение:
--рабочая программа
-- программа курса «Животные» авторов В. М. Константинова, В.С. Кучменко и др.
--учебник «Биологи Животные 7 класс» авторов В. М. Константинова, В.С. Кучменко и др.
-- наглядные таблицы
8. Учащиеся должны знать:1)Среды жизни и места обитания животных
2) взаимосвязи животных
учащиеся должны уметь: 1)давать определение понятию «Место обитания животного»
2)называть основные среды обитания
3)приводить примеры животных, обитающих в каждой среде обитания
4)описывать и приводить примеры различных форм взаимоотношений между животными
5) объяснять приспособленность животных к условиям среды обитания
Конспект урока
Этап урока, цели и задачи
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1.Оргмомент
| Приветствует учащихся
| Приветствуют учителя
| 2 Актуализация
Образовательная цель-способствовать формированию представления о животном мире.
| На Земле существует около 2 млн. видов животных, которые распространены повсеместно.
В любом природном сообществе: в лесу, степи или даже в пустыне обитают животные.
* «Можете ли вы назвать такое место на нашей планете, где не было бы животных?»
|
Учащиеся отвечают
| 3.Мотивация
Мотивация
Образовательная цель - способствовать осознанию значимости материала
| Но, рассматривая многообразие животных, следует отметить, что их распространение ограничено определенными рамками. Нам хорошо известно, что щука, например, обитает в водной среде, сокол ловит добычу в воздухе, а дождевой червь, питаясь листовым опадом, обитает в почве. Возникает вопрос: а что мешает этим животным освоить менее привычную среду обитания?
|
| 4.Целеполагание
| Цель нашего урока – рассмотреть условия, определяющие распространение животных, отметить их взаимосвязь в природных сообществах.
Запись темы урока в тетрадь
|
| 5.Систематизация и обобщение
Развивающая цель: Способствовать обучению школьников умению находимые сведения в тексте и на рисунках учебника
Развивающая цель:
Способствовать обучению школьников отвечать на вопросы учителя
Развивающая цель - способствовать обучению школьников умению сравнения и обобщения изучаемых объектов и умений
| Из курса природоведения вам хорошо известны среды жизни.
*«Какие среды жизни вы знаете?»
Учитель дополняет и корректирует ответы учащихся.
*« А чем отличаются эти среды жизни?»
*«Рассмотрите рисунок учебника и отметьте, как приспособлены эти животные к соответствующей среде обитания?» Учитель корректирует ответы учащихся, дополняет их.
* «Но в пределах каждой среды обитания животные занимают те места, которые более благоприятны для их жизни. Поэтому существует понятие «место обитания».учитель объясняет термин.
«Вам также хорошо известно, что в любом природном сообществе животные связаны друг с другом в основном пищей, общими условиями обитания. Поэтому принято выделять формы взаимоотношений животных».
*«Прочитайте текст учебника, выделите основные формы взаимосвязи животных в природе, запишите их в тетрадь» Учитель организует работу с учебником». По окончании работы проводится беседа:
--какие формы взаимоотношений вы можете назвать?
-- какие приспособления имеют животные в рамках отдельных форм взаимоотношений (как хищник приспосабливается к тому, чтобы поймать жертву, а жертва, наоборот, избежать хищника и т.д.)?
«Вам также хорошо известно, что пищевая взаимосвязь животных отражается в пищевых цепочках, которые в биологии называются трофическими цепями или цепями питания».
Учитель объясняет по рисунку в учебнике механизм передачи энергии, вводит основные понятия: продуценты, консументы, редуценты, приводит примеры организмов.
| Учащиеся называют: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная. Записывают в тетрадь.
«Условиями. Например, в водной среде большая плотность, мало кислорода, света и т.д.» Дают характеристику каждой среды обитания.
«В водной среде обтекаемая форма тела, есть особые органы передвижения и т. д.» Дают характеристику приспособленности животных.
Хищничество, паразитизм, квартирантство и т. д. Хищник имеет острые клыки, когти, обладает быстрой реакцией и т. д.
Учащиеся записывают пример пищевой цепи в тетрадь.
| 6. Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях
Развивающая цель: способствовать обучению школьников умению работать со схемами ,решать познавательные задачи на основе знаний
| Используя материал нашего урока расположите формы взаимоотношений животных в соответствии с их значимостью для организмов. Используя рисунки в параграфе учебника составьте пищевые цепи, обозначив продуценты, консументы, редуценты и показав направление передачи энергии.
Учитель проверяет правильность выполнения заданий.
| На доске схема:
+ -
++
+0
- -
Учащиеся заполняют схему в тетради, записывая напротив каждого сочетания знаков пример взаимоотношений животных.
Учащиеся выполняют задание в тетради
| 7.Проверка уровня обученности
| Учитель проводит фронтальную беседу по вопросам:
-- Чем отличаются понятия «среда обитания» и «место обитания»?
-- какие формы взаимоотношений организмов вы знаете? Чем они характеризуются?
-- Дайте определение «пищевая связь». Что показывает стрелка в пищевых цепочках?
|
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
| 8.Информация о домашнем задании
| Домашнее задание выучить параграф 2, ответить на вопросы после параграфа
| Записывают домашнее задание в дневник
| 9.Рефлексия (подведение итогов)
| Что вы узнали на уроке?
Что было трудным для понимания?
Итак, распространение животных ограничено определенными условиями, в живой природе все организмы сосуществуют друг с другом.
| Выражают свое мнение
| |