Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Терновская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока во 2 классе
по русскому языку на тему
Учитель начальных классов КЕМ Марина Владимировна
2012 год
Цели урока:
Образовательная:
- учить образовывать слова женского рода от слов мужского рода с помощью суффиксов – иц – и –их- ;
- учить работать с Обратным словарем;
- продолжить работу над формированием умения выделять корень и окончание;
- показать чередование согласных в корнях слов;
- обратить внимание на местоположения суффикса и понять его значение;
Развивающая:
- развитие умения образовывать новые слова из основы другого слова;
- развитие умения выделять суффикс в словах – названиях предметов.
- развивать познавательные, поисковые и коммуникативные навыки, самоконтроль учащихся, умение работать в парах.
Воспитательная:
- содействовать в ходе урока развитию самостоятельности, дисциплинированности, воспитывать чувства товарищества;
- создавать условия для реализации свободного выбора детей;
- воспитывать культуру письма, интерес к предмету, положительную мотивацию к учению;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата, атмосферы успешности каждого ученика, предупреждение утомляемости.
Используемые ресурсы:
Учебник, карточки с тестовыми заданиями, карточки с изображением животных, загадки о животных.
Этапы работы
| Содержание этапа.
| 1.Организационный момент.
Цель: Подготовить учащихся к принятию цели, учебно-позна-вательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений.
-настроить на положительные эмоции через тренинг, -подготовить к повторению ранее изученного материала через поиск ответа на вопрос с помощью -фронтальной работы, диалога.
- Способствовать созданию внутреннего комфорта. 2. Минутка чистописания Цель: Научиться грамотно и красиво писать.
3. Актуализация знаний учащихся Цель: Обеспечение усвоения ранее полученных знаний и способов действий на уровне примене-ния в измененной ситуации.
-постановка проблемы, алгоритм, работа в паре, творческое задание с текстом, работа с учебником.
Готовность мышления и сознания потребности к построению нового способа действий.
4. Формирование темы и задач урока Цель: Обеспечение усвоения ранее полу-ченных знаний и способов действий на уровне примене-ния в измененной ситуации в игровой форме.
5 . Изучение нового материала. Цель: Обеспечить восприятие, осмыс-ление и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
Наблюдение за тем, что между корнем и окончанием может быть ещё какая-то часть, которая меняется.
-познакомится с новыми суффиксами.
- учить образовы-вать слова женского рода от слов мужского рода с помощью суффиксов – иц – и –их- ;
- учить работать с Обратным словарем.
Для достижения целей урока мы:
- выполним устную работу, работу на доске, коллективную работу, практическую.
6. Закрепление изученного материала. Цель: Закрепление введённых знаний, отработка умения образовывать слова с опорой на заданную модель.
- проверить, насколько правильно ученик выполняет работу по образо-ванию новых слов
-постановка проблемы, работа по группам. работа с учебником.
-большинство учеников самосто-ятельно выполняют данные задания, четко высказывают суждения о собст-венной деятельности и ее результатах.
- проявить готов-ность, желание достичь успеха в деятельности, ответах,
-стимулирование словом, жестом, отметкой.
7. Рефлексия деятельности. Итог урока Цель: использовать полученные знания для образования новых слов,
- проверить, насколько успешно дети усвоили теоре-тические знания. Дать анализ и оценку успешности дости-жения цели и наме-тить перспективу последующей рабо-ты..
Показателем результата станет адекватная само-оценка учащегося оценке учителя, а также открытость учащихся в осмыс-лении своих действий и самооценке.
- Поддерживать, укреплять и разви-вать положитель-ную мотивацию. 8. Домашнее задание Цель: Обеспечить понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
- домашнее задание дано на выполнение стандарта, творческое задание по пройденному материалу.
домашнее задание дано с учетом индивидуальных особенностей, чтобы создать ситуацию успеха детям разного уровня подготовки.
| Психологический настрой.
- Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, и молча пожелайте своему товарищу что-нибудь очень приятное, доброе, удачи на уроке.
Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
А какими видите себя на этом уроке?
Упражнения для разминки пальцев
а) Игра – упражнение «Пальчики здороваются»
Локти стоят на парте. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки вперёд и обратно.
б) Игра – упражнение «Согреем пальчики»
Поглаживание кистей рук и пальцев. Правой рукой поглаживаем левую руку и наоборот.
Учитель: А сейчас проверим, как наши пальчики красиво и правильно напишут.
Люди любят чистоту и порядок во всем, особенно в своих записях.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
Работа с тетрадью - запись числа.
- Кто скорее всех узнает, что слова объединяет?
( на доске записано)
- Их внимательно прочтите, что в них общего, найдите.
Крышка,
крошка и
селедка,
сумка,
рыбка,
сковородка. (суффикс –к-)
Учитель: вот поэтому мы вспомним, как пишется строчная буква «к»
- Какие еще суффиксы знаете?
Запишите: ик, ок, ёк.
– придумайте и запишите по 3 слова – название предмета с суффиксами.
I ряд -- ИК; II ряд -- ЁК
- Если вы затрудняетесь в подборе слова, то где можно найти подсказку? (обратный словарь с.143)
- Какую работу выполняют суффиксы?
(образовывают новые слова)
Сейчас вы будете работать в парах. У вас на парте лежит конверт, а в нём задание. Откройте его и достаньте оттуда слова.
СНЕЖНЫЕ, УКРЫЛИ, ДУБКИ, ШАПКИ
- Составьте из них предложение и запишите.
(Снежные шапки укрыли дубки)
- Найдите основу предложения.
- Есть ли здесь неглавный предмет? (дубки)
- Поставьте его в начальную форму.
- От какого слова произошло это слово?
Дубок дуб
- Давайте объясним, как образовалось слово дубок?
Дуб дуб
Дуб / + ок + = дубок
Давайте разгадаем название этой части слова. Для этого зачеркните одинаковые буквы и прочитайте слово.
ААСУААФФААИКААС (суффикс)
Ребята, а теперь сформулируем тему урока, над которой мы будем продолжать работать и поставим перед собой цели. (Учитель на доске пишет тему урока.)
Что можно сказать о суффиксе?
(Суффикс – это часть слова. При помощи суффикса образуются новые слова. Суффикс вносит в слово новое значение
Как выделяется суффикс? ( ^)
После, какой части слова стоит суффикс? (после корня)
Что нам говорит о суффиксе «Летучая Мышь»? (формулируют вывод)
Динамическая минутка
1. Игра «Похлопаем, потопаем»
Если я покажу слово, в котором нет суффикса, вы топаете.
Если в слове есть суффикс – хлопаете в ладоши.
гора – горка; поле – полюшко;
мяч – мячик; лес – лесок;
рыба – рыбка; слово – словечко.
- Кроме этих суффиксов, существует еще много других. Мы обязательно познакомимся с ними. И каждый суффикс нужен, т.к. выполняет важную работу по образованию новых слов. Это удивительно интересная работа. Попробуем и мы этим заняться.
- Итак, сегодня мы продолжим работать над суффиксами слов, называющими предметы.
Работа с учебником. с.45 упр.46.
- Рассмотрите внимательно картинку. Кто здесь нарисован?
(ёж и ежиха, лев и львица, волк и волчица)
Постановка проблемы урока.
Попробуйте назвать мне суффиксы, от которых образовались новые слова. (-их-, -иц-, -ица-).
А теперь откройте обратный словарь с.139.
- Прочитайте слова. Как вы думаете, от каких других слов образованы эти слова?
- Покажем это письменно. (учитель 1пишет на доске, а дети записывают в тетрадь, сильные дети выходят к доске и записывают сами)
Моржих а морж
Слоних а слон
Зайчих а заяц
паучих а паук
- Чем отличаются слова в каждой записанной паре?
(каждое слово образовалось от основы слова, называющей мужской род).
- При помощи какой части слова образовались слова женского рода? ( - ИХ - ).
- Что же показывает суффикс – ИХ - ?
(он показывает принадлежность к женскому роду).
- А теперь давайте посмотрим, почему не брали слово «портниха».
Это сложный случай, т.к. слово «портниха» образовано от слова «портной».
- Объясним, как оно образовалось?
Портн ой портн
Портн / + их + а = портних а
Ребята , вы устали? Давайте проведём с вами физминутку.
Скажите, для чего мы выполняем физминутку? (чтобы снять усталость, отдохнуть и чтобы сменить позу)
Физминутка.
Ребята, наша Волшебница спрятала от нас зверей и предлагает их найти. Но нужно сначала отгадать «доскажи словечко»
(Тигрица, медведица, верблюдица, лисица )
( по классу спрятанные картинки животных, дети отгадав записывают их в тетрадь и образовывают новые слова женского рода)
Вывод: - Какого рода слова МЕДВЕДИЦА, ВЕРБЛЮДИЦА?
- От каких других слов они произошли?
Медведиц а медведь
Верблюдиц а верблюд
- При помощи какой части слова образовались эти слова?
( при помощи суффикса – ИЦ - ).
- Почему слово «львица» не рассматривали? (это сложный случай).
- Итак, можно сказать, что суффикс – ИЦ – иногда придает слову тот же смысл, что и суффикс –ИХ - .
(оба суффикса указывают на принадлежность к женскому роду).
Постановка проблемы урока.
Посмотрите в учебнике упр. 49, прочитайте задание, подумайте какие слова можно образовать в данном случае?
(волк / + иц + а = волчица. волк/ + их +а =волчиха.
Какие звуки чередуются в корне? [ к ] / [ ч ]
Работа в группах (по карточкам)
Задание – дописать ряд слов, обозначить суффикс и корень.
Карточка № 1 - 1 группа
Медведь-медведица-медвежонок
Волк -… - ….
Тигр - … - …
Карточка № 2 - 2 группа
Орел - орлица- орленок
Осел -…- …
Олень - … - …
Карточка № 3 - 3 группа
Лось – лосиха – лосенок
Заяц - …- …
Лиса - … - …
Работа за компьютером - 4 группа
Образуй слова с новыми значениями:
- к – - ик - - ок - - очк-
дочь ёж зуб кофта
канава мост сын лампа
картина кирпич лес коза
корова ключ лист кость Вывод: Ребята, скажите, какой суффикс помог образовать слово, называющее его маму? ( -их-, -иц-, -ица- )
Наш урок подходит к концу. Чем был интересен урок?
Какую проблему мы ставили в начале урока? Достигли мы ее? Давайте ещё раз повторим
(Слова, обозначающие животных женского рода, образовались от
слов, обозначающих животных мужского рода при помощи основ суффиксов – ИХ – и – ИЦ - ).
Вы довольны своей работой?
А я довольна всеми вами. Но особенно меня порадовал ….. /Учитель оценивает работу отдельных учащихся на уроке/
Свою работу оцените нужного цвета яблоко возьмите.
- если вы считаете, что были активны на уроке и все задания выполнили правильно и без проблем, то возьмите яблоко красного цвета.
- Если вы считаете, что старались, многое узнали, но у вас не всё сегодня получилось, то возьмите яблоко жёлтого цвета.
- Если же вы считаете, что вам необходимо ещё поработать и вам нужна помощь и кое что вам не понятно, то возьмите яблоко зелёного цвета.
– каждый ученик выбирает один вид заданий – (комментируется):
( Разнообразие цветовой гаммы яблока неслучаен. Дети выбирают домашнее задание той степени сложности, которое они смогут сделать сами)
Красный – сложное задание ( придумайте слова с новыми суффиксами –тель-, - ник-, -щик-)
Жёлтый – задание средней сложности (стр. 25 упр. 34, тетрадь)
Зелёный – задание простое ( списать слова, выделить корень и суффикс)
| |