Рассмотрена: Утверждена:
Рабочая программа
«Развитие звуковой стороны речи детей
в возрасте 3 – 5 лет»
Воспитатель по развитию речи: Малышева Л. В. Пояснительная записка От того, как ребенку будет открыта звуковая
действительность языка, строение звуковой
формы слова, зависит не только усвоение
грамоты, но и все последующее усвоение языка,
грамматически связанной с ней орфографией" Д. Б.Эльконин Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова. Сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.
Возраст от 3 до 5 лет характеризуется самой главной закономерностью – «языковым чутьем» или «языковой одаренностью». Она хорошо известна родителям, педагогам (Д.Б.Эльконин, Л.Е.Журова, Л.С.Выготский). исследователям, ученым, писателям – всем, кто когда – либо общался с малышами. В этом возрасте дети творцы своей речи: они любят поиграть со словами, легко подбирают рифму к словам, даже сочиняют стихи. Дело в том, что в возрасте от 3 до 5 лет у человека наблюдается повышенная чувствительность именно к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость к речи теряется. Поэтому очень важно, вовремя направить ее в нужное русло, дабы развить речевую способность. Ведь от того, как ребенок овладеет звуковой стороной речи, зависит овладение им фонетикой, грамматикой, стилистикой и даже поэтикой и ритмикой родного языка.
Кроме того, программа по обучению чтению в 1-м классе требует в подготовительный период, т.е. до основного букварного, научить детей различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки; определять твердость и мягкость согласных; количество звуков в слове, их характер, выделять ударный слог, соотносит слышимое и произносимое слово со схемой-моделью и т.д. Безусловно, за короткий промежуток времени, невозможно научить этому. Необходима глубокая предварительная работа в детском саду по звуковому анализу слова.
Поэтому, чтобы осуществить последовательность и преемственность в данном вопросе, необходимо вводить детей в звуковую действительность, начиная с младшей группы, продолжать знакомить детей со звуковой стороной слова, самыми простыми формами его анализа в средней группе детского сада.
Предлагаемые конспекты занятий помогут воспитателям работать в строгой последовательности с использованием разнохарактерных игр и упражнений, стихов, считалок, поговорок, сказок, красочной наглядности. Создание эмоциональной привлекательности, обеспечение высокой речевой активности детей на занятиях будет способствовать как восприятию речи, так и фонетическому ее оформлению.
Занятия рассчитаны на детей в возрасте от 3 до 5 лет, срок реализации 2 года. В силу того, что на этих занятиях дети активно упражняются в проговаривании слов, произнесении отдельных звуков, их лучше проводить по подгруппам из 8 – 10 человек продолжительностью 7-10 минут в младшей группе и 15 – 20 минут в средней группе, дабы уделить внимание тем, кто в этом нуждается. В связи с возникающими трудностями у детей средней группы, в овладении способом интонационного выделения звука в слове – в освоении подчеркнутого произнесения некоторых согласных звуков и в различении твердых и мягких согласных звуков требуется увеличение количества часов с 16 до 24.
При составлении рабочей программы использовала литературу:
Н.В. Дуровой «Фонематика»
В. Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем»
М.Д. Маханева «Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет.»
А.И. Максаков «Учите, играя»
Цель программы: Развитие фонематической стороны речи.
Задачи:
Познакомить детей со звучащим словом.
Учить детей сравнивать и измерять длину слова.
Учить детей интонационно выделять отдельные звуки в словах.
Учить детей определять первый звук в слове.
Учить детей подбирать слова на заданный звук.
Развивать умение детей дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.
Развивать слуховое внимание и выразительную речь.
Воспитывать интерес к учебной деятельности.
Предполагаемый результат в младшей группе:
К концу обучения дети должны уметь:
Владеть четкой, громкой дикцией при произношении гласных звуков.
Выделять звук как отдельность среди звуков окружающего мира.
Владеть произвольными движениями – управлять своими руками и пальцами.
Предполагаемый результат в средней группе:
К концу обучения дети должны уметь:
Интонационно выделять звук в слове
Определять первый звук в слове
Различать на слух твердый и мягкий согласные звуки.
Называть слова на заданный звук.
Моделировать слоговой состав слов.
Называть слова по заданной слоговой структуре с опорой на заместители.
Управлять своими руками и пальцами.
Методический инструментарий
Формы
| Методы
| Приёмы
| Средства
|
| Занятия
Работа с родителями
Диагностика
Планирование индивидуаль-ной работы.
| наглядный
словесный
практический
проблемный
оценочный
эмоциональное воздействие
| проблемные вопросы и ситуации
образец
художественное слово (стихи, пословицы,
загадки, поговорки)
психогимнастика
физминутки
сюрпризный момент
проблемная ситуация
анализ работы
артикуляционная гимнастика
пальчиковая гимнастика
фонематические пятиминутки
| дидактические игры и упражнения
иллюстрации
игрушки
художественное слово (стихи, загадки, чистоговорки)
конспекты занятий
ТСО
.
|
Перспективное планирование занятий во второй младшей группе по программе «Развитие»
« Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук»
Воспитатель по развитию речи:
Малышева Л.В.
№
| Тема
| Программные задачи:
| Материал:
| 1
| «Веселый шарик»
| 1.Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.
2.Развивать речевое дыхание детей.
3.Развивать произвольные движения рук.
| Ширма, стеклянные предметы (чашки или стаканы или банки), металлические (молоток и кастрюля, или молоток и брусок, или звонок) , деревянные (ложки, кубики и др).
| 2
| «Осень в гости к нам пришла»
| 1.Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.
2.Развивать речевое дыхание детей.
3.Развивать произвольные движения рук.
| Ширма, музыкальные инструменты: барабан, бубен, дудочка и др.
| 3
| «Медвежонок – сладкоежка»
| 1.Уточнить и закреплять правильное произношение гласных звуков: и, э, ы.
2.Развивать речевое дыхание детей.
3.Развивать произвольные движения рук.
| Ширма, игрушки или предметные картинки: собака, лошадь, лягушка, волк, корова, курица.
| 4
| «Сердитый гусь»
| 1.Уточнить и закреплять правильное произношение гласных звуков: а, о, у.
2.Развивать речевое дыхание детей.
3.Развивать произвольные движения рук.
| Ширма, игрушки или предметные картинки: мышка, коза, медведь, машина, барашек.
| 5
| «Кто в домике живет?»
| 1.Закреплять правильное произношение гласных звуков: а, о, у, ы, и, э .
2.Развивать речевое дыхание детей.
3.Развивать произвольные движения рук.
| Кубики, игрушки или предметные картинки животных и их детенышей.
| 6
| «Птичка в гости прилетела»
| 1.Закреплять правильное произношение звуков.
2.Развивать интонационную выразительность.
3.Развивать речевое дыхание детей.
4.Развивать произвольные движения рук.
| Игрушка птица и птенец: воробьи, вороны, гуси, утки и тд.
| 7
| «Волшебный конь»
| 1.Закреплять правильное произношение звуков.
2.Развивать интонационную выразительность.
3.Развивать речевое дыхание детей.
4.Развивать произвольные движения рук.
| Игрушки или предметные картинки животных и их детенышей.
| 8
| «Рогатый-бодытый»
| 1.Закреплять правильное произношение звуков.
2.Развивать интонационную выразительность.
3.Развивать речевое дыхание детей.
4.Развивать произвольные движения рук.
| Игрушки или предметные картинки животных и их детенышей.
| 9
| «Веселая семейка»
| 1.Закреплять правильное произношение звуков.
2.Развивать интонационную выразительность.
3.Развивать речевое дыхание детей.
4.Развивать произвольные движения рук.
| Игрушки или предметные картинки животных и их детенышей.
| 10
| «Усатый полосатый»
| 1.Закреплять правильное произношение звуков.
2.Развивать интонационную выразительность.
3.Развивать речевое дыхание детей.
4.Развивать произвольные движения рук.
| Игрушки или предметные картинки животных и их детенышей, кружки синие и красные.
|
Перспективное планирование занятий в средней группе по программе «Развитие»
«Ориентировка в звуковой стороне речи и овладении произвольными движениями рук».
Воспитатель по развитию речи:
Малышева Л.В.
№
| Тема
| Программные задачи
| Материал
| 1-2
| «Звучащее слово. Многообразие слов»
| 1.Познакомить детей с термином «слово».
2.Расширять представления детей о многообразии слов.
3.Развивать произвольные движения пальцев рук.
| Персонажи сказки «Колобок», корзиночка с фишками – игрушками. Предметные картинки, изображающие животных, птиц, рыб.
| 3-4
| «Слова – друзья»
| 1.Расширять представления детей о значении слов.
2.Учить детей сравнивать слова по звучанию.
3.Развивать умения подбирать слова-друзья к заданному слову.
4.Развивать произвольные движения пальцев рук.
| Мяч, клубок ниток, конверт.
| 5-6
| «Короткие и длинные слова»
| 1.Продолжать расширять представления детей о словах.
2.Познакомить детей с протяженностью слов.
3.Продолжать развивать произвольные движения пальцев рук.
| Учебное пособие Г.А. Тумаковой «Звучащее слово», «Звуковые часы» или предметные картинки и стрелка; мелкие игрушки, фишки.
| 7-8
| «Приключение звука [ж]»
| 1.Учить детей интонационно выделять звук в слове.
2.Познакомить детей с термином «звук».
3.Закреплять представления детей о протяженности слов.
4.Развивать умение детей подбирать слова с заданным звуком.
5.Продолжать развивать произвольные движения пальцев рук.
| Фланелеграф, игрушка «Жук», предметные картинки (жук, жираф, мороженое, ножик, желудь), дид. игра «Звуковые часы», корзиночка с фишками – игрушками, игрушечные цветы.
| 9
| «Ветряный звук [ш]»
| 1.Продолжать учить детей интонационно выделять звук в слове.
2.Развивать умение детей подбирать слова с заданным звуком.
3.Продолжать развивать произвольные движения пальцев рук.
| Игрушка «лягушка», корзиночка с фишками – игрушками.
| 10
| «Звуки [ш] и [ж]»
| 1. Продолжать учить детей интонационно выделять звук в слове.
2.Учить детей дифференцировать в словах звуки [ш] и [ж].
3.Развивать слуховое внимание.
4.Продолжать развивать умения подбирать слова-друзья к заданному слову.
5.Продолжать развивать произвольные движения пальцев рук.
| Предметные картинки (шапка, шорты, школа, жук, желудь, жираф, мороженое, ножик, шуба, шкаф), мяч.
| 11
| «Цыпленок Цып»
| 1. Продолжать учить детей интонационно выделять звук в слове.
2.Развивать слуховое внимание.
3.Развивать умение детей подбирать слова с заданным звуком.
5.Продолжать развивать произвольные движения пальцев рук.
6.Формировать представления о доброте, дружбе.
| Игрушка «цыпленок, корзиночка с фишками – игрушками.
| 12
| «Наш щенок»
| 1. Продолжать учить детей интонационно выделять звук в слове.
2.Развивать умение детей подбирать слова с заданным звуком.
3.Продолжать развивать произвольные движения пальцев рук.
| Игрушка «щенок», корзиночка с фишками – игрушками.
| 13
| «Этот чудо – звук [ч']»
| 1. Продолжать учить детей интонационно выделять звук в слове.
2.Развивать умение детей подбирать слова с заданным звуком.
3.Продолжать развивать произвольные движения пальцев рук.
| Игрушка «черепаха», корзиночка с фишками – игрушками.
| 14
| «Звуки [ч'] и [щ'] «
| 1. Продолжать учить детей интонационно выделять звук в слове.
2.Учить детей дифференцировать в словах звуки [ч] и [щ].
4.Развивать умение детей подбирать слова с заданным звуком.
5.Продолжать развивать произвольные движения пальцев рук.
| Игрушка «щенок», «черепаха», корзиночка с фишками – игрушками, ключ.
| 15
| «Звуки [с] и [с']»
| 1.Закреплять умение детей интонационно выделять звук в слове.
2.Развивать представления детей о твердых и мягких согласных звуках.
3.Развивать умение детей подбирать слова с заданным звуком.
4.Продолжать развивать произвольные движения пальцев рук.
| Предметные картинки со звуками «с» и «сь», большой и маленький мячи, насос.
| 16
| «Звуки [с] и [с']» (продолжение)
| 1.Закреплять умение детей интонационно выделять звук в слове.
2.Развивать представления детей о твердых и мягких согласных звуках.
3.Закреплять представления детей о протяженности слов.
4.Продолжать развивать произвольные движения пальцев рук.
| Синие и зеленые кружки, дид. игра «Звуковые часы».
| 17
| «Звуки [з] и [з']»
| 1.Закреплять умение детей интонационно выделять звук в слове.
2. Продолжать учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.
3.Развивать умение детей подбирать слова с заданным звуком.
| Картинка «лес», звуки леса, большой и маленький комары, предметные картинки со звуками «з» и «зь», корзиночка с фишками – игрушками.
| 18
| «Звуки [к] и [к']»
| 1.Закреплять умение детей интонационно выделять звук в слове.
2. Продолжать учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.
3.Развивать умение детей подбирать слова с заданным звуком.
| Игрушка «коза», большая и маленькая корзины, предметные картинки со звуками «к» и «кь».
| 19
| «Каждое слово состоит из звуков»
| 1.Закреплять умение детей интонационно выделять звук в слове.
2.Развивать умения детей определять 1 - й звук в слове.
3. Продолжать учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.
6.Продолжать развивать произвольные движения пальцев рук.
| Игрушки и картинки по числу детей.
| 20
| «В дорогу дети собирайтесь»
| 1.Закреплять умение детей интонационно выделять звук в слове.
2.Развивать умения детей определять 1 - й звук в слове.
3.Развивать умение детей подбирать слова с заданным звуком.
4.Продолжать развивать произвольные движения пальцев рук.
| Альбомный лист, фломастеры, предметные картинки (машина, поезд), большая и маленькая машины, фишки-игрушки.
| 21
| «Полет на ракете»
| 1.Закреплять умение детей интонационно выделять звук в слове.
2.Развивать умения детей определять 1 - й звук в слове.
3. Продолжать учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.
4.Развивать умение детей подбирать слова с заданным звуком.
5.Продолжать развивать произвольные движения пальцев рук.
| Иллюстрация ракеты, иллюстрации цветов, листы бумаги, карандаши, магнитофон.
| 22
| «Помогаем птицам»
| 1.Закреплять умение детей интонационно выделять звук в слове.
2. Продолжать учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.
3.Развивать умение детей подбирать слова с заданным звуком.
4.Закреплять умения детей измерять протяженность слов.
6.Продолжать развивать произвольные движения пальцев рук.
| Иллюстрации птиц, три домика (синий, зеленый, красный), фишки-игрушки.
| 23
| «Кошечка в гостях у друзей»
| 1.Закреплять умение детей интонационно выделять звук в слове.
2. Продолжать учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.
3.Развивать умение детей подбирать слова с заданным звуком.
4.Закреплять умения детей измерять протяженность слов.
5.Продолжать развивать произвольные движения пальцев рук.
| Три домика (синий, зеленый, красный), фишки-игрушки. Иллюстрации домашних животных, фишки – игрушки.
| 24
| «В гости к Тиму и Тому»
| 1.Закреплять умение детей интонационно выделять звук в слове.
2.Закреплять умения детей определять 1- й звук в слове.
3. Продолжать учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.
4.Развивать умение детей подбирать слова с заданным звуком.
5.Закреплять представления детей о протяженности слов.
6.Продолжать развивать произвольные движения пальцев рук.
| Конверт с письмом, замок, дид. игра «Том и Тим», предметные картинки овощи, 3 грядки, фишки-игрушки.
| |