Скачать 293.42 Kb.
|
МБОУ «Ики-Бурульская СОШ им. А. Пюрбеева» Утверждено на заседании секции учителей химии и биологии районного методического объединения 26 августа 2013 года. Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий» Составитель: Аджиева А.А. учитель высшей категории Очирова К.С. кандидат биологических наук п. Ики-Бурул 2013 Пояснительная записка В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования и в рамках реализации Приоритетного Национального Проекта «Образование» в образовательных учреждениях РФ начали широко применяться информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Широкому внедрению ИКТ в процесс образования способствует оснащение школ современной компьютерной техникой, интерактивными досками, электронными учебными пособиями, цифровыми микроскопами и т д. В настоящее время разработано множество мультимедийных учебных пособий по биологии, которые можно использовать на уроках, при выполнении домашних работ, при подготовке к олимпиадам, при научно-исследовательских работах учащихся, при подготовке к ЕГЭ. Применение информационных технологий при подготовке к ЕГЭ имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала выпускниками, система обратной связи позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний. Структуры электронных учебных пособий позволяют быстро осуществлять переходы в пределах курса, ориентироваться в содержании пособия. Несомненным достоинством применения мультимедиа технологии при подготовке к ЕГЭ является : 1.повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. 2. позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; 3.повысить качество обучения по предмету; 4.отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; 5.выдвинуть на передний план наиболее важные и часто встречаемые в тестах характеристики изучаемых объектов и явлений природы. Но, к сожалению, среди имеющихся на сегодняшний день учебных электронных пособий трудно найти такой, который бы позволял в полной мере осуществлять успешную подготовку выпускников к ЕГЭ. Среди большого количества электронных учебных пособий выпускникам самостоятельно трудно выбрать такие, которые бы помогли им за короткий период с максимальной эффективностью повторить теоретический материал по всем разделам школьного курса биологии, закрепить знания и провести самоконтроль и объективную самооценку знаний с помощью тестов и заданий, аналогичных содержанию ЕГЭ Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий» Элективный курс предназначен для учащихся профильного обучения в 10-11 классах. Срок реализации: 1) 1 год в 11 классе (2 часа в неделю, 68 часов) или 2) 2 года в 10-11 классе (в 10 – 34 часа и в 11 –34 часа). Программа данного элективного курса имеет ряд особенностей. Она предусматривает: использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний; использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий; применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ по биологии 2004-2008 г.г. и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ЕГЭ. дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ЕГЭ с учетом уровня их обучаемости, за счет повторения разделов биологии на базовом, повышенном и углубленном уровне. Кроме того, прилагаемые к программе задания систематизированы по разделам, темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения как отдельных тем, так и всего курса в целом. Достаточно большое количество заданий части В и С с приведенными ответами способствует углублению знаний и расширению кругозора в области биологии. Данная программа может быть применена и при подготовке к ЕГЭ на предпрофильном уровне обучения, и при подготовке к олимпиадам, что делает ее универсальной. Цели курса: - повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий. - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ; - воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; Задачи курса: - повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии с помощью различных цифровых образовательных ресурсов; - овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах; - формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с цифровыми образовательными ресурсами; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации; - развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования; - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе. - воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственного отношения к своему здоровью. Содержание элективного курса и его объем определены на основе кодификатора элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2008 г., стандарта основного общего образования по биологии и анализа содержания контрольно-измерительных материалов по ЕГЭ по биологии за предыдущие годы. Ведущие методы: - словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия); - наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, 3D моделей, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате) - частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи); - практический (выполнение генетических задач, доказательство на основе опыта и др.). Формы обучения: - коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.); - групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.); - индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др). Изучение каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов. В конце раздела сначала индивидуально выполняются тесты, аналогичные части А. Задания части В и С по изученной теме выполняются в парах или в группах, затем, идет коллективное обсуждение. По результатам выполнения различных вариантов КИМов проводятся индивидуальные консультации Основные средства обучения: - электронные учебные пособия; - теоретические материалы в электронном и печатном формате; - презентации уроков; - видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате; - различные варианты контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии; - типовые тестовые задания ЕГЭ по всем разделам и темам (задания части А, В и С); - другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков, семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.). Формы контроля: - текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий); - тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования); - итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов) Оценка работ проводится по по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества и уровня сложности выполненных работ и заносится в таблицу. Ожидаемые результаты. Обеспечение устойчивой позитивной динамики повышения качества биологического образования в результатах ЕГЭ по биологии. Программа элективного курса включает в себя содержание, планирование занятий по разделам и темам (в часах), формы контроля и критерии оценки работ по разделам, учебно-методическое обеспечение, перечень цифровых образовательных и Интернет ресурсов, требования к знаниям и умениям учащихся, список литературы. В качестве приложений даются теоретические материалы по всем разделам и темам, типовые задания, систематизированные по основным разделам и темам биологии. Календарно-тематическое планирование элективного курса «Биология в рамках ЕГЭ» 10 класс
|