МОУ «Ики-Бурульская средняя школа им. А. Пюрбеева»
Утверждено на заседании МО учителей химии и биологии
Элективный курс
«Подготовка к ЕГЭ по биологии»
Составитель: Аджиева А.А. учитель высшей категории
п. Ики-Бурул 2010 Пояснительная записка
В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года и в рамках реализации Приоритетного Национального Проекта «Образование» в образовательных учреждениях РФ начали широко применяться информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Широкому внедрению ИКТ в процесс образования способствует оснащение школ современной компьютерной техникой, интерактивными досками, электронными учебными пособиями, цифровыми микроскопами и т д. В настоящее время разработано множество мультимедийных учебных пособий по биологии, которые можно использовать на уроках, при выполнении домашних работ, при подготовке к олимпиадам, при научно-исследовательских работах учащихся, при подготовке к ЕГЭ. Применение информационных технологий при подготовке к ЕГЭ имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала выпускниками, система обратной связи позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний. Структуры электронных учебных пособий позволяют быстро осуществлять переходы в пределах курса, ориентироваться в содержании пособия. Несомненным достоинством применения мультимедиа технологии при подготовке к ЕГЭ является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование готовых электронных продуктов при подготовке к ЕГЭ по биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные и часто встречаемые в тестах характеристики изучаемых объектов и явлений природы. Но, к сожалению, среди имеющихся на сегодняшний день учебных электронных пособий трудно найти такой, который бы позволял в полной мере осуществлять успешную подготовку выпускников к ЕГЭ. Среди большого количества электронных учебных пособий выпускникам самостоятельно трудно выбрать такие, которые бы помогли им за короткий период с максимальной эффективностью повторить теоретический материал по всем разделам школьного курса биологии, закрепить знания и провести самоконтроль и объективную самооценку знаний с помощью тестов и заданий, аналогичных содержанию ЕГЭ. Теоретический материал многих мультимедийных пособий включает много лишней информации, и выпускнику трудно выделить нужные для сдачи ЕГЭ материалы. Содержание и формы тестов в них не всегда соответствуют содержанию заданий в контрольно-измерительных материалах (КИМ) ЕГЭ. Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий» Элективный курс предназначен для учащихся профильного обучения в 10-11 классах. Срок реализации: 1) 1 год в 11 классе (2 часа в неделю, 68 часов) или 2) 2 года в 10-11 классе (в 10 – 34 часа и в 11 –34 часа). Программа данного элективного курса имеет ряд особенностей. Она предусматривает:
использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний;
использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;
применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ по биологии 2004-2008 г.г. и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ЕГЭ.
дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ЕГЭ с учетом уровня их обучаемости, за счет повторения разделов биологии на базовом, повышенном и углубленном уровне. Кроме того, прилагаемые к программе задания систематизированы по разделам, темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения как отдельных тем, так и всего курса в целом. Достаточно большое количество заданий части В и С с приведенными ответами способствует углублению знаний и расширению кругозора в области биологии. Данная программа может быть применена и при подготовке к ЕГЭ на предпрофильном уровне обучения, и при подготовке к олимпиадам, что делает ее универсальной.
Цели курса:
- повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ;
- воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; Задачи курса:
- повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить ианализировать информацию о живых объектах;
- формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с цифровыми образовательными ресурсами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;
- развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
- воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственного отношения к своему здоровью.
Содержание элективного курса и его объем определены на основе кодификатора элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2008 г., стандарта основного общего образования по биологии и анализа содержания контрольно-измерительных материалов по ЕГЭ по биологии за предыдущие годы. Ведущие методы:
- словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);
- наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, 3D моделей, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате)
- частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
- практический (выполнение генетических задач, доказательство на основе опыта и др.).
Формы обучения:
- коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
- групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);
- индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др). Изучение каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов. В конце раздела сначала индивидуально выполняются тесты, аналогичные части А. Задания части В и С по изученной теме выполняются в парах или в группах, затем, идет коллективное обсуждение. По результатам выполнения различных вариантов КИМов проводятся индивидуальные консультации.
Основные средства обучения:
- электронные учебные пособия;
- теоретические материалы в электронном и печатном формате;
- презентации уроков;
- видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;
- различные варианты контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии;
- типовые тестовые задания ЕГЭ по всем разделам и темам (задания части А, В и С);
- другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков,
семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.). Формы контроля:
- текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);
- тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);
- итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов) Оценка работ проводится по по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества и уровня сложности выполненных работ.и заносится в таблицу.
Ожидаемые результаты. Обеспечение устойчивой позитивной динамики повышения качества биологического образования в результатах ЕГЭ по биологии. Программа элективного курса включает в себя содержание, планирование занятий по разделам и темам (в часах), формы контроля и критерии оценки работ по разделам, учебно-методическое обеспечение, перечень цифровых образовательных и Интернет ресурсов, требования к знаниям и умениям учащихся, список литературы. В качестве приложений даются теоретические материалы по всем разделам и темам, типовые задания, систематизированные по основным разделам и темам биологии.
Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Биология в рамках ЕГЭ» 11 класс (продолжение 10 класса)
№
| Название темы / Основное содержание
| Кол-во часов
| Дата
| Результативность
| Литература
| 1
| Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение жизни.
| 1 ч
|
|
| Л.В. Высоцкая стр 4
Тематические тесты Кириленко стр 4, 35, 272
|
| Предмет и методы биологии, свойства живой материи. Уровни организации живой материи. Науки, входящие в состав биологии
| 1 ч
|
| конспект тесты
| 2
| Химический состав живых организмов
| 3 ч
|
|
| Н.В. Чебышев 1, стр 6-14
Л.В. Высоцкая стр 8
Тематические тесты Кириленко стр 8, 18, 128, 275
Кириленко А.А. Молекулярная биология
|
| Элементный и молекулярный состав. Вода, минеральные соли. Углеводы, липиды строение и функции.
| 1 ч
|
| конспект тесты
|
| Белки, нуклеиновые кислоты, их строение и функции
| 1 ч
|
| конспект тесты
|
| Решение типовых заданий ЕГЭ (часть С)
| 1 ч
|
| конспект тесты
| 3
| Строение клетки
| 2 ч
|
|
| Н.В. Чебышев 1, стр 21
Л.В. Высоцкая стр 44
Тематические тесты Кириленко стр 8, 23, 128, 180, 203, 226
Кириленко А.А. Молекулярная биология
|
| Неклеточные - вирусы. Основные различия клеток прокариот и эукариот. Строение клетки: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро
| 1 ч
|
| конспект тесты
|
| Строение клетки: одномембранные, двумембранные и немембранные органоиды клетки.
Сравнение растительной, животной, бактериальной клетки, грибных гифов.
Сравнение царств.
| 1 ч
|
| конспект тесты
| 4
| Обмен веществ и превращение энергии.
| 4 ч
|
|
| Н.В. Чебышев 1, стр 38-68
Л.В. Высоцкая стр 64
Тематические тесты Кириленко стр 18, 49, 128, 132, 258, 269
Кириленко А.А. Молекулярная биология
|
| Типы питания живых организмов: автотрофы и гетеротрофы. Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В)
| 1 ч
|
| конспект тесты
|
| Метаболизм: диссимиляция (энергетический обмен). АТФ и её роль в метаболизме. Анаэробные и аэробные организмы
| 1ч
|
| конспект тесты
|
| Метаболизм: ассимиляция (пластический обмен). Биосинтез белка. Фотосинтез, хемосинтез. Значение хемосинтетических организмов
| 1ч
|
| конспект тесты
|
| Решение типовых заданий ЕГЭ (часть С)
| 1 ч
|
| конспект тесты
| 5
| Размножение и индивидуальное развитие организмов.
| 4 ч
|
|
| Н.В. Чебышев 1, стр 98-127
Л.В. Высоцкая стр 110
Тематические тесты Кириленко стр 28, 49, 76, 136, 180, 203, 226, 256
Кириленко А.А. Сборник задач по генетике
|
| Воспроизведение клеток: прямое деление, митоз
| 1ч
|
| конспект тесты
|
| Воспроизведение клеток: мейоз.
Решение типовых заданий ЕГЭ (Часть С)
| 1ч
|
| конспект тесты, к/р
|
| Размножение организмов. Гаметогенез, двойное оплодотворение.
Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В)
| 1ч
|
| конспект тесты
|
| Индивидуальное развитие организмов. Прямое и непрямое развитие. Зародышевые листы
Решение типовых заданий ЕГЭ (Часть С)
| 1ч
|
| конспект тесты, к/р
| 6
| Генетика.
| 4ч+2ч
|
|
| Н.В. Чебышев 1, стр 72-97
Л.В. Высоцкая стр 144
Тематические тесты Кириленко стр 33, 37, 41, 141, 171, 287
Кириленко А.А. Сборник задач по генетике
|
| Методы генетики. Наследственность и изменчивость
| 1ч
|
| конспект тесты
|
| Первый, второй и третий закон Менделя. Кодоминирование, неполное доминирование. Хромосомная теория Моргана, кроссинговер.
| 1ч
|
| конспект тесты
|
| Генетика пола, сцепленное с полом наследование. Понятие о неаллельном взаимодействии генов.
| 1ч
|
| конспект тесты
|
| Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А)
| 1ч
|
| тесты
|
| Решение задач на дигибридное скрещивание (часть С)
| 1ч
|
| тесты
|
| Решение задач на генетику пола (часть С)
| 1ч
|
| тесты, к/р
| 7
| Селекция, биотехнология
| 3 ч
|
|
| Н.В. Чебышев 2, стр 394
Л.В. Высоцкая стр 362
Тематические тесты Кириленко стр 37, 146, 166, 238, 250, 258, 272
|
| методы селекции и биотехнологии. Заслуги Мичурина, Крапеченко.
| 1ч
|
| конспект тесты
|
| Селекция, центры происхождения культурных растений Н.И. Вавилова
| 1ч
|
| конспект тесты, таблица
|
| Решение типовых заданий ЕГЭ (часть В)
| 1ч
|
| Тесты, к/р
| 8
| Эволюция.
| 6ч
|
|
| Н.В. Чебышев 2, стр 292
Л.В. Высоцкая стр 234
Тематические тесты Кириленко стр 45, 54, 94, 109, 166, 187, 203, 238, 250, 272
|
| Креационизм, Трансформизм.
Заслуги К. Линнея, Ж-Б. Л. Ламарка, Ч.Дарвина. Учение Ч. Дарвина
| 1 ч
|
| конспект тесты
|
| Доказательства эволюции. Примеры гомологичных и аналогичных органов. Критерии вида. Структура популяции.
| 1 ч
|
| конспект тесты, с/р
|
| Возникновение жизни на Земле (теории витализма, биогенеза, панспермии, Опарина). Происхождение эукариот, многоклеточности, растений и животных
Происхождение и эволюция человека. Расы.
| 1 ч
|
| конспект тесты, таблица
|
| Факторы эволюции. Видообразование. Направления и пути эволюции.
Возникновение ароморфозов (фотосинтез, эукаритическая клетка, половое размножение, многоклеточность).
| 1ч.
|
| конспект тесты
|
| Решение типовых заданий ЕГЭ (часть В)
| 2 ч
|
| тесты
|
| Решение типовых заданий ЕГЭ (часть С)
| 2ч
|
| Тесты, к/р
| 9
| Экология и учение о биосфере
| 2 ч
|
|
| Н.В. Чебышев 2, стр 379
Л.В. Высоцкая стр 387
Тематические тесты Кириленко стр 4, 114, 123, 166, 171, 195, 238, 250, 272
|
| Экологические факторы. Формы биотических связей. Экологические пирамиды. Биотоп, биоценоз, биогеоценоз. Учение Вернадского.
| 1 ч
|
| конспект
|
| Решение типовых заданий ЕГЭ
| 1 ч
|
| Тесты, к/р
| 10
| Тестирование учащихся по пройденным темам курса
| 3ч
|
|
|
Кириленко, Подготовка к ЕГЭ
Шаталова, Биология ЕГЭ, ФИПИ
|
| Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам (часть А, В, С)
| 3 ч
|
| Тесты, итоговая к/р
|
| ИТОГО
| 34ч
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Биология в рамках ЕГЭ» 10 класс
№
| Название темы
| Кол-во часов
| Дата
| Результативность
| Литература
| 12
| Многообразие живых организмов
| 2 ч
|
|
| Н.В. Чебышев 2, стр 4,
В.В. Пасечник 6 кл
Тематические тесты Кириленко стр 23, 45, 150, 187, 203, 258, 261
|
| Вирусы. Бактерии.
Строение, размножение, спорообразование, представители, значение
| 1 ч
|
| конспект тесты
|
| Грибы. Строение, размножение, паразитические, сапротрофные, симбиотические формы, пластинчатые и трубчатые грибы. Заслуги А. Флеминга.
Лишайники. Строение, размножение, значение.
Решение типовых заданий ЕГЭ
| 1 ч
|
| конспект тесты
| 13
| Царство растения
| 4 ч
|
|
| Н.В. Чебышев 2, стр 6
Тематические тесты Кириленко стр 49, 54, 150, 166, 187, 203, 238, 258, 261
|
| Подцарство низшие растения, водоросли. Зеленые водоросли, строение, размножение. Красные и бурые водоросли. Значение.
| 1 ч
|
| конспект тесты, с/р, проект
|
| Ткани и органы высших растений: вегетативные органы и генеративные органы высших растений.
Подцарство высшие растения: споровые, семенные растения. Ароморфозы высших растений. Представители, схемы жизненных циклов и смены поколений. Спорообразование. Значение.
| 1 ч
|
| конспект тесты
|
| Отделы: голосеменные и покрытосеменные растения. Ароморфозы семенных растений.
Семейства класса Однодольные. Семейства класса Двудольные.
Семя, соцветие, плод. Типы опыления. Апомиксис. Гомология и аналогия растительных органов. Экологические группы растений. Систематическая таксономия. Типы удобрений и различные агроприемы.
| 1 ч
|
| конспект тесты, таблицы, проект, с/р
|
| Решение типовых заданий ЕГЭ
| 1 ч
|
| Тесты, к/р
|
14
|
Царство животные
|
11 ч
|
|
| Н.В. Чебышев 1, стр 134
Латюшин В.В. 7 кл
Тематические тесты Кириленко стр 23, 60, 64, 150, 187, 195, 203, 258, 261
|
| Подцарство Простейшие. Строение, размножение, представители, значение. Пути заражения паразитическими одноклеточными. Цикл развития малярийного плазмодия, конъюгация инфузорий.
Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные. Ароморфозы. Строение, размножение, представители (кораллы, гидроиды, медузы). Значение.
Гребневики – как переход к билатеральной симметрии.
| 1 ч
|
| Конспект, тесты
|
| Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Ароморфозы. Строение, жизненные циклы, пути заражения паразитическими формами, профилактика. Значение.
| 1 ч
|
| конспект тесты, с/р
|
| Тип Кольчатые черви. Тип Моллюски. Ароморфозы. Строение, размножение, значение. Особенности пиявок, как эктопаразитов. Среда обитания представителей типа моллюски
| 1 ч
|
| конспект тесты, с/р
|
| Тип Членистоногие Класс Ракообразные, Класс Паукообразные Класс Насекомые. Ароморфозы. Сравнительная таблица строения представителей типа. Цикл развития на примере майского жука. Отряды с полным и неполным превращением. Значение, представители типа.
| 2 ч
|
| Конспект, таблица, проект, с/р
|
| Тип Хордовые. Ароморфозы типа. Сравнительная таблица строения представителей типа с выделением ароморфозом каждого класса. Систематическая таксономия
| 1 ч
|
| конспект тесты
|
| класс Ланцетники. Класс Рыбы. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Представители, особенности физиологии. Выделение идиоадаптаций отрядов.
| 1 ч
|
| конспект тесты, с/р
|
| Класс Птицы. Класс Млекопитающие. Представители, особенности физиологии. Выделение идиоадаптаций отрядов. Отряды парнокопытные, непарнокопытные, насекомрядные, грызуны
| 1 ч
|
| конспект тесты
|
| Сравнительная анатомия систем органов позвоночных.
| 1 ч
|
| конспект тесты, таблица
|
| Сравнение растительной, животной, бактериальной клетки, грибных гифов.
Сравнение царств (повторение)
Решение типовых заданий ЕГЭ
| 2 ч
|
| Тесты, с/р
| 15
| Человек и его здоровье.
| 13 ч
|
|
| Н.В. Чебышев 2, стр 95
Д.В. Колесов, 8 кл
Тематические тесты Кириленко стр 70-89, 156, 161, 187, 214, 258, 261, 269
Кириленко А.А. «Человек и его здоровье
|
| Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности. Железы внутренней и внешней секреции.
Связь эндокринной системы с нервной и иммунной системами.
| 1 ч
|
| конспект тесты
|
| Опорно-двигательная система. Костная ткань, классификация костей, типы соединения костей, изменения скелета в связи с прямохождением, особенности черепа человека и человекообразных приматов.
Сравнение типов мышечной ткани. Физиология, классификация: синергисты, антогонисты; сгибатели, разгибатели; супинаторы, пронаторы. Утомление, статическая и динамическая работа.
| 2ч
|
| конспект тесты
|
| Пищеварительная система и обмен веществ. Расщепление веществ в ротовой полости, желудке, тонком и толстом кишечнике. Симбиотическое пищеварение. Печень. Гигиена питания. Витамины.
| 1 ч
|
| конспект тесты, с/р
|
| Дыхательная система. Функции и строение дыхательных путей. Надгортанник, голосовые связки, механизм вдоха и выдоха, состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, спирометрия. Гуморальная регуляция.
Выделительная система. Строение, структура нефрона. Сравнительный состав первичной и вторичной мочи, канальцевая секреция. Гуморальная регуляция.
| 1 ч
|
| конспект тесты, с/р
|
| Внутренняя среда организма: кровь, лимфа и тканевая жидкость. Взаимосвязь. Состав крови, группы крови, резус фактор, механизм свертывания крови. Иммунитет, работы Мечникова, Пастера, Дженнера, Эрлиха. Строение сердца, клапаны, автоматия, систола и диастола. Круги кровообращения, сосуды, артериальная и венозная кровь, первая помощь при кровотечениях.
Строение и функции лимфатической системы.
| 2ч
|
| конспект тесты
|
| Нервная система. Нервная ткань (повторение), физиология нервной системы, рефлекторная дуга. ЦНС и периферическая НС, соматическая и вегетативная НС (блуждающий нерв)
Высшая нервная деятельность человека. Работы Павлова и Сеченова. Торможение условных рефлексов. Типы темперамента, память, мышление, сознание, внимание. Сигнальные системы. Фазы сна.
| 2 ч
|
| конспект тесты
|
| Органы чувств. Анализаторы. Учение Павлова, типы рецепторов, свойства рецепторов, дуга анализатора.
Строение и функции анализаторов. Свойства глаза, путь прохождения лучей. Передача звуковой волны, значение круглого окна. Вестибулярный аппарат, обонятельный и вкусовой анализаторы.
| 1 ч
|
| конспект тесты, проект
|
| Кожа и её производные.
Размножение и развитие человека. Строение, половые гормоны.
| 1 ч
|
| конспект тесты, с/р
|
| Решение типовых заданий ЕГЭ (часть С)
| 2 ч
|
| Тесты, к/р
| 16
| Решение тестовых заданий ЕГЭ
| 4 ч
|
|
| Тематические тесты Кириленко
|
| Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В)
| 2 ч
|
| тесты
|
|
| Решение типовых заданий ЕГЭ (часть С)
| 2ч
|
| Тесты, итоговая к/р
|
|
| Итого за 10 класс
| 34 ч
|
|
|
| |