Скачать 142.7 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сатинская средняя общеобразовательная школа Рассмотрена на заседании Утверждена приказом Педагогического совета N 424 от 31.08.2012 Протокол N10 от 31.08.2012 Директор школы: Т.Н.Демина/ Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающегося индивидуально на дому по специальной (коррекционной) программе ОУ 8 вида 1 класс Учитель Поликарпова Г.В 2012 – 2013 учебный год Пояснительная записка Изобразительное искусство как один из учебных предметов школы имеет важное значение в воспитании обучающегося. Коррекционная направленность уроков изобразительного искусства обеспечивает богатые возможности для исправления недостатков развития умственно отсталых детей. Цели и задачи: - всестороннее развитие, обучение и воспитание детей — сенсорное, умственное, эстетическое, трудовое, нравственное, физическое. -способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; -дать обучающимся знания элементарных основ реалистического рисунка; и формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования и умения |применять их в процессе учебной, трудовой и общественно полезной деятельности; декоративно-прикладного искусства; воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним; -развивать у обучающихся «художественный вкус, интерес и любовь к изобразительному искусству, трудолюбие, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе. Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве. Прежде чем приступить к решению этих задач обучающегося 1 класса, необходимо к ним подготовить. Подготовительные занятия. Цель подготовительных занятий — выработать у детей умение слушать учителя и выполнять определенные задания, научить их правильно держать карандаш (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем) и тетрадь (параллельно краю парты, а не наклонно, как при письме), пользоваться резинкой стирать карандашную линию в одном направлении, чтобы не измять бумагу), называть и дифференцировать цвета, проводить от руки толстые и тонкие линии, рисовать разнообразные геометрические фигуры и несложные рисунки, раскрашивать их, не выходя за пределы контура. В подготовительный период провожу работу, направленную на развитие у обучающихся внимания, восприятия, представлений, на выработку умения выделять такие свойства предметов, как форма, величина, цвет, количество деталей и их положение по отношению друг к другу. Такие занятия обычно провожу в игровой форме. Для этого использую строительные конструкторы, геометрические фигуры и тела разной величины, полоски цветного картона различной длины и ширины, таблицы с образцами рисунков, геометрические мозаики, а также наборы мелких предметов. Значительное место на подготовительных занятиях отвожу зрительным диктантам, работе с мозаикой и трафаретами (шаблонами). Форма трафаретов (шаблонов) не сводиться только к традиционным геометрическим формам: кругу, квадрату, прямоугольнику, треугольнику. С успехом применю вырезанные из плотного картона формы овощей и фруктов: моркови, репы, огурца, груши, яблока, лимона, а также простейшие формы грибов, ягод, цветов и т. д , при этом цветной карандаш выходит за пределы контура, а на самом рисунке остается много белых пятен. В подготовительный период первоклассник рисует по клеткам несложные узоры с образцов по опорным точкам. После определенной подготовки, когда обучающийся I класса приобретёт некоторые знания и умения, переходим к изображению более сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых детям и подобранных по сходству с основными геометрическими формами. Рабочая программа составлена на основе примерной программы под ред. В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, сборник 1», ГИЦ «В ладос», Москва, 2000г Программа рассчитана на 7,25 часов ( 0,25 часа в неделю), по календарно – тематическому планированию на 2012– 2013учебный год – 7,25 часов. Формы организации образовательного процесса: дифференцированные, коллективные, групповые. Технология обучения: вводный урок, урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно – обобщающий урок, урок: закрепления знаний, умений, навыков. Виды и формы контроля: текущий контроль: фронтальный опрос, анализ работ; дифференцированный контроль; практическая работа. Основные требования к знаниям и умениям обучающегося: Обучающийся должны уметь: организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш; выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги; обводить карандашом шаблоны (трафареты) несложной формы, соединять точки, поставленные учителем на листе бумаги, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии; ориентироваться на плоскости листа бумаги: находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось); различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый, черный, белый; узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; шар, куб; различать круг и овал; передавать в рисунках основную форму предметов: устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами (кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником, шаром, кубом) с помощью учителя; узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных; детям из ближайшего окружения; сравнивать их между собой по форме, цвету, величине под руководством учителя. Содержание рабочей программы. Подготовительные занятия.(3,75ч.) Вводное занятие. Рисование по представлению знакомых детям предметов Упражнения на различение предметов по цвету и форме. Рисование предметов разной формы и окраски. Упражнения на различение предметов по форме и размеру. Рисование предметов разной форма и величины. Игровые графические упражнения в проведении прямых линий в различных направлениях. Рисование предметов прямоугольной, треугольной и квадратной формы. Графические упражнения: научиться проводить дугообразные и замкнутые круговые линии. Рисование предметов круглой и овальной формы. Копирование изображений по образцу с использованием опорных точек. Упражнение в проведении прямых горизонтальных линий. Рисование несложных узоров в полосе. Рисование в полосе узора из чередующихся по форме и цвету элементов. Рисование круга по шаблону. Деление круга на равные части. Рисование предметов, состоящих из нескольких элементов. Рисование в полосе узора из веточек ели и снежинок. Рисование по памяти ( после показа) предметов разной формы (елочные игрушки) Рисование по представлению знакомых предметов (ветки елки с игрушками) ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ (1,25ч) Основные требования к знаниям и умениям обучающихся: Обучающиеся должны уметь: свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; аккуратно закрашивать элементы орнамента с соблюдением контура рисунка; пользоваться трафаретами-мерочками; различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый. Примерные темы: - рисование в полосе узора из геометрических форм, - рисование узора для открытки к Дню 8 марта, - деление круга на равные части, - составление узора в полосе из треугольников, - составление узора в полосе для закладки. РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ (1,75ч) Основные требования к знаниям и умениям обучающихся: Обучающиеся должны уметь: различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры. Примерные темы: - рисование зимних вещей ( шарф, вязаная шапочка), - рисование светофора, - рисование связки воздушных шаров, - рисование кораблика, - рисование башенки из элементов строительного материала, - рисование праздничных флажков, - рисование носового платка. РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ (0,5) Основные требования к знаниям и умениям обучающихся: Обучающиеся должны уметь: объединять предметы по признаку формы; передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом. Примерные темы: - « Новогодняя елка», « Колобок», Основные требования к знаниям и умениям обучающихся: Обучающийся должен уметь: узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения, развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине. Учебно - тематическое планирование
Виды и формы контроля: текущий контроль: анализ работ, практическая работа. Программно – методическое обеспечение. Дополнительное учебно-дидактическое сопровождение предмета 1.И.А.Грошенков Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. М. Просвещение 1993г. 2.Народное искусство урока декоративного рисования Т.Я. Шпикалов М.Просвещение 1979г. 3.Т.Я.Шпикалова Изобразительное искусство в 1 (2,3) классах Наглядность 1.Репродукции по программному материалу. 2.Таблицы поэтапного выполнения композиции (рис.). 2.Образцы геометрических фигур (карточки). 3.Образцы орнаментов и узоров. 4.Наглядные пособия (предметы быта , игрушка). 5.Диофильмы о художниках Дидактические комплексы(дидактические папки) 1.Тематическое планирование 1-4кл. 2.План-конспект уроков. 3.Таблицы. 4.Сигнальные карточки. 5.Индивидуальные трафареты (геометр. фигур; предметов быта) Календарно – тематическое планирование.
|