БИОЛОГИЯ 10 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы полного общего образования ( 10-11 класс) и авторского коллектива под руководством проф. Д.К.Беляева и рассчитана на 2 года обучения. На изучение биологии отводится 210 часов, в том числе в 10 классе 36 часов, в 11 классе - 35 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 10 -11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю. Освоение знаний по общей биологии включает знания об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии) ; строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке.
Тема 1 Введение (3 часа)
Биология – наука о жизни. Комплекс биологических наук. Методы исследования в биологии. Сущность и свойства живого. Уровни организации живой материи
Тема 2. Клетка – единица живого. Химический состав клетки (7 часов) Химический состав клетки. Неорганические соединения. Биополимеры. Углеводы. Липиды. Биополимеры. Белки, их строение и функции Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. Функции нуклеиновых кислот. АТФ – универсальный биологический аккумулятор энергии. Регуляторные и сигнальные вещества. Витамины. Контрольно – обобщающий урок по пройденной теме
Тест №1 по теме «Клетка – единица живого. Химический состав клетки»
Тема 3.Структура и функции клетки (7 часов)
Первые наблюдения над клеткой. Клеточная теория её значение Цитоплазма. Мембрана, её функции. Двумембранные органоиды клетки Одномембранные органоиды клетки. Органоиды движения. Клеточные включения. Ядро. Прокариоты и эукариоты.
Обобщающий урок по теме. Тест №2 по теме «Структура и функции клетки»
Л.Р. №1По теме «Изучение и строения растительной, животной, грибной и бактериальной клетки под микроскопом»
Тест №2 по теме «Структура и функции клетки»
Тема 4.Обеспечение клеток энергией (4часа)
Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических кислот веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.
Семинар по теме «Обмен веществ и энергии в клетке – метаболизм.
Тема 5. Наследственная информация и её реализация в клетке (7 часов).
Генетическая информация. Удвоение ДНК. Образование и-РНК по матрице ДНК. Биосинтез белков. Регуляция транскрипции и трансляции. .Вирусы. Генная и клеточная инженерия. Обобщающее занятие по теме «Наследственная информация»
Тест №3 по теме «Наследственная информация»
Тема 6. Размножение и развитие организмов (4часа)
Размножение организмов. Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение Мейоз. Образование половых клеток
Тема 7.Индивидуальное развитие организмов. (4 часа)
Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Организм как единое целое. Обобщающее занятие по теме «Размножение и развитие организмов»
Тест № 4 Анализ итогов обобщающего занятия. Разбор типичных ошибок. Итоговое занятие по курсу 10 класса
Тест № 4 теме «Размножение и развитие организмов»
Планирование составлено на основе Программы авторского коллектива под руководством академика Д.К.Беляева и соответствует
федеральному компоненту государственного общеобразовательного стандарта .
Учебник: Автор Д.К.Беляев, П.М.Бородин, Н.Н.Воронцов и др. под ред. Д.К.Беляева, Г.М. Дымшица
_ Название: Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/Издательство:
5-е изд.М.:Просвещение, АС «Московские учебники», Год издания: М. 2011
№ урока
| Дата
| Элемент содержания
| Код КПУ
| Код КЭС
| Домашнее задание
|
Введение (3 часа)
| Знать: биологию как науку; методы биологии, её роль становлении системы знаний о живой природе; уровни организации живой материи, их взаимосвязь, роль
Уметь: определять уровни организации живой материи, их взаимосвязь, роль
| 1
| 02-06.09
| 1. Биология – наука о жизни. Комплекс биологических наук
| 1.1-1.3
| 1,2
| Конспект
| 2
| 09-13.09
| 2. Методы исследования в биологии
| 1.1-1.3
| 1,2
| Конспект
| 3
| 16-20.09
| 3.Сущность и свойства живого. Уровни организации живой материи
| 1.1-1.3
| 1,2
| Введение
|
Раздел I. Клетка – единица живого (22 часа)
| Тема 1.Химический состав клетки (6 часов)
| Знать: химический состав клетки и роль неорганических веществ; функции биополимеров. функцию белков, взаимосвязь строения и функций;;
роль витаминов
Уметь: сравнивать и делать выводы; устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул, органоидов, органов и систем органов.
| 4
| 23-27.09
| 1.Химический состав клетки. Неорганические соединения
| 2.3-2.6
| 1-4
| §1
| 5
| 30.09-04.10
| 2.Биополимеры. Углеводы. Липиды
| 2.3-2.6
| 1-4
| §2
| 6
| 07-11.10
| 3.Биополимеры. Белки, их строение и функции
| 2.3-2.6
| 1-4
| §§3,4
| 7
| 14-18.10
| 4. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. Функции нуклеиновых кислот
| 2.3-2.6
| 1-4
| §5
| 8
| 21-25.10
| 5.АТФ – универсальный биологический аккумулятор энергии
Регуляторные и сигнальные вещества. Витамины.
| 23-2.6
| 1-4
| §6
| 9
| 28.10-01.11
| 6.Контрольно – обобщающий урок по пройденной теме
Тест №1 «Клетка – единица живого. Химический состав клетки»
| 2.3-2.7
3.1-3.8
| 6,7,9
|
|
Тема 2. Структура и функции клетки (6часов)
| Знать: особенности строения растительных и животных клеток, роль органоидов клети в процессе жизнедеятельности; клеточную теорию строения живых организмов; роль ядра в жизни клеток
Знать
Уметь: распознавать и описывать клетки растений и животных; выявлять отличительные признаки (уметь сравнивать); устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул, органоидов, органов и систем органов; делать выводы, сравнивая клетки представителей разных царств.
| 10
| 11-15.11
| 1.Первые наблюдения над клеткой. Клеточная теория её значение
| 2.1-2.2
| 3,4
| §7
| 11
| 18-22.11
| 2.Цитоплазма. Структура и функции
Цитоплазма.
| 2.1-2.6
| 1,2
| §8
| 12
| 25-29.11
| 3.Цитоплазма. Мембрана, её функции. Одномембранные органоиды клетки. Органоиды движения. Клеточные включения. Двумембранные органоиды клетки.
| 2.1-2.6
| 1.2
| §9
| 13
| 02-06.12
| 4.Ядро. Прокариоты и эукариоты.
| 2.1-2.6
| 1,2
| §10
| 14
| 09-13.12
| 5.Л.Р. №1 По теме «Изучение и строения растительной, животной, грибной и бактериальной клетки под микроскопом»
| 2.1-2.6
| 1,2
|
| 15
| 16-20.12
| 6.Обобщающийурок по теме.
Тест №2 по теме «Структура и функции клетки»
| 3 .2
3.-3.81-2.6
| 1,2,6.7,9
|
| Тема 3.Обеспечение клеток энергией (4 часа)
| Знать: обмен веществ и превращение энергии в клетке и организме. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез; биологическое окисление в присутствии и отсутствии кислорода
Уметь: устанавливать взаимосвязи процессов обмена веществ, световых и темновых стадий фотосинтеза;
| 16
| 23-27.12
| 1.Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей
| 2.5-2.6
| 3,5,6
| §11
| 17
| 13-17.01
| 2.Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических кислот веществ без участия кислорода
| 2.5-2.6
| 3,5,6
| §12
| 18
| 13-17.01
| 3.Биологическое окисление при участии кислорода
| 2.5-2.6
| 3,5,6
| §13
| 19
| 27-31.01
| 4.Семинар по теме «Обмен веществ и энергии в клетке – метаболизм»
| 25-2.6
| 3,5,6
|
| Тема 4.Наследственная информация и её реализация в клетке (6 часов)
| Знать: строение вирусов и их отличительные черты, их функционирование и роль.
Уметь:
| 20
| 03-07.02
| 1. Генетическая информация. Удвоение ДНК
| 2.2
3.5
| 3,4,5
| §14
| 21
| 10-14.02
| 2.Образование и-РНК по матрице ДНК
| 3.5-3.6
| 3,4,5
| §15
| 22
| 17-21.02
| 3.Биосинтез белков
Пр.р.№ 1 «Нуклеиновые кислоты.Синтез белка»
| 3.5
| 3,4,5
| §16
| 23
| 17-21.02
| 4.Регуляция транскрипции и трансляции
| 3.5-3.6
| 3,4,5
| §17
| 24
| 17-21.02
| 5..Вирусы. Генная и клеточная инженерия
| 2.3.1
3.1
| 3,4,5
| §§18,19
| 25
| 11-14.03
| 7.Обобщающее занятие по теме «Наследственная информация»
Тест №3
| 2.3.1.
| 3,4,5
|
| Раздел II. Размножение и развитие организмов ( 9 часов)
| Тема 5. Размножение организмов (4 часа)
| Знать: способы деления клеток и их отличительные черты; роль деления клеток; особенности бесполого и полового размножения.; особенности гаметогенеза; образование половых клеток; оплодотворение у растений.
Уметь: сравнивать способы деления клеток и их отличительные черты, показывать их особенности; сравнивать бесполый и половой способы размножения
| 26
| 17-21.03
| 1.Размножене организмов. Деление клетки. Митоз.
| 2.1.8
2.7
| 3.4,5
| §20
| 27
| 31.03-04.04
| 2. Бесполое и половое размножение
| 3.2-3.3
| 3,4,5
| §21
| 28
| 07-11.04
| 3. Мейоз.
| 2.1.8.
2.7
| 3.4,5
| §22
| 29
| 14-18.04
| 4. Образование половых клеток
| 2.1.8.
2.7
| 3.4,5
| § 23
| Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (5 часов)
| Знать: оплодотворение у животных; внешнее и внутреннее оплодотворение ; индивидуальное развитие организма (онтогенез). Отрицательное влияние мутагенов на организмы.
Уметь :распознавать стадии зародышевого развития и последовательность формирования органов
| 30
| 21-25.04
| 1. Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов
| 3.2-3.3
| 2.7
| §24
| 31
|
28-30.04
| 2.Организм как единое целое
| 3.4-3.7
2.7-3.2
| 38,5,6,7,
| §25
| 32
| 05-08.05
| 3. Обобщающее занятие по теме «Размножение и развитие организмов»
Тест № 4
| 2.1-3.8
| 38,5,6,7,
|
| 33
| 19-23.05
| 4.Анализ итогов обобщающего занятия. Разбор типичных ошибок.
|
|
|
| 34
| 19-23.05
| 5. Итоговое занятие по курсу 10 класса
|
|
|
|
БИОЛОГИЯ 11 класс
Программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы полного общего образования ( 10-11 класс) и авторского коллектива под руководством проф. Д.К.Беляева и рассчитана на 2 года обучения. На изучение биологии отводится 210 часов, в том числе в 10 классе 36 часов, в 11 классе - 35 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 10 -11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю. Освоение знаний по общей биологии включает знания об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке.
Программа 11 класса содержит следующие темы курса
Основы генетики и селекции. Основные закономерности явлений наследственности (6часов)
Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Решение задач. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Решение задач. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие генотипа среды при формировании признака.
Закономерности изменчивости (4 часа)
Модификационная, наследственная и комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. Обобщение по теме «Закономерности изменчивости». Л.Р. № 1 по теме «Изменчивость организмов»
Лабораторная работа №1 по теме «Изменчивость организмов»
Генетика и селекция (3 часа)
Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы современной селекции. Полиплодия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции. Успехи селекции. Контрольно-обобщающий урок о теме «Основы генетики и селекции» Тест №2
Тест №2 по теме «Основы генетики и селекции»
Эволюция. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции
(4 часа)
Возникновение и развитие эволюционных идей. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция.
Механизмы эволюционного процесса (6 часов)
Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Дрейф генов и изоляция – факторы эволюции. Приспособленность – результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюционный процесс»
Тест № 3 по теме «Эволюционный процесс»
Возникновение жизни на Земле (7часов)
Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Современные взгляды на возникновение жизни. .Развитие жизни на Земле в периоды от криптозоя до кайнозоя. Многообразие органического мира. Принципы систематики. Классификация организмов. Человек в системе органического мира. Основные этапы эволюции приматов. Факторы эволюции человека. Расы Контрольно-обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле».Тест №.
Тест № 4 по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»
Основы экологии. Экосистемы ( 5 час)
Экосистемы.. Свойства экосистем.. Смена экосистем. Биосфера. Итоговое контрольно-обобщающее занятие по курсу «Общая биология» Тест №5
Тест №5 Итоговое контрольно-обобщающее занятие по курсу «Общая биология»
№ урока
| Дата
| Элемент содержания
| Код КЭС
| Код КПУ
| Домашнее задание
| Раздел III. Основы генетики и селекции (13 часов)
|
| Тема 7.Основные закономерности явлений наследственности ( 6 часов)
| Знать:
Уметь:
| 1
| 02-06.09
| 1.Повторение: «Размножение и развитие организмов»
| 2.1.8
2.7
| 3.4,5
| §§20-23
| 2
| 09-13.09
| 2.Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя.
Пр.р №1«Решение задач по 1 и 2 законам Менделя »
| 2.1-7.6,
3.4-3.7
| 1,2,3,7,8
| §26
| 3
| 16-20.09
| 3.Генотип и фенотип. Аллельные гены
Пр. р.№2«Решение задач по определению генотипа и фенотипа особей»
| 3.4
3.5
| 1,2,3,7,8
| §27
| 4
| 23-27.09
| 4.Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
Пр.р №3 «Решение задач по 3 закону Менделя»
| 2.1-7.6,
3.4-3.7
| 1,2,3,7,8
| §28
| 5
| 30.09-04.10
| 5.Сцепленнное наследование генов. Генетика пола
Пр. р.№4 «Решение задач на сцепленное наследование генов»
| 2.2,3.4
3.5
| 1,2,3,7,8
| §§29,30
| 6
| 07-11.10
| 6.Взаимодействие генов. Внеядерная наследственность. Взаимодействие генотипа среды при формировании признака
Тест №1 «Законы наследственности»
| 3.4
3.5
| 1,2,3,7,8
| §§31,32
| Тема 8. Закономерности изменчивости (4 часа)
| Знать:
Уметь
| 7
| 14-18.10
| 1.Модификационная, наследственная и комбинативная изменчивость
| 3.6-3.7
| 3-5
| §33
| 8
| 21-25.10
| 2.Мутационная изменчивость
| 3.2-3.3
3.6-3.7
| 3-5
| §34
| 9
| 28.10-01.11
| 3.Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.
Тест № 2 «Виды изменчивости»
| 2.2,3.2-3.3
3.6-3.7
| 3-5
| §§35, 36
| 10
| 11-15.11
| 4.Обобщение по теме «Закономерности изменчивости».
Л.Р. №1 по теме «Изменчивость организмов»
| 3.4-3.7
| 3-5
|
| Тема 9. Генетика и селекция (3 часа)
| Знать:
Уметь
| 11
| 18-22.11
| 1.Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы современной селекции
| 3.8-3.9
| 7,9
| §§37, 38
| 12
| 25-29.11
| 2.Полиплодия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции. Успехи селекции.
| 3.8-3.9
| 7,9
| §§ 39,40
| 13
| 02-06.12
| 3.Контрольно-обобщающий урок по теме «Основы генетики и селекции» Тест №3
| 3.8-3.9
| 7,9
| §§28, 28
| Раздел IV. Эволюция (16часов)
| Тема 10. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции (3 часа)
| Знать:
Уметь
| 14
| 09-13.12
| 1.Возникновение и развитие эволюционных идей, Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов
| 6.2-6.4
| 5,6,9
| §41, §42
| 15
| 16-20.12
| 2..Доказательства эволюции
| 6.2-6.4
| 5,6,9
| §43
| 16
| 16-20.12
| 3.Вид. Критерии вида. Популяция
Тест №4 «Критерии вида»
| 6.1-6.4
| 1,3,5
| §44
| Тема 11. Механизмы эволюционного процесса (6 часов)
| Знать:
Уметь
| 17
| 13-17.01
| 1.Роль изменчивости в эволюционном процессе
| 6.2-6.4
| 1,3,5
| §45
| 18
| 20-24.01
| 2.Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях
| 6.2-6.4
| 1,3,5
| §§46, 47
| 19
| 27-31.01
| 3.Дрейф генов и изоляция – факторы эволюции
| 6.2-6.4
| 1,3,5
| §§48, 49
| 20
| 03-07.02
| 4.Приспособленность – результат действия факторов эволюции
| 6.2-6.4
| 1,3,5
| §50
| 21
| 10-14.02
| 5.Видообразование. Основные направления эволюционного процесса
| 6.1-6.4
| 1,3,5
| §§51, 52
| 22
| 17-21.02
| 6.Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюционный процесс»
Тест № 5
| 6.2-6.4
| 1,3,5
| Основные этапы эволюции биологических систем
| Тема 12. Возникновение жизни на Земле ( 3 часа)
| Знать:
Уметь
| 23
| 24-28.02
| 1.Развитие представлений о возникновении жизни на Земле
| 1.1
| 1,3,5
| §53
| 24
| 03-07.03
| 2.Современные взгляды на возникновение жизни
| 1.1
| 1,3,5
| §54
| 25
| 11-14.03
| 3.Развитие жизни на Земле в периоды от криптозоя до кайнозоя
| 1.1
| 1,3,5
| §§55, 56, 57, 58, 59
| Тема 13. Происхождение человека ( 4 часа)
| Знать:
Уметь
| 26
| 17-21.03
| 1.Многообразие органического мира. Принципы систематики. Классификация организмов
| 3.1-3.3,
4.1-4.7
| 4,6,9
|
| 27
| 31.03-04.04
| 2.Человек в системе органического мира. Основные этапы эволюции приматов
|
| 3,5
| §§62, 63
| 28
| 07-11.04
| 3.Факторы эволюции человека. Расы.
|
| 3,5
| §§64, 65, 66
| 29
| 14-18.04
| 4.Контрольно-обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле» Тест №6
| 6.2-6.5
6.4-6.5
| 1.3,4,5
| § 66. Особенности развития жизни в кайнозое
| Раздел V. Основы экологии. ( 4 часа)
| Тема 15. Экосистемы (1час )
| Знать:
Уметь
|
30
| 2 21-25.04
| 1.Предмет экологии.. Экологические факторы среды. Экосистемы. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы
| 7.1-7.6
| 1,2,3,5,6,7,
8,9
| §§69,71, 72,73.74
| Тема 16.Биосфера. Охрана биосферы (3 часа)
| Знать:
Уметь
| 331
| 228.04-05.05-08.05
| 1.Состав и функции биосферы. Круговорот химических элементов, Биогеохимические процессы в биосфере. Влияние деятельности человека на биосферу.
| 7.1-7.6
| 1,2,3,5,6,7,
8,9
| §§75-79
| 32
| 2.Итоговое контрольно-обобщающее занятие по курсу «Общая биология»
Тест №7
| 7.1-7.6
| 1,2,3,5,6,7,
8,9
|
| 33
| 19-23.05
| 3.Итоговое занятие по курсу «Общая биология»
|
|
|
| |