гоу центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «логотон»
| Конспект индивидуального занятия по РРС и ФП
| «Где обитают животные? »
|
| Учитель-дефектолог: Селиванова Т.Н.
5 класс
| Зеленоград 2011
| Тема: первичное восприятие текста рассказа «Где обитают животные?»
Цель: развитие слухового восприятия на речевом материале урока природоведения по теме «Жизнь на Земле».
Задачи: - развивать слуховое восприятие речью на материале звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений, текста рассказа, текста загадок;
- развивать слуховое восприятие с использованием развивающих упражнений (восприятие речи в сочетании с развитием зрительного внимания);
- развивать слуховое восприятие неречевыми звуками;
- развивать слуховое восприятие с использованием звукоусиливающей аппаратуры и без неё;
- закреплять дифференцированное произношение звуков в речи [ж, ш, р, р’];
- способствовать развитию интереса и любви к природе, развивать наблюдательность.
Продолжительность индивидуального занятия: 40 минут
Оборудование: компьютер, презентация, ЗУА «Верботон G-20», индивидуальные слуховые аппараты, тексты рассказа и загадок.
Ход занятия
Организационный момент.
Здравствуй! Садись. Будем заниматься.
| Здравствуйте!
|
Работа с речевым материалом занятия в ИСА (S=3м)
Развитие слухового восприятия на материале звуков, слогов, слов, словосочетаний.
Послушай и повтори звуки:
О-Ё-У-А
А-Я-Э-И
И-Ы-Э-А
Послушай и повтори слоги:
ЖИ-ШИ-АЖИ-АШИ-АШ
РА-РЯ-АРА-АРЯ-АР-АРЬ
Послушай и повтори слова и словосочетания:
Животные, тропический лес, разнообразный животный мир, травянистая равнина, можно, живут, многолетняя мерзлота, тундра, природное сообщество, наземно-воздушная, приспособления, материк, путешествуя, жираф.
Развитие слухового восприятия с использованием развивающих упражнений.
2 слайд «Три среды обитания».
Послушай и повтори слова: наземно-воздушная среда, водная среда, почвенная среда. Скажи одним словом: что это?
3 слайд «Водная среда».
На экране картинки с изображениями животных и инструкцией «Назови животных».
Ответь на вопрос: В какой среде обитают эти организмы? (вопрос выводится на экран)
4 слайд «Наземно-воздушная среда».
На экране картинки с изображениями животных и инструкцией «Назови животных».
Ответь на вопрос: В какой среде обитают эти организмы? (вопрос выводится на экран)
5 слайд «Почвенная среда».
Послушай и повтори слова: дождевой червь, крот, слепыш.
Ответь на вопрос: В какой среде обитают эти организмы? (вопрос выводится на экран)
6 слайд «Закончи предложения».
На экран выводятся предложения.
7 слайд «Приспособления животных».
Посмотри на животных и ответь на вопрос: У кого какие приспособления?
Развитие слухового восприятия на материале текста загадок.
8 слайд «Материки».
Назови материки.
Ребята из класса подготовили для тебя загадки. Мы будем мысленно путешествовать по материкам и попробуем отгадать животных, которые обитают на этих материках. Слушай внимательно.
Евразия:
«Это забавное животное ещё называют бамбуковый медведь, потому что он питается листьями и побегами бамбука. Отгадай: Кто это?»
Африка:
«Узнать его нам просто. Узнать его легко. Высокого он роста. И видит далеко».
Южная Америка:
«Как называется самая маленькая птичка Южной Америки, которая питается нектаром цветов».
Австралия:
«Кто-то в сумке носит спички, кто – то нужные вещички, кто-то телефон игру, а детишек кенгуру».
Северная Америка:
«У этого животного две яркие белые полоски. Лучше его не трогать. Кто это?»
Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями.
9 слайд «Голоса животных»
Угадай, чей голос?
В ответ на экран выводится картинка с изображением животного.
|
Слушает и повторяет предъявляемый речевой материал.
Повторяет слова и отвечает на вопрос: «это три среды обитания», после чего названия выводятся на экран.
Называет картинки: рыбы, акула, медузы, кит.
Эти организмы обитают в водной среде.
Называет картинки: синица, слон, тигр, бабочка.
Эти организмы обитают в наземно-воздушной среде.
Повторяет слова: дождевой червь, крот, слепыш. (После этого на экран выводятся картинки и вопрос)
Эти организмы обитают в почвенной среде.
Читает предложения, вставляя пропущенные слова.
У дельфина и рыбы плавники. У моржа и тюленя ласты. У стрекозы и ласточки крылья. (Ответы выводятся на экран).
Африка, Евразия, Северная и Южная Америка, Антарктида, Австралия. (На экран выводятся названия)
Слушает и отгадывает загадки. На правильный ответ, на материке, появляется картинка с изображением животного.
Панда.
Жираф.
Колибри.
Кенгуру.
Скунс.
Слушает голоса животных: тигра, слона, дельфина, совы.
|
Работа с речевым материалом занятия в свободном просторе (S=60см)
9 слайд «Природные зоны».
Сними аппараты.
Повтори слова. Скажи, одним словом: Что это? (Слова + картинка выводятся на экран).
Развитие слухового восприятия на материале предложений.
«Аппликация»
На доске вывешены картинки с изображением природных зон и фотографии животных.
Я буду читать предложения, ты слушать, находить фотографии животных и располагать их в соответствующей природной зоне.
«Природное сообщество тундры составляют животные, которые имеют густой мех и пух. Это песец, северный олень, белая сова, лемминг. В тайге живёт животное, у которого очень ценный мех – это соболь. А вот в пустыне, живут верблюд, джейран, скорпион, змеи. Травянистая равнина это степь и саванна. В степи можно встретить суслика, степного орла, хомяка. А в саванне обитают жирафы, слоны, зебры. В тропическом лесу обитает самое удивительное животное-ленивец.»
| Тундра, тайга, пустыня, травянистая равнина: саванна и степь, тропический лес это природные зоны.
Повторят предложения, и подбирает фотографии.
|
Работа с речевым материалом занятия в ЗУА «Верботон G-20». (Режим: LPF (-10) OL (1,4)+ HPF(0) OL (2,8)+Dch (-30))
Развитие слухового восприятия текстом рассказа.
Сними аппараты. Надень наушники. (Идёт настройка аппаратуры). Как ты слышишь? К нам пришли гости. Слушай внимательно. Говори хорошо.
Сейчас я буду читать рассказ. Слушай внимательно.
Текст читается 1й раз. Целостное восприятие текста.
«Вокруг нас три замечательных дома – три среды обитания: наземно-воздушная, почвенная, водная.
У каждого животного есть свои приспособления, которые помогают ему жить в своём доме, в своей среде.
Некоторые животные встречаются только в определённом месте, поэтому их можно встретить только на одном материке.
Путешествуя с севера на юг можно увидеть, как меняется природа. В каждой природной зоне есть свой животный мир.
Животный мир нашей планеты очень разнообразный. Каждому найдётся своё место».
Скажи: о чём я прочитала?
Что ты понял?
Теперь я буду читать рассказ по предложениям. Ты слушай и повторяй. (Рассказ читается по предложениям и предложения выводятся на экран 11 слайд).
Ответь на вопросы:
Назови три среды обитания.
Что помогает животным жить в своей среде?
Животный мир одинаковый на всех материках?
12 слайд «Работа над грамматическим строем речи».
Послушай и повтори слова:
нас, почвенная, три, вокруг, дома, наземно-воздушная, три, обитания, среды, замечательных, водная.
Составь предложение из этих слов.
Назови однородные члены предложения.
Какая это часть речи?
| Я слышу хорошо.
Вы прочитали рассказ о том, где живут животные.
(Выводится название на экран: Где обитают животные?)
Наземно-воздушная, почвенная, водная.
Животным помогает жить в своей среде приспособления.
Нет, разный. Некоторые животные встречаются только на одном материке.
После повторения, каждое слово выводится на экран.
Вокруг нас три замечательных дома – три среды обитания: наземно-воздушная, почвенная, водная.
Наземно-воздушная, почвенная, водная.
Это определение.
|
Итог занятия.
Наше занятие окончено. Сними наушники. Надень аппараты. Ты занимался хорошо. Можешь попрощаться и идти в класс.
| До свидания.
| |