Скачать 19.95 Kb.
|
Фрагмент урока по проблемному обучению Учитель: Шляпина Л. Г. Образовательная система «Школа 2100» Окружающий мир. 3 класс Тема: «Почва – важнейшая часть экосистемы». Цель: Познакомиться со свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы. Объяснять причину плодородия почв с учетом новых знаний о круговороте веществ. Ход урока: 1. Актуализация знаний. - Что такое экосистема? (Единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.) - Организмы каких профессий входят в состав экосистемы? - Какие роли они выполняют? (Производители – производят органические вещества, потребители получают вещества, поедая растения или животных, а возвращают растениям углекислый газ. Разрушители – превращают умершие организмы в вещества, необходимые растениям.) 2. Диалог детей: - Почему ветки, которые я поставила в воду, не растут? - Для роста растений им нужна не только вода, но и минеральные соли. Поэтому растения сажают не в банку с водой… - Где живут производители, потребители, разрушители? (Живые организмы живут на пересечении трех сред и т.д.) - Куда нужно сажать растения? (Растения растут в почве. Почва – опора для тела растений и т.д.) - Что такое почва? (Почва – часть экосистемы. Почва – слой земли и т.д.) 3. Постановка проблемы. - Если в почве живут организмы, то почва должна обеспечивать их всем необходимым для существования. Давайте поближе познакомимся почвой, с её составом. 4. Поиск решения проблемы. Проведение опытов (описание см. в учебнике с.44). Опыт 1. Вывод: Почва удерживает воду, т.е. в почве есть вода. Опыт 2. Вывод: В почве есть воздух. Опыт 3. Поджигание почвы. - Проведем еще один опыт, сожжем почву. Внимательно наблюдайте, что заметите. Вывод: В почве есть минеральные и органические вещества. Значит это не просто слой земли, а плодородный слой земли. - Как вы думаете, из чего и как образовалась почва? (Почва образуется путем разрушения горных пород под воздействием влаги, воздуха, тепла, холода и деятельности живых организмов. Разрушители перерабатывают остатки других организмов в минеральные вещества. От этого почва становится лучше.) - Работая с рисунком на с.45 и текстом, определите, как называется плодородный слой почвы? Какой он по сравнению с другими? (Плодородный слой почвы называется перегноем. Он имеет темный цвет и меньше остальных слоев.) Вывод: Почва – верхний, плодородный слой земли. В ее состав входят органические и минеральные вещества. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. |