Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 285.16 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации02.01.2014
Размер285.16 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
  1   2
Программа

по общей биологии для учащихся 10 классов

химико-биологического профиля

Пояснительная записка

Программа предназначена для изучения предмета “Общая биология” в средних общеобразовательных учебных заведениях в классах химико-биологического профиля и рассчитана на 3 часа классных занятий в неделю.

В программе сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, но содержание каждого учебного блока расширено и углублено, увеличено количество практических заданий в зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии, направленных на успешное решение задач охраны окружающей среды, сохранения здоровья человека, экологического воспитания школьников.

В ходе изучения предмета “Общая биология” учащиеся 10 классов инновационных учебных заведений должны приобрести:

знания об особенностях жизни как форме существования материи, роли физико-химических процессов в существовании живых систем различного уровня организации; об основных понятиях биологической науки; о сущности обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости; об основных теориях биологии — клеточной, хромосомной теории наследственности; об основных областях применения биологических знаний в практике сельскохозяйственного и промышленного производств, при охране окружающей среды и здоровья человека; понятийном аппарате, применяемом в биологической, медицинской и сельскохозяйственной литературе;

умения пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения материальности мира и вопросов происхождения и развития жизни на Земле; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим и медицинским вопросам; работать с микроскопом и изготавливать простейшие микропрепараты; решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на живом материале; самостоятельно работать с учебной, справочной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат и пропагандировать свои знания.

Изучение курса “Общая биология” базируется на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в 6–9 классах средней школы по общеобразовательным программам и программам элективных и профильных курсов, предусмотренных в учебном плане инновационных учебных заведений биолого-химического профиля. При изучении предмета “Общая биология” следует использовать интегративные знания, связывающие биологию с дисциплинами естественнонаучного цикла. Использование разнообразных форм организации учебно–воспитательного процесса: лекций, семинаров, лабораторных работ, экскурсий, проектной деятельности позволяет повысить образовательный уровень учащихся, и получить необходимые практические навыки.

В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам (в часах). Программа рассчитана на 105 часов. После изучения каждой темы программой предусматривается проведение зачетных занятий, сочетающих письменную и устную формы изложения материала, а также разнообразные формы тестового контроля. В конце каждого семестра (полугодия) проводится сдача экзамена (дифзачета) по всем темам, изученным учащимися за истекшее время; после завершения курса “Общая биология” многие учащиеся выбирают предмет для сдачи государственного выпускного экзамена по технологии ЕГЭ.


Содержание учебного предмета

I. Введение в биологию (6 ч)

Введение (0,5 ч)

Место курса “Общая биология” в системе естественнонаучных дисциплин, а также среди биологических наук. Цели и задачи курса. Знание предмета для понимания единства всего живого на Земле.

1. Предмет, задачи, методы общей биологии. Уровни организации жизни на Земле (1,5 ч)

Биология - наука о живых системах: ее предмет, задачи, методы. Общая биология — дисциплина, изучающая основные закономерности возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Общебиологические закономерности — основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, интенсификации сельского хозяйства и сохранения здоровья человека.

Жизнь как форма существования материи; определение понятия “жизнь”. Уровни организации живой материи и принципы их выделения; молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевой и органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого.

Демонстрация схем, отражающих многоуровневую организацию живого.

Основные понятия. Неорганические и органические вещества; биологическая система: клетка, ткань, орган. Организм как целостная система. Вид и популяция. Биоценоз. Биогеоценоз. Экосистема. Биосфера.

2. Основные свойства живого (4 ч)

Единство химического состава живой материи; единство типов химических связей; единство мембранного типа строения субклеточных образований; единство клеточного строения. Клетка как открытая система. Обмен веществ (метаболизм) и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи, их проявление на различных уровнях организации живого. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия (безусловные и условные рефлексы; таксисы, тропизмы и настии). Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих основные свойства живого.

Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии.

Умения. Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе этапы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза и другие особенности живых систем различного уровня организации как результат эволюции живой материи.

Зачет

Введение в общую биологию.
II. Происхождение и начальные этапы развития

жизни на Земле (10 ч)

1. История представлений о возникновении жизни на Земле (2 ч)

Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды У. Гарвея, эксперименты Л. Пастера. Теории вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле.

Демонстрация схемы экспериментов Л. Пастера.

2. Предпосылки возникновения жизни на Земле (2ч)

Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки; химические предпосылки эволюции материи в направлении возникновения органических молекул; первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических веществ на ранних этапах развития Земли.

Демонстрация схем, отражающих этапы формирования планетарных систем.

3. Современные представления о возникновении жизни на Земле (6 ч)

Современные представления о возникновении жизни; гипотеза А.И. Опарина, опыты С. Миллера. Теории происхождения протобиополимеров. Эволюция протобионтов: формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода. Значение работ С. Фокса и Дж. Бернала. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности.

Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных, представленных в учебнике.

Семинар

Возникновение жизни на земле
III. Учение о клетке (37 ч)

1. Введение в цитологию, клеточная теория (2 ч)

Цитология — наука о клетке: предмет, задачи, методы исследования. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.

История открытия и изучения клетки. Клеточная теория строения организмов; основные ее положения в современных условиях. Значение клеточной теории для развития биологии. Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки.

Демонстрация таблиц, иллюстрирующих многообразие клеток и методы их изучения; биографий ученых, внесших вклад в цитологию и развитие клеточной теории.

2. Химическая организация живого вещества (9 ч)

Элементарный состав живых организмов. Распространенность химических элементов в живой материи и объектах неживой природы. Макро- и микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живых организмов.

Неорганические вещества живых систем. Вода, ее физические и химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда для протекания биохимических реакций, роль воды в межмолекулярных взаимодействиях, терморегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление. Буферные системы клетки и организма.

Органические вещества. Биологические полимеры — белки; структурная организация (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная уровни организации белковой молекулы и химические связи, их стабилизирующие). Свойства белков: водорастворимость, термолабильность, поверхностный заряд и др.; денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация — биологический смысл и практическое значение. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — ферменты, их классификация, свойства и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов, микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моно- и дисахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, правило комплементарности (правило Чаргаффа), модель ДНК (Уотсон и Крик); биологическая роль ДНК. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция, РНК, структура и функции. Информационные (матричные), транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК. “Малые” молекулы и их роль в обменных процессах. Строение и функции АТФ. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме.

Демонстрация таблиц и моделей, отражающих структурную организацию биомолекул — белков и ДНК.

Практическая работа

Сравнительная хар-ка молекул ДНК и РНК.

3. Обмен веществ в клетке (метаболизм) (14 ч)

Обмен веществ и превращения энергии в клетке — основа ее жизнедеятельности. Каталитический характер реакций обмена веществ. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. АТФ как универсальный аккумулятор энергии в клетке. Энергетика клеток гетеротрофных организмов. Превращения органических веществ в клетке. Преобразование энергии в клетке. Этапы энергетического обмена. Подготовительный этап, роль лизосом, анаэробное расщепление веществ. Аэробный этап энергетического обмена; локализация процессов в митохондриях.

Особенности обмена веществ в растительной клетке. Фотосинтез. Хлоропласты и хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Экология фотосинтеза. Хемосинтез и его значение для организмов.

Биосинтез белков в клетке. Реализация наследственной информации. ДНК как источник генетической информации. Матричный принцип биосинтеза белков. Транскрипция; ее сущность и механизм. Генетический код, свойства кода. Трансляция; сущность и механизм.

Понятие о гомеостазе; регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Демонстрация таблицы растительной клетки; схем путей метаболизма в клетке; энергетического обмена на примере расщепления глюкозы; механизмов фотосинтеза и биосинтеза белков.

Зачет

Биохимия клетки.
4. Строение и функции прокариотической и эукариотической клетки (8 ч)

Царство Прокариот (Дробянок); систематика и отдельные представители: цианобактерии, эубактерии и микоплазмы. Форма и размеры прокариотических клеток. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы. Место и роль прокариот в биоценозах.

Демонстрация строения клеток различных прокариот.

Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, морфологические и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органоиды цитоплазмы, их структура и функции. Наружная цитоплазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы; механизм внутриклеточного пищеварения. Митохондрии — энергетические станции клетки; механизмы клеточного дыхания. Рибосомы и их роль в биосинтезе белка. Клеточный центр. Органоиды движения. Цитоскелет. Взаимодействие органоидов в обеспечении метаболизма. Особенности строения растительных клеток, вакуоли и пластиды: структура и функции. Виды пластид. Клеточная стенка. Особенности строения клеток грибов. Включения, значение и роль в метаболизме клетки. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетеро- и эухроматин), ядрышко. Кариоплазма; химический состав и значения для жизнедеятельности ядра. Хромосомы. Кариотип, понятие о гомологичных хромосомах. Принципы парности, индивидуальности, постоянства числа и формы хромосом. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом.

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги Вирусы и бактериофаги — внутриклеточные паразиты, их состав и строение. Открытие вирусов. Вирусология: предмет, задачи, методы исследования вирусов. Механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Вирусные заболевания человека. СПИД и его профилактика. Значение вирусов.
Демонстрация таблиц, моделей клетки, схем строения органоидов растительной, животной и грибной клеток, микропрепаратов клеток.

Лабораторные работы

Работа №1. Строение клеток эукариот и прокариот

Работа №2. Изучение плазмолиза и деплазмолиза

Работа №3. Запасные и экскреторные вещества в клетки

5. Жизненный цикл клеток, деление клеток (4 ч)

Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клетки. Митотический цикл: интерфаза — период подготовки клетки к делению, периоды интерфазы, редупликация ДНК.

Деление клеток — основа размножения, роста, развития организмов. Типы деления клеток. Митоз, фазы митотического деления клеток и преобразования хромосом в них. Биологическое значение митоза (как основа бесполого размножения организмов, роста, регенерации). Амитоз и его отличие от митоза.

Мейоз, фазы мейотического деления; профаза I и процессы в ней происходящие: конъюгация, образование бивалентов, кроссинговер. Биологическое значение мейоза.

Демонстрация таблиц и моделей, отражающих ход митоза и мейоза.

Лабораторная работа

Работа №4. Митоз в клетках корешка лука

Основные понятия. Положения клеточной теории строения организмов. Прокариоты: бактерии, цианобактерии и микоплазмы. Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одно- и многоклеточных организмов. Особенности строения растительной, животной и грибной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части эукариотической клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения (запасные и экскреторные вещества клетки). Хромосомы, их строение. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом. Кариотип. Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. Мейоз. Конъюгация. Бивалент. Кроссинговер.

Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике, отражающие ход метаболизма и деления клетки. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для микроскопического исследования.
Зачет

Цитология.

IV. Размножение и индивидуальное развитие организмов (13 ч)

1. Размножение растений и животных (5 ч)

Формы бесполого размножения: митотическое деление одноклеточных; спорообразование, почкование у одно- и многоклеточных организмов, вегетативное размножение. Значение размножения для поддержания непрерывной жизни и использования в хозяйственной деятельности человека.

Демонстрация способов вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; схем и рисунков, показывающих почкование дрожжевых грибов и кишечнополостных.

Передача наследственной информации из поколения в поколение — половое размножение многоклеточных организмов. Половая система; органы полового размножения растений и животных. Гаметогенез и его этапы. Период формирования половых клеток; сущность и особенности течения. Особенности спермато- и овогенеза.

Осеменение и оплодотворение. Моно- и полиспермия; биологическое значение. Наружное, наружно-внутреннее и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение покрытосеменных. Эволюционное значение полового размножения.

Демонстрация схем и рисунков, представляющих разнообразие потомства у одной пары родителей.

Лабораторные работы

Работа №5. Дробление яйцеклетки

Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого и полового размножения. Клон. Партеногенез. Гаметогенез. Сперматогенез и овогенез. Осеменение и оплодотворение.

Умения. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.
2. онтогенез животных и растений (8 ч)

Реализация наследственной информации в процессе индивидуального развития. Типы яйцеклеток; полярность, распределение желтка. Оболочки яйца; активация оплодотворенных яйцеклеток к развитию.

Основные этапы эмбрионального развития хордовых (на примере ланцетника). Основные закономерности дробления, образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция, закономерности образования двухслойного зародыша — гаструлы. Зародышевые листки и их дальнейшая дифференцировка. Первичный органогенез, нейруляция и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем органов. Регуляция эмбриогенеза; эмбриональная индукция. Роль нервной и эндокринной систем в обеспечении эмбрионального развития организмов. Управление размножением животных. Искусственное осеменение, пересадка зародышей.

Эмбриогенез человека. Экология эмбриогенеза. Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального развития. Прямое развитие. Дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть организма, биология продолжительности жизни. Геронтология. Эмбриональное развитие растений; деление зиготы, образование тканей и органов зародыша. Постэмбриональное развитие. Прорастание семян, дифференцировка органов и тканей, формирование побеговой и корневой систем.

Сходство зародышей позвоночных и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и Ф. Мюллер). Работы академика А.Н. Северцова об эмбриональной изменчивости (изменчивость всех стадий онтогенеза; консервативность ранних стадий эмбриогенеза; возникновение изменений как преобразований стадий развития и полное выпадение предковых признаков).

Демонстрация зародышей позвоночных на разных этапах эмбриогенеза; моделей бластулы, гаструлы; таблиц, иллюстрирующих различные этапы эмбриогенеза, эмбриональную индукцию. таблиц, иллюстрирующих метаморфоз у насекомых и амфибий. схем онтогенеза растений.

Лабораторные работы

Работа №6. Изучение эмбрионального развития хордовых
Семинар

Тератология.

Зачет

Размножение и развитие организмов.

V. Основы генетики и селекции (39 ч)

1. История представлений о наследственности и изменчивости (2 ч)

Генетика: предмет, задачи, методы. Менделизм. История генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Современные представления о строении гена. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд.

Демонстрация биографий виднейших генетиков.

2. Основные закономерности наследственности (18 ч)

Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Статистический характер закона расщепления. Цитологические основы закономерностей наследования. Анализирующее скрещивание. Промежуточный характер наследования. Гипотеза чистоты гамет и ее цитологическое обоснование. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования. Цитологические основы закона независимого распределения.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Группы сцепления генов. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом.

Генетическое определение пола; гомо- и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков сцепленных с полом.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (полное и неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных ( комплементарность, эпистаз, полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.

Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность.

Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический и др. Генетические карты хромосом человека. Характер наследования признаков у человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных заболеваний человека.

Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность.

Демонстрация карт хромосом человека, фотографий, на которых изображено фенотипическое проявление хромосомных аномалий человека, родословных выдающихся представителей культуры.

Лабораторная работа

Работа №7. Составление и анализ родословных


3. Основные закономерности изменчивости (10 ч)

Основные формы изменчивости. Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции; зависимость от генотипа. Управление доминированием.

Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные, геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Искусственное получение мутаций. Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов).

Демонстрация примеров модификационной изменчивости.

Лабораторная работа

Работа №8. Определение нормы реакции. Построение вариационного ряда и вариационной кривой.

Семинар

Значение генетики.

4. Селекция растений, животных и микроорганизмов (9 ч)

Генетические основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Задачи современной селекции. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (бессознательный и осознанный; искусственный и естественный; индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Сорт, порода, штамм. Селекция растений. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Работы И.В. Мичурина. Селекция животных. Центры происхождения домашних животных. Особенности селекции бактерий, грибов.

Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Демонстрация достижений современной селекции.

Зачет

Генетика и Селекция.
Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н



п/п

Название темы

Кол-во ч
Элементы содержания урока




Основные требования к знаниям и умениям ученика на уроке

Вид контроля

I.

Введение в биологию

1.Предмет, задачи, методы общей биологии.

2. Основные свойства живого

6


Место курса “Общая биология” в системе естественнонаучных дисциплин. Биология - наука о живых системах. Уровни организации жизни на Земле

Единство химического состава живой материи. Клетка как открытая система. Энергозависимость живых организмов. Царства живой природы.

Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии.

Умения. Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе этапы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза и другие особенности живых систем различного уровня организации как результат эволюции живой материи.

Зачет

Введение в общую биологию

II.

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

1. История представлений о возникновении жизни на Земле

2. Предпосылки возникновения жизни на Земле

3. Современные представления о возникновении жизни на Земле


10

Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни. Космические и планетарные предпосылки возникновения жизни на Земле. Химические предпосылки эволюции материи. Эволюция химических элементов, неорганических и органических веществ на ранних этапах развития Земли.

Современные представления о возникновении жизни. Теории происхождения протобиополимеров.

Эволюция протобионтов. Начальные этапы биологической эволюции.


Основные понятия. Гипотеза академика А.И. Опарина о происхождении жизни на Земле. Химическая эволюция. Небиологический синтез органических соединений. Коацерватные капли и их эволюция. Протобионты. Биологическая мембрана. Возникновение генетического кода. Безъядерные (прокариотические) клетки. Клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро.

Умения. Объяснять процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.


Семинар Возникновение и начальные этапы развития жизни на Земле.

III.

Учение о клетке

1. Введение в цитологию, клеточная теория

2. Химическая организация живого вещества

3. Обмен веществ в клетке (метаболизм)

4. Строение и функции прокариотической и эукариотической клетки

5. Жизненный цикл клеток, деление клеток

37

Цитология — наука о клетке. История открытия и изучения клетки. Клеточная теория строения организмов; основные ее положения в современных условиях.

Элементарный состав живых организмов.

Вода, ее физические и химические свойства и биологическая роль. Органические вещества.

Биологические полимеры — белки; структурная организация и свойства белков. Функции белковых молекул.

Биологические катализаторы — ферменты, их классификация, свойства. Роль ферментов в обеспечении процессов жизнедеятельности клетки.

Структурно-функциональные особенности углеводов. Особенности строения липидов.

Редупликация ДНК. РНК: структура и функции.

Практическая работа сравнение молекул ДНК и РНК.

“Малые” молекулы и их роль в обменных процессах.

Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки. Строение цитоплазмы бактериальной клетки.

Особенности жизнедеятельности бактерий. Цитоплазма эукариотической клетки.

Мембранный принцип организации клеток. Органоиды цитоплазмы, их структура и функции. Немембранные органоиды. Особенности строения растительных клеток. Особенности строения клеток грибов. Включения, значение и роль в метаболизме клетки. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Хромосомы. Обмен веществ и превращения энергии в клетке — основа ее жизнедеятельности. Этапы энергетического обмена.

Особенности обмена веществ в растительной клетке. Экология фотосинтеза. Хемосинтез и его значение для организмов.

Биосинтез белков в клетке. Генетический код, свойства кода.

Работа №1. Строение клеток эукариот и прокариот

Работа №2. Изучение плазмолиза и деплазмолиза

Работа №3. Запасные и экскреторные вещества в клетки

Вирусы и бактериофаги — внутриклеточные паразиты, их состав и строение.

Заболевания человека, животных и растений, вызываемые вирусами. Жизненный цикл клетки. Митоз и его биологическое значение. Амитоз и его отличие от митоза. Работа №4. Митоз в клетках корешка лука

Мейоз и его биологическое значение.


Основные понятия. Положения клеточной теории строения организмов. Клетка — элементарная структурно - функциональная единица всего живого.Прокариоты: бактерии, цианобактерии и микоплазмы. Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одно- и многоклеточных организмов. Особенности строения растительной, животной и грибной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части эукариотической клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения (запасные и экскреторные вещества клетки). Хромосомы, их строение. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом. Кариотип. Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. Мейоз. Конъюгация. Бивалент. Кроссинговер.

Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике, отражающие ход метаболизма и деления клетки. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для микроскопического исследования.


Зачет Биохимия клетки Зачет Цитология.

IV.

Размножение организмов и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
1. Размножение растений и животных

.2. Эмбриональное развитие животных

3.Онтогенез

13

Формы бесполого размножения. Значение размножения для поддержания непрерывной жизни и использования в хозяйственной деятельности человека.

Половое размножение многоклеточных организмов. Половая система; органы полового размножения растений.

Органы полового размножения животных. Гаметогенез и его этапы.

Осеменение и оплодотворение. Двойное оплодотворение покрытосеменных. Эволюционное значение полового размножения.

Практическая работа Сравнение бесполого и полового размножения.

Работа №5. Дробление яйцеклетки

Работа №6. Изучение эмбрионального развития хордовых

Типы яйцеклеток. Оболочки яйца.

Основные этапы эмбрионального развития хордовых (на примере ланцетника). Зародышевые листки и их дальнейшая дифференцировка.

Регуляция эмбриогенеза; эмбриональная индукция. Искусственное осеменение, пересадка зародышей.

Эмбриогенез человека. Экология эмбриогенеза.

Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз.

Прямое развитие. Дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды.

Старение и смерть организма. Геронтология.

Эмбриональное развитие растений. Дифференцировка органов и тканей, формирование побеговой и корневой систем.

Сходство зародышей позвоночных и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и Ф. Мюллер).

Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Тератология — наука о врожденных уродствах организма.

Семинар Тератология.


Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого и полового размножения. Клон. Партеногенез. Гаметогенез. Сперматогенез и овогенез. Осеменение и оплодотворение.

Умения. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

Основные понятия. Этапы эмбриогенеза растений и животных. Периоды постэмбрионального развития. Тератология. Влияние тератогенных факторов на онтогенез.

Умения. Объяснять процесс развития живых организмов как результат постепенной реализации наследственной информации. Различать и характеризовать различные периоды онтогенеза и указывать неблагоприятные факторы для каждого из этапов развития.


Зачет Онтогенез

V.

Основы генетики и селекции

1. История представлений о наследственности и изменчивости

2. Основные закономерности наследственности

3. Основные закономерности изменчивости

4. Селекция растений, животных и микроорганизмов


39


Генетика: предмет, задачи, методы. Менделизм. История генетики.

Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

Цитологические основы закономерностей наследования. Анализирующее скрещивание. Промежуточный характер наследования.

Решение задач на моногибридное скрещивание Дигибридное и полигибридное скрещивание.

Цитологические основы закона независимого распределения. Решение задач на дигибридное скрещивание

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Группы сцепления генов.

Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков сцепленных с полом. Решение задач на наследование, сцепленное с полом

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (полное и неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) генов в определении признаков.Взаимодействие неаллельных ( комплементарность, эпистаз, полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность.

Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический и др.

Работа №7. Составление и анализ родословных. Генетические карты хромосом человека.Характер наследования признаков у человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных заболеваний человека.Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность. Основные формы изменчивости. Модификационная изменчивость. Управление доминированием.Работа №8. Определение нормы реакции. Построение вариационного ряда и вариационной кривой. Генотипическая изменчивость. Мутации.

Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Искусственное получение мутаций. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Семинар Значение генетики. Генетические основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Задачи современной селекции.

Методы селекции растений и животных. Сорт, порода, штамм.

Селекция растений. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Работы И.В. Мичурина.

Селекция животных. Центры происхождения домашних животных. Особенности селекции бактерий, грибов. Достижения и основные направления современной селекции.

Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование; закон Т. Моргана. Генетическое определение пола у животных и растений. Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм. Биотехнология. Генетическая и клеточная инженерия.

Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и биотехнологии.


Зачет Генетика и селекция

Итого: 105 часов




Технические средства, программные продукты, Интернет-ресурсы

Технические средства:

мультимедийный проектор, ноутбук,

Программные продукты:

уроки биологии Кирилла и Мефодия (6-11 класс),

1С: Репетитор «Биология»,

1С: Школа «Экология»,

“Лабораторный практикум по биологии для 6-11 классов”

Электронные уроки и тесты

Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru

http://www.openclass.ru/dig_resources

http://window.edu.ru

http://www.fipi.ru
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск