Скачать 285.16 Kb.
|
Программа по общей биологии для учащихся 10 классов химико-биологического профиля Пояснительная записка Программа предназначена для изучения предмета “Общая биология” в средних общеобразовательных учебных заведениях в классах химико-биологического профиля и рассчитана на 3 часа классных занятий в неделю. В программе сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, но содержание каждого учебного блока расширено и углублено, увеличено количество практических заданий в зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом. Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии, направленных на успешное решение задач охраны окружающей среды, сохранения здоровья человека, экологического воспитания школьников. В ходе изучения предмета “Общая биология” учащиеся 10 классов инновационных учебных заведений должны приобрести: — знания об особенностях жизни как форме существования материи, роли физико-химических процессов в существовании живых систем различного уровня организации; об основных понятиях биологической науки; о сущности обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости; об основных теориях биологии — клеточной, хромосомной теории наследственности; об основных областях применения биологических знаний в практике сельскохозяйственного и промышленного производств, при охране окружающей среды и здоровья человека; понятийном аппарате, применяемом в биологической, медицинской и сельскохозяйственной литературе; — умения пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения материальности мира и вопросов происхождения и развития жизни на Земле; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим и медицинским вопросам; работать с микроскопом и изготавливать простейшие микропрепараты; решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на живом материале; самостоятельно работать с учебной, справочной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат и пропагандировать свои знания. Изучение курса “Общая биология” базируется на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в 6–9 классах средней школы по общеобразовательным программам и программам элективных и профильных курсов, предусмотренных в учебном плане инновационных учебных заведений биолого-химического профиля. При изучении предмета “Общая биология” следует использовать интегративные знания, связывающие биологию с дисциплинами естественнонаучного цикла. Использование разнообразных форм организации учебно–воспитательного процесса: лекций, семинаров, лабораторных работ, экскурсий, проектной деятельности позволяет повысить образовательный уровень учащихся, и получить необходимые практические навыки. В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам (в часах). Программа рассчитана на 105 часов. После изучения каждой темы программой предусматривается проведение зачетных занятий, сочетающих письменную и устную формы изложения материала, а также разнообразные формы тестового контроля. В конце каждого семестра (полугодия) проводится сдача экзамена (дифзачета) по всем темам, изученным учащимися за истекшее время; после завершения курса “Общая биология” многие учащиеся выбирают предмет для сдачи государственного выпускного экзамена по технологии ЕГЭ. Содержание учебного предмета I. Введение в биологию (6 ч) Введение (0,5 ч) Место курса “Общая биология” в системе естественнонаучных дисциплин, а также среди биологических наук. Цели и задачи курса. Знание предмета для понимания единства всего живого на Земле. 1. Предмет, задачи, методы общей биологии. Уровни организации жизни на Земле (1,5 ч) Биология - наука о живых системах: ее предмет, задачи, методы. Общая биология — дисциплина, изучающая основные закономерности возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Общебиологические закономерности — основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, интенсификации сельского хозяйства и сохранения здоровья человека. Жизнь как форма существования материи; определение понятия “жизнь”. Уровни организации живой материи и принципы их выделения; молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевой и органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого. Демонстрация схем, отражающих многоуровневую организацию живого. Основные понятия. Неорганические и органические вещества; биологическая система: клетка, ткань, орган. Организм как целостная система. Вид и популяция. Биоценоз. Биогеоценоз. Экосистема. Биосфера. 2. Основные свойства живого (4 ч) Единство химического состава живой материи; единство типов химических связей; единство мембранного типа строения субклеточных образований; единство клеточного строения. Клетка как открытая система. Обмен веществ (метаболизм) и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи, их проявление на различных уровнях организации живого. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия (безусловные и условные рефлексы; таксисы, тропизмы и настии). Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы. Демонстрация схем и таблиц, отражающих основные свойства живого. Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Умения. Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе этапы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза и другие особенности живых систем различного уровня организации как результат эволюции живой материи. Зачет Введение в общую биологию. II. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (10 ч) 1. История представлений о возникновении жизни на Земле (2 ч) Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды У. Гарвея, эксперименты Л. Пастера. Теории вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле. Демонстрация схемы экспериментов Л. Пастера. 2. Предпосылки возникновения жизни на Земле (2ч) Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки; химические предпосылки эволюции материи в направлении возникновения органических молекул; первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических веществ на ранних этапах развития Земли. Демонстрация схем, отражающих этапы формирования планетарных систем. 3. Современные представления о возникновении жизни на Земле (6 ч) Современные представления о возникновении жизни; гипотеза А.И. Опарина, опыты С. Миллера. Теории происхождения протобиополимеров. Эволюция протобионтов: формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода. Значение работ С. Фокса и Дж. Бернала. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности. Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных, представленных в учебнике. Семинар Возникновение жизни на земле III. Учение о клетке (37 ч) 1. Введение в цитологию, клеточная теория (2 ч) Цитология — наука о клетке: предмет, задачи, методы исследования. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Клеточная теория строения организмов; основные ее положения в современных условиях. Значение клеточной теории для развития биологии. Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки. Демонстрация таблиц, иллюстрирующих многообразие клеток и методы их изучения; биографий ученых, внесших вклад в цитологию и развитие клеточной теории. 2. Химическая организация живого вещества (9 ч) Элементарный состав живых организмов. Распространенность химических элементов в живой материи и объектах неживой природы. Макро- и микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живых организмов. Неорганические вещества живых систем. Вода, ее физические и химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда для протекания биохимических реакций, роль воды в межмолекулярных взаимодействиях, терморегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление. Буферные системы клетки и организма. Органические вещества. Биологические полимеры — белки; структурная организация (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная уровни организации белковой молекулы и химические связи, их стабилизирующие). Свойства белков: водорастворимость, термолабильность, поверхностный заряд и др.; денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация — биологический смысл и практическое значение. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — ферменты, их классификация, свойства и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов, микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моно- и дисахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, правило комплементарности (правило Чаргаффа), модель ДНК (Уотсон и Крик); биологическая роль ДНК. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция, РНК, структура и функции. Информационные (матричные), транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК. “Малые” молекулы и их роль в обменных процессах. Строение и функции АТФ. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме. Демонстрация таблиц и моделей, отражающих структурную организацию биомолекул — белков и ДНК. Практическая работа Сравнительная хар-ка молекул ДНК и РНК. 3. Обмен веществ в клетке (метаболизм) (14 ч) Обмен веществ и превращения энергии в клетке — основа ее жизнедеятельности. Каталитический характер реакций обмена веществ. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. АТФ как универсальный аккумулятор энергии в клетке. Энергетика клеток гетеротрофных организмов. Превращения органических веществ в клетке. Преобразование энергии в клетке. Этапы энергетического обмена. Подготовительный этап, роль лизосом, анаэробное расщепление веществ. Аэробный этап энергетического обмена; локализация процессов в митохондриях. Особенности обмена веществ в растительной клетке. Фотосинтез. Хлоропласты и хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Экология фотосинтеза. Хемосинтез и его значение для организмов. Биосинтез белков в клетке. Реализация наследственной информации. ДНК как источник генетической информации. Матричный принцип биосинтеза белков. Транскрипция; ее сущность и механизм. Генетический код, свойства кода. Трансляция; сущность и механизм. Понятие о гомеостазе; регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке. Демонстрация таблицы растительной клетки; схем путей метаболизма в клетке; энергетического обмена на примере расщепления глюкозы; механизмов фотосинтеза и биосинтеза белков. Зачет Биохимия клетки. 4. Строение и функции прокариотической и эукариотической клетки (8 ч) Царство Прокариот (Дробянок); систематика и отдельные представители: цианобактерии, эубактерии и микоплазмы. Форма и размеры прокариотических клеток. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы. Место и роль прокариот в биоценозах. Демонстрация строения клеток различных прокариот. Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, морфологические и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органоиды цитоплазмы, их структура и функции. Наружная цитоплазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы; механизм внутриклеточного пищеварения. Митохондрии — энергетические станции клетки; механизмы клеточного дыхания. Рибосомы и их роль в биосинтезе белка. Клеточный центр. Органоиды движения. Цитоскелет. Взаимодействие органоидов в обеспечении метаболизма. Особенности строения растительных клеток, вакуоли и пластиды: структура и функции. Виды пластид. Клеточная стенка. Особенности строения клеток грибов. Включения, значение и роль в метаболизме клетки. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетеро- и эухроматин), ядрышко. Кариоплазма; химический состав и значения для жизнедеятельности ядра. Хромосомы. Кариотип, понятие о гомологичных хромосомах. Принципы парности, индивидуальности, постоянства числа и формы хромосом. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги Вирусы и бактериофаги — внутриклеточные паразиты, их состав и строение. Открытие вирусов. Вирусология: предмет, задачи, методы исследования вирусов. Механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Вирусные заболевания человека. СПИД и его профилактика. Значение вирусов. Демонстрация таблиц, моделей клетки, схем строения органоидов растительной, животной и грибной клеток, микропрепаратов клеток. Лабораторные работы Работа №1. Строение клеток эукариот и прокариот Работа №2. Изучение плазмолиза и деплазмолиза Работа №3. Запасные и экскреторные вещества в клетки 5. Жизненный цикл клеток, деление клеток (4 ч) Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клетки. Митотический цикл: интерфаза — период подготовки клетки к делению, периоды интерфазы, редупликация ДНК. Деление клеток — основа размножения, роста, развития организмов. Типы деления клеток. Митоз, фазы митотического деления клеток и преобразования хромосом в них. Биологическое значение митоза (как основа бесполого размножения организмов, роста, регенерации). Амитоз и его отличие от митоза. Мейоз, фазы мейотического деления; профаза I и процессы в ней происходящие: конъюгация, образование бивалентов, кроссинговер. Биологическое значение мейоза. Демонстрация таблиц и моделей, отражающих ход митоза и мейоза. Лабораторная работа Работа №4. Митоз в клетках корешка лука Основные понятия. Положения клеточной теории строения организмов. Прокариоты: бактерии, цианобактерии и микоплазмы. Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одно- и многоклеточных организмов. Особенности строения растительной, животной и грибной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части эукариотической клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения (запасные и экскреторные вещества клетки). Хромосомы, их строение. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом. Кариотип. Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. Мейоз. Конъюгация. Бивалент. Кроссинговер. Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике, отражающие ход метаболизма и деления клетки. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для микроскопического исследования. Зачет Цитология. IV. Размножение и индивидуальное развитие организмов (13 ч) 1. Размножение растений и животных (5 ч) Формы бесполого размножения: митотическое деление одноклеточных; спорообразование, почкование у одно- и многоклеточных организмов, вегетативное размножение. Значение размножения для поддержания непрерывной жизни и использования в хозяйственной деятельности человека. Демонстрация способов вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; схем и рисунков, показывающих почкование дрожжевых грибов и кишечнополостных. Передача наследственной информации из поколения в поколение — половое размножение многоклеточных организмов. Половая система; органы полового размножения растений и животных. Гаметогенез и его этапы. Период формирования половых клеток; сущность и особенности течения. Особенности спермато- и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Моно- и полиспермия; биологическое значение. Наружное, наружно-внутреннее и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение покрытосеменных. Эволюционное значение полового размножения. Демонстрация схем и рисунков, представляющих разнообразие потомства у одной пары родителей. Лабораторные работы Работа №5. Дробление яйцеклетки Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого и полового размножения. Клон. Партеногенез. Гаметогенез. Сперматогенез и овогенез. Осеменение и оплодотворение. Умения. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения. 2. онтогенез животных и растений (8 ч) Реализация наследственной информации в процессе индивидуального развития. Типы яйцеклеток; полярность, распределение желтка. Оболочки яйца; активация оплодотворенных яйцеклеток к развитию. Основные этапы эмбрионального развития хордовых (на примере ланцетника). Основные закономерности дробления, образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция, закономерности образования двухслойного зародыша — гаструлы. Зародышевые листки и их дальнейшая дифференцировка. Первичный органогенез, нейруляция и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем органов. Регуляция эмбриогенеза; эмбриональная индукция. Роль нервной и эндокринной систем в обеспечении эмбрионального развития организмов. Управление размножением животных. Искусственное осеменение, пересадка зародышей. Эмбриогенез человека. Экология эмбриогенеза. Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального развития. Прямое развитие. Дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть организма, биология продолжительности жизни. Геронтология. Эмбриональное развитие растений; деление зиготы, образование тканей и органов зародыша. Постэмбриональное развитие. Прорастание семян, дифференцировка органов и тканей, формирование побеговой и корневой систем. Сходство зародышей позвоночных и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и Ф. Мюллер). Работы академика А.Н. Северцова об эмбриональной изменчивости (изменчивость всех стадий онтогенеза; консервативность ранних стадий эмбриогенеза; возникновение изменений как преобразований стадий развития и полное выпадение предковых признаков). Демонстрация зародышей позвоночных на разных этапах эмбриогенеза; моделей бластулы, гаструлы; таблиц, иллюстрирующих различные этапы эмбриогенеза, эмбриональную индукцию. таблиц, иллюстрирующих метаморфоз у насекомых и амфибий. схем онтогенеза растений. Лабораторные работы Работа №6. Изучение эмбрионального развития хордовых Семинар Тератология. Зачет Размножение и развитие организмов. V. Основы генетики и селекции (39 ч) 1. История представлений о наследственности и изменчивости (2 ч) Генетика: предмет, задачи, методы. Менделизм. История генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Современные представления о строении гена. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд. Демонстрация биографий виднейших генетиков. 2. Основные закономерности наследственности (18 ч) Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Статистический характер закона расщепления. Цитологические основы закономерностей наследования. Анализирующее скрещивание. Промежуточный характер наследования. Гипотеза чистоты гамет и ее цитологическое обоснование. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования. Цитологические основы закона независимого распределения. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Группы сцепления генов. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом. Генетическое определение пола; гомо- и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (полное и неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных ( комплементарность, эпистаз, полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический и др. Генетические карты хромосом человека. Характер наследования признаков у человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных заболеваний человека. Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность. Демонстрация карт хромосом человека, фотографий, на которых изображено фенотипическое проявление хромосомных аномалий человека, родословных выдающихся представителей культуры. Лабораторная работа Работа №7. Составление и анализ родословных 3. Основные закономерности изменчивости (10 ч) Основные формы изменчивости. Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции; зависимость от генотипа. Управление доминированием. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные, геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Искусственное получение мутаций. Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Демонстрация примеров модификационной изменчивости. Лабораторная работа Работа №8. Определение нормы реакции. Построение вариационного ряда и вариационной кривой. Семинар Значение генетики. 4. Селекция растений, животных и микроорганизмов (9 ч) Генетические основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Задачи современной селекции. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (бессознательный и осознанный; искусственный и естественный; индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Сорт, порода, штамм. Селекция растений. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Работы И.В. Мичурина. Селекция животных. Центры происхождения домашних животных. Особенности селекции бактерий, грибов. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Демонстрация достижений современной селекции. Зачет Генетика и Селекция. Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н
|