Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации09.01.2014
Размер0.65 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Биология > Методические рекомендации
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИРКУТСКИЙ КОЛЛЕДЖ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

О.В. Литвинова

Методические рекомендации по изучению ОПД
ОП.02. «ФИЗИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ БИОХИМИИ»

для студентов заочной формы обучения




СОГЛАСОВАНО:

Председатель ПЦК медико-биологических дисциплин

________________ Павлова С.Е.

Протокол № ___________________

от «___» ________________ 2013г.


2013

ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ……………

  2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА …………..….…………………..………..

III. ФОРМА КОНТРОЛЯ ………………………………………………

3.1. Контрольные вопросы для сдачи экзамена………..….……….

  1. IV. ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………

  2. V. ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………




3

4

16

16

24

25




  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке по специальности 050141 Физическая культура.

Цели и задачи преподавания дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- измерять и оценивать физиологические показатели организма человека;

- оценивать функциональное состояние человека и его работоспособность, в том числе с помощью лабораторных методов;

- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте;

- использовать знание биохимии для определения нагрузок при занятиях физической культурой.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

- понятия метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации человека;

- регулирующие функции нервной и эндокринной системы;

- роль центральной нервной системы в регуляции движений;

- особенности физиологи детей, подростков и молодежи;

- взаимосвязи физических нагрузок и функциональных возможностей организма;

- физиологические закономерности двигательной активности и процессов восстановления;

- механизмы энергетического обеспечения различных видов мышечной деятельности;

-физиологические основы тренировки силы, быстроты, выносливости;

- физиологические основы спортивного обора и ориентации;

- биохимические основы развития физических качеств;

- биохимические основы питания;

- общие закономерности и особенности обмена веществ при занятиях физической культуры;

- возрастные особенности биохимического состояния организма;

- методы контроля.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Физиология с основами биохимии управляющих систем организма

Тема 1.1. Предмет и задачи физиологии.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Предмет и задачи физиологии. Физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека. История развития физиологии как науки.

Самостоятельная работа:

  1. проработать материалы лекции;

  2. составить мини-глоссарий по теме;

  3. составить структурно-логическую схему «Связь физиологии с другими науками».


Тема 1.2. Физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека. Молекулярное строение клеточной мембраны и природа нервного импульса.

Самостоятельная работа: составление опорного конспекта.
Тема 1.3. Физиологические принципы регуляции и возникновение нервного импульса.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Потенциал покоя. Потенциал действия. Некоторые основные понятия физиологии возбуждения.

Самостоятельная работа: тест (приложение 1).
Тема 1.4. Основные функции ЦНС. Физиология различных разделов ЦНС.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Основные функции ЦНС. Классификация рефлексов. Физиология различных разделов ЦНС.

Самостоятельная работа: тест (приложение 2).
Тема 1.5. Рефлекс и рефлекторная дуга. Свойства нервных центров.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Рефлекс и рефлекторная дуга. Условные и безусловные рефлексы. Свойства нервных центров

Самостоятельная работа: тест (приложение 3).
Тема 1.6. Функции коры больших полушарий. Типы ВНД, первая и вторая сигнальные системы. Физиология ВНД. Регуляция движений и ВНД

Внеаудиторная самостоятельная работа

Функции коры больших полушарий. Регулирующие функции нервной и эндокринной систем. Динамический стереотип. Типы ВНД, первая и вторая сигнальные системы.

Самостоятельная работа: практическая работа (приложение 4).
Тема 1.7. Морфофункциональные основы мышечной силы. Биохимические основы развития физических качеств.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Мышцы. Функции мышц. Физиология мышечного волокна. Молекулярное строение скелетных мышц. Типы волокон скелетной мышцы. Механизм мышечного сокращения.

Самостоятельная работа:

1. проработать материалы лекции;

2. составить схему мышечного сокращения.
Тема 1.8. Нервно-мышечный аппарат и биохимические процессы.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Биохимия мышечного сокращения. Источники энергии при мышечном сокращении. Сила мышечного сокращения.

Самостоятельная работа: тест (приложение 5).

Тема 1.9. Нервно-мышечный аппарат и биохимические процессы.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Общая схема управления движениями. Рефлекторное кольцевое регулирование. Функциональные блоки мозга. Роль различных отделов ЦНС в регуляции движений.

Самостоятельная работа: составление таблицы «Роль различных отделов ЦНС в регуляции движений».



Отдел ЦНС

Функции











Тема 1.10. Физиология произвольных движений

Внеаудиторная самостоятельная работа

Регуляция мышечного тонуса и произвольных движений. Управление двигательной деятельностью. Двигательный навык. Взаимосвязь двигательных и вегетативных функций. Классификация безусловных и условных рефлексов. Условия и механизмы образования условных рефлексов.

Самостоятельная работа: составить опорный конспект по теме 1.9.

Тема 1.11. Сенсорные системы.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Соматосенсорная рецепция и проприорецепция. Орган зрения. Орган слуха. Физиология обоняния. Вкусовая рецепция. Вестибулярный аппарат.

Самостоятельная работа: составление таблицы:



Рецепторы

Функции











Тема 1.12. Классификация и механизмы возбуждения рецепторов.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Сенсорная информация и рецепторы. Классификация рецепторов. Механизмы возбуждения рецепторов.

Самостоятельная работа: решение теста (приложение 6).
Тема 1.13. Физиология сенсорных систем.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Физиология сенсорных систем: соматосенсорной рецепции и проприорецепции, органа зрения, органа слуха, физиология обоняния, вкусовой рецепции, вестибулярного аппарата, органа чувств и коррекция движений.

Самостоятельная работа: составление опорного конспекта
Раздел 2.Физиология и основы биохимии вегетативных систем организма.

Тема 2.1. Общая характеристика эндокринной системы.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Общий обзор эндокринной системы. Механизмы секреции и действия гормонов. Влияние эндокринной системы на двигательную активность.

Самостоятельная работа: составление таблицы:



Железы внутренней и смешанной секреции

Функции











Тема 2.2. Физиология желез внутренней секреции.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Гипоталамус и гипофиз. Щитовидная железа и паращитовидные железы. Надпочечники. Поджелудочная железа. Половые железы.

Самостоятельная работа: решение теста (приложение 7).

Тема 2.3. Физиология крови. Состав, объѐм и функции крови.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Строение крови. Функции крови. Форменные элементы крови. Плазма крови.

Самостоятельная работа: заполнение таблицы.



Форменные элементы крови

Функции











Тема 2.4. Иммунная система. Регуляция систем крови. Изменения в крови при двигательной деятельности.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Механизмы иммунитета. Развитие Т- лимфоцитов. Развитие В-лимфоцитов. Клонально-селекционная теория развития антител. Типы иммунитета. Система интерферона.

Самостоятельная работа: решение теста (приложение 8).
Тема 2.5. Свертывание и переливание крови.

Физиология крови.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Свертывание крови. Заживление ран Группы крови. Буферные системы крови Транспорт газов кровью.. Изменения в крови при двигательной деятельности.

Самостоятельная работа: решение теста (приложение 9).
Тема 2.6. Физиология кровообращения.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Строение сердца и сердечный цикл. Гемодинамика. Артериальное давление.

Самостоятельная работа: составление опорного конспекта.
Тема 2.7. Регуляция сердечно-сосудистой системы.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Регуляция работы сердца. Адаптация системы кровообращения к физическим нагрузкам.

Самостоятельная работа: решение теста (приложение 10).
Тема 2.9. Взаимосвязи физических нагрузок и функциональных возможностей организма.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Виды адаптации. Основные функциональные эффекты адаптации. Понятие о срочной и долговременной адаптации к физическим нагрузкам.

Самостоятельная работа: составление опорного конспекта
Тема 2.10. Дыхание. Внешнее дыхание. Обмен газов в легких и перенос их кровью.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Значение и эволюция органов дыхания. Газообмен в легких и жизненная емкость легких. Газообмен в тканях.

Самостоятельная работа: составление опорного конспекта
Тема 2.11. Физиология дыхания.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Возрастные изменения системы дыхания. Регуляция процессов дыхания. Дыхание в необычных условиях .

Самостоятельная работа: решение теста (приложение 11).
Тема 2.12. Пищеварение. Общая характеристика пищеварительных процессов.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Общий обзор строения и функций системы органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Пищеварение в тонком кишечнике. Толстый кишечник.

Самостоятельная работа: заполнение таблицы.



Органы пищеварения

Функции











Тема 2.13. Физиология пищеварения.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Физиология пищеварения. Всасывание пищи. Толстый кишечник. Регуляция пищеварения. Аппетит.

Самостоятельная работа: решение теста (приложение 12).
Тема 2.14. Обмен белков, углеводов, липидов.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Обмен веществ. Калориметрия. Обмен белков. Углеводный обмен. Обмен липидов.

Самостоятельная работа: составление опорного конспекта
Тема 2.15. Обмен воды и минеральных солей.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Обмен веществ. Обмен воды.Содержание воды в организме. Физико-химические свойства воды.Биологическая роль воды. Поступление и выделение воды. Регуляция водного баланса и его нарушения.Обмен минеральных солей.

Самостоятельная работа: решение теста (приложение 13).
Тема 2.16. Обмен энергии.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Энергетический обмен. Аденозинтрифосфат (АТФ) – универсальный посредник между пищевыми энергоносителями и химическими реакциями в организме. Энергозатраты организма.

Самостоятельная работа: составление опорного конспекта
Тема 2.17. Регуляция обмена веществ и энергии.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Катаболизм и анаболизм. Регуляция обмена веществ и энергию Исчерпание энергетических резервов при мышечной деятельности.

Самостоятельная работа: решение теста (приложение 14).
Тема 2.18. Расчет величины основного обмена и энергозатрат при мышечной деятельности.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Значение пищевых веществ (белки, жиры, углеводы, минеральные элементы, витамины) в обеспечении жизнедеятельности организма. Химический состав и калорийность суточного рациона спортсмена. Методы определения химического состава и суточной калорийности рациона (лабораторный метод и по меню-раскладке). Рациональная организация питания спортсменов.

Самостоятельная работа: составление суточного рациона питания (таблицы, учебник: Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека – М.: Олимпияпресс., 2010. – 480 с.).
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск