План – конспект к открытому интегрированному уроку биологии – информатики
« Динамика биологических популяций. Математическое моделирование. Биологические модели развития популяций». (11 класс). Учителя: Кузнецов В.А. (биология) и Кузнецова Е.И. (ИВТ).
Цели урока:
Обучающие:
| закрепить имеющиеся знания о популяции;
создать представление о популяционных волнах, механизмах их образования;
продолжить работу по приобретению навыков моделирования;
реализовать модели развития популяций в электронных таблицах;
изучить динамику численности популяций на примере моделей неограниченного роста, ограниченного роста, ограниченного роста с отловом, модели «хищник – жертва»;
провести промежуточный контроль усвоения основных приёмов создания и форматирования таблиц в Ms Excel, построения и редактирования диаграмм;
| Развивающие:
| развивать способности самостоятельного выполнения творческих заданий, мыслительные способности, внимательность.
| Воспитывающие:
| воспитывать у учащихся уважительное и ответственное отношение к природе;
показать важность охраны природы, бережного отношения к окружающей среде для сохранения биологического равновесия;
| Формы организации учебной деятельности: Интегрированный урок. Комбинированный.
Время
| Тема урока
|
Слайд № 1
| Учитель биологии
Тема сегодняшнего урока: Динамика биологических популяций. Математическое моделирование. Биологические модели развития популяций
|
| Напомню основные правила ТБ в компьютерном классе:
отвечаем, сидя;
при работе на ПК не встаем, когда в кабинет входят посторонние;
не касаемся пальцами экрана монитора и соединительных проводов;
после урока выключаем компьютер только тогда, когда об этом попросит учитель.
В тетрадях сегодня вести записи Вы не будете. Перед вами краткие опоры для изучаемого на уроке материала по биологии и информатике и домашнее задание. Эти опоры Вы вклеите в свои тетради. Сегодня на уроке мы с вами работаем с разнообразными программными средствами – программой для создания и просмотра презентаций MS Power Point, табличным процессором MS Excel, программой для просмотра Flash-анимаций Macromedia Flash
Итак, настроимся на работу.
Прежде чем начать новую тему, я бы хотел увидеть вашу подготовку по домашнему заданию. Для этого я предлагаю вам выполнить тест на 8 минут.
| Слайд № 2
| Повторим некоторые биологические термины: фронтальный опрос
Вид - формы живой материи, представленные совокупностью особей, сходных между собой по морфологическим и физиологическим особенностям, имеющим общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой, дающих плодовитое потомство и занимающих определенную область распространения (ареал).
Популяция - совокупность особей определенного вида, в течение достаточно длительного времени населяющих определенное пространство. Популяция – элементарная эволюционная единица, она обладает собственной эволюционной судьбой.
Условия, влияющие на численность популяции - пищевые ресурсы, ограниченность ареала обитания, эпидемии, болезни, природные катастрофы и т.д.
Динамика популяций - колебания или изменения численности популяций во времени.
Движущие силы эволюции - наследственность, изменчивость, естественный отбор
Ёмкость среды - способность территории вмещать определённое количество особей.
| Слайд № 3
| Рост численности популяций любого вида в природе никогда не бывает бесконечным. Рано или поздно популяция сталкивается с ограничениями, не позволяющими ей наращивать далее своё обилие. Ресурсы, за счёт которых существуют виды – пища, убежища, подходящие места для размножения и т.п., на любой территории имеют пределы. В природных условиях численность популяций обычно колеблется вокруг определённого уровня, соответствующего ёмкости среды.
| Слайд 4
| Графики на рисунке отображают теоретический и практический рост популяции
Рис. 1. Теоретически возможная и реальная кривая роста популяции Пунктирной линией изображён теоретический рост популяции. По графику видно, что численность популяции растёт безгранично.
Сплошная кривая отображает рост популяции в природе. Она имеет S-об разную форму. Точка A соответствует начальному числу особей, точка D - тому, которое устанавливается в соответствии с ёмкостью среды и соответствует стабилизации. Точки B , C и D отображают критические численности популяции, изменяющие темп её роста. Из всего сказанного следует, что в популяции с определённого момента рождаемость и смертность, приток и отток особей начинают уравновешивать друг друга.
Характер данной кривой отображает основные законы роста всех видов популяций.
Вывод: Безграничный рост численности губителен для любого вида, так как приводит к подрыву его жизнеобеспечения.
Какие способы ограничения численности видов мы наблюдаем в природе?
Ответы учащихся: 1) Внешние воздействия на популяцию - неблагоприятные условия, конкуренты, хищники и т.д., а так же изменения, происходящие внутри популяции.
2) Например, при содержании белых мышей в вольерах, когда люди следят за чистотой клеток и обеспечивают всех кормом, мыши, достигнув определенной численности, перестают размножаться. Если перевести их в более просторную клетку, тем самым, снизив плотность популяции, они продолжат размножение вновь до определенных пределов. При этом меняются характер поведения мышей и отношения их между собой. Зверьки становятся беспокойными и агрессивными, и это отрицательно влияет на процесс размножения. Вывод: Внутривидовые отношения и есть тот механизм, посредством которого обеспечивается саморегуляция численности популяций у пределов ёмкости среды, а у более высокоорганизованных видов даже иногда задолго до действительного исчерпания ресурсов.
Взаимодействие особей внутри популяции определяется внутривидовой конкуренцией, взаимодействие между популяциями – межвидовой конкуренцией.
В биологии при исследовании развития биосистем строятся информационные модели изменения численности различных живых существ (бактерий, рыб, животных и пр.) с учётом различных факторов. Взаимовлияние популяций друг на друга рассматривается в моделях типа «хищник – жертва».
| Слайд 5
| Виды моделей развития популяций:
модель неограниченного роста (теоретическая);
модель ограниченного роста (практическая)
модель ограниченного роста с отловом
модель «хищник – жертва» (взаимодействия с другими популяциями)
| Слайд 6
| Учитель информатики
Сегодня на уроке мы будем доступными нам способами создавать биологические модели развития популяций. Давайте вспомним основные понятия и термины темы «Моделирование»
Некоторые термины темы «Моделирование»:
Модель - это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, процесса или явления.
Виды моделей - Модели предметные (материальные) и информационные. Предметные воспроизводят геометрические, физические и др. свойства объектов в материальной форме, информационные – в знаковой или образной. ( в кабинете представлены некоторые модели. Попробуйте выделить среди них предметные и информационные.
Система объектов - совокупность взаимосвязанных объектов, которые называются элементами системы.
Виды информационных моделей - статистические (описывают состояние системы в определённый момент времени) и динамические (описывают процессы изменения и развития систем) модели.
Способы построения компьютерных моделей - 1) Построение алгоритма и его кодирование на одном из языков программирования; 2) Построение модели с помощью одного из приложений (MS Excel, MS Access и др.)
Моделирование - метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
| Слайд 7
| Учитель информатики
Основные этапы разработки модели:
построение описательной модели ( выделяет существенные параметры объекта, а несущественными пренебрегает);
формализация модели (модель записывается с помощью формального языка с помощью формул, неравенств, уравнений, фиксируются соотношения между начальными и конечными значениями свойств объектов, накладываются ограничения на допустимые значения этих свойств);
построение компьютерной модели (на языке программирования или с помощью приложений, например, MS Excel);
компьютерный эксперимент (в MS Excel – построение диаграммы или графика, сортировка данных и т.д.);
анализ полученных результатов и корректировка модели.
| Слайд 8
| Учитель информатики
Многие явления и закономерности живой природы можно описать на языке математики и физики. При этом создаётся формализованная модель, в которой с помощью формул, уравнений, неравенств фиксируются формальные соотношения между начальными и конечными значениями свойств объектов, а также накладываются ограничения на допустимые значения этих свойств. Чаще всего при этом используются приближённые математические методы, позволяющие находить значения этих свойств.
Это не всегда просто.
Из дома реальности легко забрести в лес математики, но лишь немногие способны вернуться обратно. Х. Штейхауз
| Слайд 9
| Учитель информатики
Мы рассмотрели факторы, которые влияют на динамику развития популяций. Уточним описательные модели развития популяций и проведём их формализацию.
Модель неограниченного роста.
В этой модели численность популяции ежегодно увеличивается на определённый процент. Никакие абиотические (внешние) и биотические (внутренние) факторы в нашей модели влиять на численность популяции не будут.популяцию не будут.
Формализованная модель будет иметь вид x n+1 = a*x n ,
где x n – численность популяции текущего года,
x n+1 – численность популяции следующего года
а – коэффициент роста (если рост 5%, то а = 1,05).
| Слайд 10
| Учитель информатики
Модель ограниченного роста.
В этой модели учитывается, что на численность популяции оказывает влияние состояние окружающей среды, наличие корма, перенаселённость и другие факторы.
x n+1 = a * x n - b*x n2 = (a – b*x n )*x n ,
где b – коэффициент перенаселённости, который учитывает влияние вышеприведённых факторов..
Так же, как и в модели неограниченного роста
а – коэффициент роста,
x n – численность популяции текущего года
x n+1 – численность популяции следующего года
| Слайд 11
| Учитель информатики
Модель ограниченного роста с отловом
В этой модели учитывается, что на численность популяций промысловых животных и рыб также оказывает влияние величина ежегодного отлова с.
x n+1 = (a - b*x n )* x n – c ,
где с – величина ежегодного отлова,
а – коэффициент роста,
b – коэффициент перенаселённости,
где x n – численность популяции текущего года,
x n+1 – численность популяции следующего года
| Слайд 12
| Учитель информатики
Модель «хищник – жертва»
Популяции обычно существуют не изолированно, а во взаимодействии с другими популяциями. Наиболее важным типом такого взаимодействия является взаимодействие между жертвами и хищниками (караси-щуки, зайцы-волки и т.д.). В этой модели количество жертв и хищников связано между собой. Чем больше хищников и жертв в популяции, тем чаще они встречаются.
Немного упростим модель
x n+1 = (a - b*x n )* x n – с – f* x n* yn,
Количество встреч жертв и хищников прямо пропорционально произведению количеств жертв и хищников, а коэффициент f характеризует возможность гибели жертвы при встрече с хищником,
(например, лось окажет большее сопротивление волку. чем кролик).
x n – количество жертв, yn – количество хищников.
| Слайд 13
| Учитель информатики
Для визуализации моделей мы воспользуемся табличным процессором MS Excel.
Повторим ранее изученный материал, который необходим при построении модели
Типы данных в MS Excel и их основные особенности - текст, число, формула
Относительная адресация ячеек (А1, D23, A1 : F5, ...) - адресация, допускающая автоматическую корректировку формулы при её перемещении и копировании. При этом относительные адреса ячеек, входящие в формулу, изменяются в соответствии с её перемещением относительно исходной ячейки.
Абсолютная адресация ячеек ($A$1, $A$! : $F$5,...) - адресация, запрещающая автоматическую корректировку ячеек с абсолютной адресацией при перемещении и копировании формулы. При этом абсолютные адреса ячеек, входящие в формулу, не изменяются при её перемещении относительно исходной ячейки.
Как сменить способ адресации ячеек? - нажать клавишу F4, установив курсор после адреса ячейки
Что происходит при изменении данных в ячейке, на которую ссылается формула - Автоматический перерасчёт всей таблицы.
| Слайд 14+
работа с книгой MS Excel «Популяции»
| Учитель информатики
Приступим к практической работе – построим компьютерную модель, которая позволяет исследовать численность популяций с использованием различных биологических моделей, и выполним её визуализацию, построив графики изменения численности популяций с течением времени. Я сегодня оцениваю навыки заполнения таблицы данными, создания и копирования формул, построения диаграммы (графика) по данным таблицы, а также её редактирования.
Вам нужно будет исследовать полученную модель, изменяя коэффициенты.
| работа с книгой MS Excel «Популяции»
| Учитель биологии
Проводит анализ выполнения работы.
Перейдём к листу «Усовершенствованная модель».
Проведём компьютерный эксперимент с помощью этой модели развития популяций.
Рассмотрим модель ограниченного роста. Какой коэффициент отражает влияние среды на изменение численности популяции? (ответ: коэффициент перенаселённости). Как изменится численность популяции при его увеличении?. (ответ: численность популяции падает).
Увеличьте его (ввести заново, нажать Enter)., Проверим так ли это?
Какие факторы в этой модели не учитывались? (ответ: абиотические условия)
В практической деятельности большую роль играет модель ограниченного роста с отловом.
Опытным путём установите величину ежегодного отлова, при которой численность популяции будет практически оставаться на одном уровне (это величина отлова 0,17) Подберите коэффициент отлова, при котором популяция исчезнет через 5 лет (это величина отлова 0,3).
Модель «Хищник – жертва» Как изменится численность популяции жертв при увеличении начальной численности популяции хищников в 2 раза (ответ: уменьшится)
Что произойдёт, если начальное количество хищников будет в 5 раз больше? (ответ: Популяция жертв будет съедена, она исчезнет).
Какой вывод с биологической точки зрения можно сделать?
- Математические модели отображают динамику развития популяций, но не всегда учитывают все факторы, влияющие на популяцию, т.е. носят приближённый характер.
| Слайд 15
| Вывод с точки зрения ИВТ.
Мы реализовали все этапы построения моделей: описательный, формализацию модели, построили эл. таблицу, провели компьютерный эксперимент, усовершенствовали графический интерфейс модели, сделали анализ полученных результатов.
| Слайд 16 «Открытая биология»
| Мы с вами знаем, что один и тот же объект может иметь множество моделей.
Эта комп. модель демонстрирует законы роста двух популяций (хищников-волков и жертв-хищников). Пусть кроликов будет гораздо больше, чем волков, а скорость их рождаемости одинакова. запустим модель и сделаем выводы.
Какой вывод?
Как называется данное явление? (ответ: популяционные волны)
При сбалансированном количестве жертв и хищников обе популяции могут существовать длительное время, причём их численность меняется волнами, одна из которых опережает другую.
| Слайд 17
| Учитель литературы
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину.
М.М. Пришвин
В последнее время человек всё больше и больше вмешивается в природные процессы. Исследуя различные модели развития популяций, можно сохранить видовое разнообразие растений и животных, чтобы не пришлось заносить их в Красную книгу.
|
| Учитель литературы
Будущее человечества, жизнь наших детей, внуков и более отдалённых потомков целиком зависят от совместных усилий людей, населяющих Землю сегодня.
Академик А. Виноградов, геофизик
|
| Учитель литературы
«Люди начинают чувствовать, что Земля – их общий дом, и что у человечества есть общая забота – избежать экологического кризиса» Академик П. Капица, физик
|
| Учитель литературы
«Нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить». Фредерик Жолио-Кюри, физик
| Слайд 18
| Учитель биологии Демонстрация последнего слайда.
Люди! Помните, Вы в ответе за тех, кого приручили! Мы тоже имеем право жить на Земле!
|
|