ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Шляпочные грибы.
| ФИО (полностью)
| Киселёва Елизавета Анатольевна
|
| Место работы
| МБОУ «Тургеневская СОШ»
|
| Должность
| Учитель химии и биологии
|
| Предмет
| биология
|
| Класс
| 6
|
| Тема и номер урока в теме
| Шляпочные грибы. № 12.
|
| Базовый учебник
| В.В.Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс.
| 8. Тип урока: урок «открытия» нового знания
9. Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: формирование знаний об особенностях строения и способа питания шляпочных грибов.
10. Формирование УУД:
Личностные действия: воспитание чувства ответственности за свою жизнь и здоровье, за сохранение многообразия живого мира.
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, взаимоконтроль, оценка, саморегуляция.
Познавательные действия: дети учатся различать съедобные и ядовитые грибы, знакомятся с правилами сбора грибов. Развивают понятие о многообразии живых организмов; умение пользоваться дополнительными источниками знаний (Интернет, дополнительная литература)
Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем.
11. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения:
-иллюстративно-словестный
-работа с компьютером (просмотр презентации)
12. Необходимое техническое оборудование: интерактивная приставка, презентация «Грибы», живые объекты (опята, свинушки), лупа.
13. Структура и ход урока:
1) организационный момент – 2 минуты
2) актуализация знаний и умений – 8 минут
3) изложение нового материала – 22 минуты;
4) закрепление и систематизация материала – 8 минут;
5) постановка домашнего задания – 2 минуты;
6)рефлексия деятельности – 3 минуты.
Технологическая карта урока.
№ п/п
| Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| УУД
| Время
(в мин.)
| 1.
| Организационный момент.
| Проконтролировать готовность учащихся к уроку, настрой учащихся на рабочий лад
| Настраиваются на работу.
| Регулятивные: элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии.
| 2
| 2.
| Актуализация знаний и умений.
| Опрос и изложение нового материала сопровождаются показом части презентации «Грибы» (прил. 1)
1.Фронтальный опрос.
- какими способами размножаются грибы?
- чем питаются грибы?
- какие грибы являются сапрофитами, а какие паразитами?
2. Индивидуальный опрос (прил. 2)
| Отвечают на вопросы учителя, правильность ответа проверяют по соответствующему слайду презентации, открываемому учителем.
Зачитывают текст своей карточки и дают ответ на вопрос. Если ответа нет, отвечает весь класс.
| Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; определение основной и второстепенной информации; Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
| 8
| 3.
| Изложение нового материала.
| 1.Теперь я загадаю вам несколько загадок (прил.3).
Молодцы! Хорошо разбираетесь в грибах. Какие же грибы мы будем сегодня изучать?
2.Лабораторная работа «Строение шляпочного гриба» (прил. 4)
3.Вы когда-нибудь задумывались, почему названия многих грибов связаны с названиями деревьев (подосиновик, подберёзовик и т.д.)?
Рассказ о симбиозе и образовании микоризы.
4. Беседа о съедобных и ядовитых грибах.
5.Что делать, если человек отравился грибами? Рассказ учителя о признаках отравления грибами и о мерах первой помощи.
Физкультминутка
| Разгадывают загадки.
Возможные ответы: съедобные, ядовитые, шляпочные.
Определяют тему урока: «Шляпочные грибы».
Выполняют лабораторную работу и делают записи в рабочих тетрадях (с.16, з.31)
Делают предположения о том, что между грибами и деревьями существует какая-то связь.
Слушают рассказ учителя, выполняют задание 32 в рабочей тетради.
Дети рассказывают, какие съедобные и ядовитые грибы они знают, как отличить ядовитые грибы от съедобных.
Слушают рассказ учителя, участвуют в нём, приводя известные им примеры из жизни.
| Познавательные:
смысловое чтение как осмысление цели чтения,
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. Новые понятия: шляпка, ножка, микориза.
Личностные:
установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
| 2
8
5
7
| 4.
| Закрепление и систематизация материала
| Я вижу, вы хорошо разбираетесь в грибах, давайте попробуем составить памятку для грибников, чтобы все знали правила сбора грибов.
| С помощью учителя составляют «памятку грибнику», которую вклеивают в рабочую тетрадь:
1.Не собирать грибы неподалёку от автомобильных и железных дорог, заводов.
2. Не собирать старые, переросшие грибы.
3.Не брать грибы, в которых вы сомневаетесь.
4. Грибы аккуратно срезаются ножом, а не выдёргиваются «с корнем».
| Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
Регулятивные: составление плана и последовательности действий;
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
| 8
| 5.
| Постановка домашнего задания.
| формулировка и комментирование домашнего задания
| слушают и фиксируют в дневниках
| Регулятивные: умение организовать учебную работу в школе и дома.
| 2
| 6.
| Подведение итогов урока.
| Закончите предложения и оцените работу товарища по парте:
1) А вы знаете, что сегодня на уроке я...
2) Больше всего мне понравилось...
3) Самым интересным сегодня на уроке было...
4) Самым сложным для меня сегодня было...
5) Сегодня на уроке я почувствовал
6) Сегодня я понял...
7) Сегодня я научился...
8) Сегодня я задумался....
9) Сегодняшний урок показал мне …..
10) На будущее мне надо иметь в виду ……
| Дают ответы.
| Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
| 3
| Приложение 2.
Карточка 1.
Изучая оболочки грибных клеток, французский учёный Г.Бракон в 1811 году выделил неизвестное до того времени вещество и назвал его фунгин (от лат. фунгус – гриб). Затем подобное вещество было обнаружено в покрове тела насекомых, его назвали хитином.
Вопрос:
- о чём свидетельствует тот факт, что у грибов и большинства членистоногих в оболочках клеток присутствует одно и то же вещество?
Карточка 2.
Грибы по ряду признаков сходны с растениями. Они синтезируют витамины, их клетки имеют прочные оболочки.
Вопрос:
- какие ещё признаки растений присущи грибам?
Карточка 3.
Грибница шляпочного гриба состоит из нитей (гиф), представляющих собой длинные двухъядерные клетки. Плодовое тело гриба образовано такими же нитями.
Вопрос:
- чем же плодовое тело гриба отличается от грибницы?
Приложение 3.
Загадки.
Из-под травки прошлогодней
Вылезают на свободу
Неразлучные сестрички –
Рыжеватые ………..(лисички)
Царь грибов на толстой ножке –
Самый лучший для лукошка.
Он головку держит смело,
Потому, что гриб он …….(белый)
Я старушка вредная,
На мне шляпка бледная,
А нога в ботинке,
На чулке – пестринки,
Вокруг ворота –
Пораспорото.
Кто меня коснётся
Тот уж не проснётся. (бледная поганка)
Приложение 4.
Лабораторная работа «Строение шляпочного гриба»
Порядок выполнения работы:
Рассмотрите шляпочный гриб (плодовое тело). Найдите ножку и шляпку – это основные части плодового тела.
На ножке с помощью лупы рассмотрите плотно расположенные нити грибницы.
Прочитайте по учебнику (с. 41) об особенностях строения пластинчатых и трубчатых грибов. Найдите на рисунках плодовое тело и грибницу.
Выясните, к пластинчатым или трубчатым грибам относится рассмотренный гриб.
Выполните задание 31 в рабочей тетради.
|