Скачать 50.2 Kb.
|
Урок биологии в 9 классе по теме: «Организм и среда» Учитель : Суворова З.Н. МАОУСОШ д. Егла Тема урока: Организм и среда Тип урока: обобщающий Цель: повторить и систематизировать знания учащихся по теме. Задачи: повторить основные понятия по теме; подготовиться к контрольной работе; Ход урока:
Сообщение цели и задач урока.
Задание 1. «Поставь на место» Распределить термины по группам и записать их в соответствующую графу таблицы. Абиотический фактор, фитопланктон, зимняя спячка, экологическая пирамида, ультрафиолетовые лучи, продуценты, предел выносливости, биогеоценоз, хищничество, зимний покой, редуценты, влажность, экологическая пирамида, гетеротрофы, симбиоз, температура, автотрофы, сукцессия, консументы.
Задание 2. Тестовое задание на соотнесение понятий и их определения.
Устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы, литосферы: А) биоценоз; Б) биогеоценоз; В) популяция. 2. Какие организмы называются гетеротрофными? А) производители органических веществ; Б) разлагатели органических веществ: В) потребители готовых органических веществ. 3. Как называются организмы, разлагающие органические вещества? А) редуценты; Б) паразиты; В) косументы. 4. Как называется форма взаимодействия организмов, при которой оба партнера извлекают пользу от совместного проживания? А) хищничество; Б) симбиоз; В) паразитизм. 5. Как называется ряд взаимоотношений между видами, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему? А) популяция; Б) цепь питания; В) сукцессионный ряд. 6. Из приведенного перечня выбери приспособления растений к жизни. А) в пустыне: Б) в тундре: 1) поверхностное расположение корней; 2) глубинное и поверхностное расположение корней; 3) листья опушены, имеют восковой налет; 4) стебель имеет серебристое или беловатое опушение, у ряда растений в нем происходит фотосинтез; 5) листья видоизменены в колючки или имеют небольшие размеры; 6) стебель низкорослый, выше снегового покрова отмерзает. Задание 3. Работа с сигнальными карточками. (Синий цвет – нет, красный – да)
Задание 4. Устно ответить на вопросы
Выполнение практических заданий и решение экологических задач Задание Исправь ошибки. Задание 1. Продуценты Редуценты Консументы Задание 2. Цепь питания Лиса мышь пшеница Задание 3. «Модели биогеоценозов» Составить цепи питания в разных сообществах:
Задание 3. Экологические задачи Биологическая задача № 1. Перед зимней спячкой сурок накаливает до 30% жира, достигая массы тела до 5,98 кг. Определите массу сурка до начала ожирения. Биологическая задача № 2. 1 м2 зеленых листьев за 1 час способен усвоить из воздуха 8 г С02 и одновременно выделить столько же кислорода. Сколько поглотят С02 и выделят кислорода (02) 2 м2 зеленых листьев в течение суток? Биологическая задача № 3. Морские мидии являются своеобразными живыми очистными сооружениями: 1 кг мидий ежесуточно очищает 10 т воды. Определите массу мидий, необходимую для очистки 80 тыс. м3 загрязненных вод. Биологическая задача №4. 60 кг макулатуры сохраняют от вырубки одно дерево в лесу. Сколько деревьев 50-летнего возраста сохраняют ребята, собравшие 720 кг макулатуры? Сколько макулатуры надо собрать, чтобы сохранить 80 деревьев полувекового возраста? Биологическая задача №5 Лист одуванчика из тенистого места имеет длину 31см. Лист другого экземпляра этого же растения, выросшего на солнце, имеет длину 6,2 см. Во сколько раз площадь первого листа больше? Как вы думаете, почему? Биологическая задача №6. Сколько рыбы необходимо съесть человеку, чтобы его масса увеличилась на 1 кг? Сколько должно быть планктона в цепи питания планктон мирные рыбы хищные рыбы человек. |