Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 389.25 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации28.01.2014
Размер389.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5



Педагогическая диагностика как управленческий ресурс учителя – предметника.
Галеева Н.Л.,

кандидат биологических наук,

доцент кафедры УРШ МПГУ

учитель биологии ГОУ СОШ 196


Понятие «педагогическая диагностика» и его место в профессиональном тезаурусе учителя-предметника.

Технология педагогической диагностики в системе «учитель – ученик» как основа для реализации управленческих функций учителя.

  • сущность параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика как основы его учебного успеха.





Уникальность биологии как школьного предмета - в богатстве его дидактических ресурсов. Непревзойденное разнообразие ощущений, представлений, образов, идей – все это отражение бесконечного разнообразия Природы. И способы изучение Природы, особенно живой, – настолько же разнообразны, насколько разнообразны сами объекты изучения.

Так почему же практически у каждого учителя (если только он не работает в биологической школе при МГУ или т.п.) находятся учащиеся, для которых изучение биологических дисциплин «не интересно»? Почему для учителя, услышавшего такой ученический «вердикт», на этом чаще всего заканчивается активная профессиональная деятельность по отношению к такому ученику: «Что я могу сделать, если он не хочет заниматься биологией!..»

Но и для тех учащихся, которых мы называем «успешными» в освоении предмета, не все формы работы оказываются одинаково комфортными. Есть дети, для которых легче построить таблицу, чем её проанализировать. А есть такие, которым наоборот, легче увидеть в таблице закономерность, но самостоятельно «свернуть» текст в таблицу они затрудняются. Скажите, для какого из этих двух учеников изучение строения клетки будет успешнее, если при объяснении «собирать» клетку, а для какого ученика удобнее будет клетку «разбирать» на составные части?..

Для кого из них коллективная работа на единую цель будет мотивирующей?.. Кому из учащихся необходимо обязательно прочитать вслух задание, чтобы понять его?.. Каким ученикам бесполезно говорить «ты должен»?.. А как же тогда определить для него его позицию по отношению к учебной работе?..

Все эти и многие другие вопросы, возникающие в момент возникновения педагогических ситуаций или как итог педагогических раздумий, и есть повод для осуществления учителем одной из своих важнейших и, на первый взгляд, наиболее трудоёмких компетенций – умения осуществлять педагогический анализ.

Педагогический анализ –

система знаний, умений и навыков учителя,

обеспечивающих осознание учителем существующих реалий

(особенностей учеников, дидактических средств и условий, уровня развития собственных компетентностей) и взаимосвязей этих реалий

для организации образовательного процесса

максимально комфортного и одновременно развивающего для КАЖДОГО ученика.



Открывая рубрику «Экспериментальная площадка» в августе 2003 года в нашем журнале, мы уже упоминали о компетентностной модели учителя, которая, будучи открытой системой, тем не менее, на сегодняшний день представляется необходимой и достаточной в качестве основы для самоанализа учителя (рис.1).




Рис. 1.

Анализ присланных читателями анкет, тесное личное сотрудничество с учителями - биологами Москвы и Подмосковья, позволяют мне сделать определенный вывод: наши учителя обладают разнообразными и хорошо организованными ресурсами обучения биологии как предмету: учебники, рабочие тетради, другая методическая литература, оснащение кабинетов для практических и лабораторных работ, медиа-оснащение: видеофильмы, компьютерные программы, собственные авторские презентации…Однако, при ближайшем рассмотрении это оснащение оказывается «хорошо организованным» только по предметным основаниям. Учитель не обладает достаточными знаниями и навыками для отбора форм и средств учебной работы, если возникает ситуация, требующая индивидуализации, или хотя бы дифференциации учебного процесса для обеспечения учебного успеха конкретным учащимся или группам учащихся.

Получается «проблемная ситуация»: с одной стороны разнообразие методов, форм и средств учебной работы – с другой стороны разнообразие учащихся. А вот механизма обеспечения их целенаправленной встречи – нет. В лучшем случае есть достаточно примитивные характеристики учеников: способный, неспособный (или просто недостойные уважающего себя учителя – «неинтеллектуальный», «тупица») и такие же мало говорящие о сущности задания определения: «задания обязательного уровня», «творческие задания».

В данной статье мы начнем целенаправленно разрешать эту проблемную ситуацию, имея в виду, что в результате нам необходимо получить систему знаний, умений и навыков учителя, которая поможет управлять процессом обучения практически каждого ученика.

* *

*

Педагогический анализ ученика мы начнем с обсуждения тех современных научных достижений, которые должны составлять основу знаний учителя об ученике как субъекте обучения. Что определяет успешность обучения ученика? Какие особенности личности ученика являются особенно важными для учета в построении учебного процесса?

В данной статье мы остановимся на тех научных разработках, которые в последние десятилетия проникли в педагогику в первую очередь из психологии. И начнем с теории, положения которой, на мой взгляд, являются наиболее концептуальными для любого человека, чья профессиональная деятельность включает не просто непосредственное взаимодействие с людьми, но востребует организованного воздействия на другого человека. Речь идет о теории множественности интеллекта Говарда Гарднера. Интеллект (по Гарднеру ) это неординарная способность к:

- нестандартному решению проблем;

- генерированию новых проблем и идей;

- созданию продукта или оказанию услуг, которые

обладают ценностью В ДАННОЙ КУЛЬТУРЕ.
Определенное таким образом понятие интеллекта продолжает выполнять роль понятия специфического человеческого адаптивного механизма, однако становится универсальным и приобретает более широкий смысл, чем умение ловко оперировать тестами на IQ. По этому определению европеец может проиграть в интеллекте аборигену в джунглях. Да и внутри племени один абориген будет более интеллектуален, чем другой – так как первый придумал новую ловушку для птиц…

Вот как звучат основные положения теории множественности интеллекта (ТМИ):

1. Интеллект нельзя измерить в лабораторных условиях тестами

2. Категорически нельзя объяснять на основе тестов расовые, национальные и религиозные различия.

З.Интеллект МНОЖЕСТВЕНЕН.

4.Интеллект ДИНАМИЧЕН.

Для нас с вами больше всего интересны два последних положения – множественность интеллекта, это ни что иное, как возможность развивать интеллект ученика разными способами, в разных направлениях, одновременно повышая его общий уровень. А динамичность интеллекта основывается на биологических законах о наследовании диапазона признака, поэтому мы должны работать с учеником, даже если нам кажется что его какая-то способность на очень низком уровне развития.

В таблице 1 кратко сформулированы результаты развития и способы развития выделенных Гарднером направлений развития интеллекта. Учителю следует иметь в виду, что выделенные в первом столбце таблицы понятия характеризуют не столько тип интеллекта, сколько направления его развития (целостность интеллекта соотносится с этими выделенными составляющими как система и подсистемы, но не механическая сумма составляющих).
Таблица 1. Направления развития общего интеллекта ( по Г.Гарднеру)


Тип (направление развития)

интеллекта


За что отвечает


Чем развивается

1. Вербально-лингвистический

За развитие устной и письменной речи, грамотность, поэтический дар, сочини-тельство и… ЮМОР

Любой работой с устным и письменным текстом, сочинениями

2. Логико-математический

Научное мышление, индуктивные и дедуктивные умозаключения, логическое мышление, оперирование абстрактными символами, числами, раскрытие закономерностей, причинно - следственных связей, соотношения частей и целого

Заданиями на смекалку, занимательными задачами, логическими играми и головоломками; софизмами и парадоксами

3.Визуально-пространственный

Образное мышление, творческое воображение



Рисованием, лепкой, моделированием в пространстве; заданиями на активное воображение; мысленными экспериментами;

использованием наглядных средств

4. Моторно- двигательный

Творческое выражение эмоций, силы, красоты,

С использованием пластики мышц и тела в целом; любые материализованные действия, в которых участвуют руки

Ролевыми играми, драматизацией,

танцами, физкультурой, спортом; развитием любых языков тела;

развитием моторики рук трудовыми навыками

5. Музыкально – ритмический

Способность к распознаванию и использованию голоса и ритма, чувство звука и тональности, развитие музыкального слуха

Пением, музицированием, разучиванием ритмических памяток;

природными звуками

6. Межличностной

Развитие коммуникативных способностей, умение работать в команде, общаться с аудиторией, способность к ЭМПАТИИ (сопереживанию)

Работой в команде, взаимообучением, созданием ситуаций взаимопомощи

7. Внутриличностной

Способность к самоанализу на уровне чувств, эмоций; развитая интуиция; анализ реальности, активная рефлексия; СИСТЕМНОЕ восприятие объектов и явлений;

Способность к МЕТАПОЗНАНИЮ

Все приемы развития навыков саморегуляции,

самоконтроля, самооценки; целенаправленное развитие навыков системного мышления;

развитием интуиции



Можно сформулировать концептуальные выводы для учителей из теории Г. Гарднера:
1.Не может быть универсальной системы оценки общего уровня интеллекта для людей из разных социальных слоёв, разных культур.

2. Интеллект может быть развит минимум по 7 направлениям.

3.У каждого человека интеллектуальные способности по этим семи направлениям развиты в разной степени.

4. Большинство людей может развить в себе любой тип интеллекта.

5.Различные типы интеллекта могут взаимодействовать.

6. Существует много способов развития одного и того же типа интеллекта.
В системе педагогической диагностики навыки играют не менее важную роль, чем знания. Поэтому закончим эту часть статьи практическим заданием. На рисунке 2 представлена модель множественности интеллекта, в которой окружность определяет условную норму развития каждого из направлений интеллекта для нашей цивилизации.

Рис. 2. Задание для практической работы

( самоанализ структуры интеллекта)


1. 2.

Верб-лингв


Лог-матем


Внутриличн.


Виз-простр




Межличн.


Мот-двиг


Муз-ритм

Попробуйте изобразить на первом из рисунков структуру собственного интеллекта. Постарайтесь быть объективными, если Вы пишете стихи, то Вы поставите свою точку на векторе «верб-линг» снаружи за точкой пересечения «нормы» с вектором. Если Вы даже в компаниях не поёте - место для вашей точки на векторе «муз-ритм» окажется внутри окружности условной нормы. Когда вы проведете такую самооценку, соедините полученные точки прямыми линиями. Площади полученной фигуры – это условное изображение уровня Вашего общего интеллекта на данный момент. А форма этой фигуры – это индивидуальная структура вашего интеллекта.

А теперь попробуйте проделать то же самое, но для такого Вашего ученика, с которым у Вас явные (или скрытые) проблемы. Сравните два рисунка. Скорее всего, разница будет не только в «площади» общего интеллекта. Вы – разные. Разные по структуре интеллекта. Неуспешность ученика на ваших уроках может быть результатом резкого несовпадения индивидуальных структур интеллекта.

Сформулируем концептуальные выводы для себя из теории Г. Гарднера:

1.Не может быть универсальной системы оценки общего уровня интеллекта для людей из разных социальных слоёв, разных культур.

2. Интеллект может быть развит минимум по 7 направлениям.

3.У каждого человека интеллектуальные способности по этим семи направлениям развиты в разной степени.

4. Большинство людей может развить в себе любой тип интеллекта.

5.Различные типы интеллекта могут взаимодействовать.

6. Существует много способов развития одного и того же типа интеллекта.
Главный вывод для учителя: «неуспешный ученик – другой, он не понимает меня, потому что он – другой, а не плохой». Я не зря так подробно останавливаюсь на этом. Именно на одном из занятий по использованию данных ТМИ в практике учителя, один из учителей, сравнив структуру своего интеллекта со структурой интеллекта ученика, воскликнул:

- Так что же, я должен опускаться до его уровня?..

Ну, во-первых, не всегда опускаться. Иногда придется и подниматься. Но учитывать и развивать необходимо всегда.

Следующей составляющей нашей «палитры для изображения ученика в дидактическом интерьере» следует назвать динамическую систему личности, разработанную К.К. Платоновым и удобную в применении именно для учителей (табл.2.).
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск