Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 133.32 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации21.01.2014
Размер133.32 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Биология > Анализ

Тематическое и поурочное планирование (8-й класс)


В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Темы:

  • Введение. (1 ч).

  • Происхождение человека. (3 ч).

  • Строение и функции организма. (57 ч).

    1. Общий обзор организма. (1 ч).

    2. Клеточное строение организма. Ткани. (3 ч).

    3. Рефлекторная регуляция органов и систем организма. (1 ч).

    4. Опорно-двигательная система. (7 ч).

    5. Внутренняя среда организма. (3 ч).

    6. Кровеносная и лимфатическая системы организма. (6 ч).

    7. Дыхательная система. (4 ч).

    8. Пищеварительная система. (6 ч).

    9. Обмен веществ и энергии. (3 ч).

    10. Покровные органы. Теплорегуляция. (3 ч).

    11. Выделительная система. (2 ч).

    12. Нервная система человека. (6 ч).

    13. Анализаторы. (6 ч).

    14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (6 ч).

    15. Железы внутренней секреции (эндокринная система). (2 ч).

  • Индивидуальное развитие организма. (5 ч).




Тема, количество часов

Уроки

Лабораторные работы

Введение (1 ч)

0.1. Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования




I.Происхождение человека (3 ч)

1.1. Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека




1.2. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее




1.3. Человеческие расы. Человек как вид




II. Строение и функции организма (57 ч) 1. Общий обзор организма (1 ч)

2.1.1. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов




2. Клеточное строение организма. Ткани (3 ч)

2.2.1. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление




2.2.2. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения




2.2.3. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс

1. Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей

3. Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 ч)

2.3.1. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений




4.Опорно-двигательная система (7 ч)

2.4.1. Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей

2. Микроскопическое строение кости

2.4.2. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи




2.4.3. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы)




2.4.4. Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты

3. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома)

2.4.5. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа

4. Утомление при статической и динамической работе

2.4.6. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление

5. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома)

2.4.7. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов




5. Внутренняя среда организма (3 ч)

2.5.1. Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К в свёртывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение

6. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом

2.5.2. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет




2.5.3. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей




6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 ч)

2.6.1. Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов




2.6.2. Круги кровообращения




2.6.3. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца




2.6.4. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов

7. Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.
8. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа

2.6.5. Артериальное давление крови, пульс

9. Опыты, выясняющие природу пульса. 10. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку

2.6.6. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях




7. Дыхательная система (4 ч)

2.7.1. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь




2.7.2. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная ёмкость лёгких. Нервная и гуморальная регуляция дыхания

10. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе

2.7.3. Охрана воздушной среды. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Влияние курения и других вредных привычек на организм




2.7.4. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация




6. Пищеварительная система (6 ч)

2.8.1. Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы




2.8.2. Пищеварение в ротовой полости. Зубы. Глотание. Глотка, пищевод. Регуляция пищеварения в ротовой полости, движения пищи по глотке и пищеводу

11. Действие ферментов слюны на крахмал

2.8.3. Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения в желудке




2.8.4. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы




2.8.5. Пищеварение в толстом кишечнике. Формирование каловых масс. Регуляция деятельности пищеварительной системы




2.8.6. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях




9. Обмен веществ и энергии (3 ч)

2.9.1. Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей

12. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки

2.9.2. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины




2.9.3. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи

13. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат

10. Покровные органы. Теплорегуляция (З ч)

2.10.1. Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы




2.10.2. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Терморегуляция организма. Закаливание




2.10.3. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе




11. Выделительная система (2 ч)

2.11.1. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча




2.11.2. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение




12. Нервная система человека (6 ч)

2.12.1. Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга




2.12.2. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг

14. Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга

2.12.3. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга




2.12.4. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры




2.12.5. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие

15. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении

2.12.6. Итоговый урок по теме

16. Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением

13. Анализаторы (6 ч)

2.13.1. Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора




2.13.2. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения




2.13.3. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора




2.13.4. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение




2.13.5. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы




2.13.6. Взаимодействие анализаторов




14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6 ч)

2.14.1. Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип

17. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа

2.14.2. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения




2.14.3. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций




2.14.4. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.




2.14.5. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства)




2.14.6. Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления

18. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом

15. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч)

2.15.1. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы




2.15.2. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета




III. Индивидуальное развитие организма (5 ч)

3.1. Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции




3.2. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него




3.3. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика




3.4. Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов




3.5. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск