Введение (1 ч)
| 0.1. Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования
|
|
I.Происхождение человека (3 ч)
| 1.1. Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека
|
|
1.2. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее
|
|
1.3. Человеческие расы. Человек как вид
|
|
II. Строение и функции организма (57 ч) 1. Общий обзор организма (1 ч)
| 2.1.1. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов
|
|
2. Клеточное строение организма. Ткани (3 ч)
| 2.2.1. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление
|
|
2.2.2. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения
|
|
2.2.3. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс
| 1. Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей
|
3. Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 ч)
| 2.3.1. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений
|
|
4.Опорно-двигательная система (7 ч)
| 2.4.1. Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей
| 2. Микроскопическое строение кости
|
2.4.2. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи
|
|
2.4.3. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы)
|
|
2.4.4. Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты
| 3. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома)
|
2.4.5. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа
| 4. Утомление при статической и динамической работе
|
2.4.6. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление
| 5. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома)
|
2.4.7. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов
|
|
5. Внутренняя среда организма (3 ч)
| 2.5.1. Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К в свёртывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение
| 6. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом
|
2.5.2. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет
|
|
2.5.3. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей
|
|
6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 ч)
| 2.6.1. Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов
|
|
2.6.2. Круги кровообращения
|
|
2.6.3. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца
|
|
2.6.4. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов
| 7. Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. 8. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа
|
2.6.5. Артериальное давление крови, пульс
| 9. Опыты, выясняющие природу пульса. 10. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку
|
2.6.6. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях
|
|
7. Дыхательная система (4 ч)
| 2.7.1. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь
|
|
2.7.2. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная ёмкость лёгких. Нервная и гуморальная регуляция дыхания
| 10. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе
|
2.7.3. Охрана воздушной среды. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Влияние курения и других вредных привычек на организм
|
|
2.7.4. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация
|
|
6. Пищеварительная система (6 ч)
| 2.8.1. Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы
|
|
2.8.2. Пищеварение в ротовой полости. Зубы. Глотание. Глотка, пищевод. Регуляция пищеварения в ротовой полости, движения пищи по глотке и пищеводу
| 11. Действие ферментов слюны на крахмал
|
2.8.3. Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения в желудке
|
|
2.8.4. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы
|
|
2.8.5. Пищеварение в толстом кишечнике. Формирование каловых масс. Регуляция деятельности пищеварительной системы
|
|
2.8.6. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях
|
|
9. Обмен веществ и энергии (3 ч)
| 2.9.1. Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей
| 12. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки
|
2.9.2. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины
|
|
2.9.3. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи
| 13. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат
|
10. Покровные органы. Теплорегуляция (З ч)
| 2.10.1. Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы
|
|
2.10.2. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Терморегуляция организма. Закаливание
|
|
2.10.3. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе
|
|
11. Выделительная система (2 ч)
| 2.11.1. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча
|
|
2.11.2. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение
|
|
12. Нервная система человека (6 ч)
| 2.12.1. Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга
|
|
2.12.2. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг
| 14. Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга
|
2.12.3. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга
|
|
2.12.4. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры
|
|
2.12.5. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие
| 15. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении
|
2.12.6. Итоговый урок по теме
| 16. Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением
|
13. Анализаторы (6 ч)
| 2.13.1. Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора
|
|
2.13.2. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения
|
|
2.13.3. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора
|
|
2.13.4. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение
|
|
2.13.5. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы
|
|
2.13.6. Взаимодействие анализаторов
|
|
14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6 ч)
| 2.14.1. Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип
| 17. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа
|
2.14.2. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения
|
|
2.14.3. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций
|
|
2.14.4. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
|
|
2.14.5. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства)
|
|
2.14.6. Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления
| 18. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом
|
15. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч)
| 2.15.1. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы
|
|
2.15.2. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета
|
|
III. Индивидуальное развитие организма (5 ч)
| 3.1. Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции
|
|
3.2. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него
|
|
3.3. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика
|
|
3.4. Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов
|
|
3.5. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути
|
|