Скачать 60.3 Kb.
|
Урок по теме: "Среда обитания организмов и ее факторы"Цель:добиться усвоения знаний о средах обитания организмов и ее факторах. Ознакомить учащихся с законом Либиха и адаптациями. Задачи:Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Методы:1.Объяснительный (лекция, беседа). 2. Иллюстративный (демонстрация схем, таблиц, презентаций, электронных пособий). 3. Поисково-исследовательский (работа в группах с муляжами). 4. Аналитический метод (тестовая самостоятельная работа). Наглядно-демонстрационная база:таблица водоем и дубрава, дидактические - карточки, схемы, компьютер, мультимедийный проектор. Ход урока:I. Проверка домашнего задания: 1.Учащиеся у доски записывают фамилии ученых, которые внесли вклад в развитие экологии. 2. Фронтальный опрос о роли экологии в современном обществе: - Назовите отрасли экологии? -Почему экологию называют наукой будущего?
II. Актуализация опорных знаний учащихся:
Учащиеся самостоятельно работают по парам, составляя синквейн. Несколько учащихся зачитывают свои варианты сейнквейна. Выясняется, что - 2 - В качестве примера на экране появляется один из вариантов: Сенквейн - (от франц.) означает пять. Это стихотворение из пяти строк: Первая строка - название сейнквейна. Среда. Вторая строка - два прилагательных: хорошая, благоприятная. Третья строка - три глагола: влияет, движет, доставляет. Четвертая строка – фраза на тему сенквейна. Факторы влияющие на организм. Пятая строка – существительное. Жизнь. III. Мотивация учебной деятельности учащихся. 1.Учащиеся формулируют тему урока. 2. Учитель корректирует тему урока. Знакомит с целями и задачами. IV. Изучение нового учебного материала. При объяснении темы используется презентация "Пшеница". 1.Толерантность: способность выдерживать изменения условий жизни. рассмотрим на примере общих закономерностей воздействия температуры. Организмы, выдерживающие широкие колебания температуры называются - эвритермные. Организмы, выдерживающие узкие пределы температуры называются – стенотермные. 2.Биохимические адаптации к температуре: Эти адаптации особенно важны для растений и микроорганизмов – это теплоустойчивость белков и клеточных структур. 3. Морфологические адаптации к температуре: Правило Бергмана. При передвижении на север средние размеры тела в популяциях теплокровных животных увеличиваются. Другой пример развитие длинного и густого меха у млекопитающих зимой. А у растений – форма роста (Арктика и высокогорье стелющиеся формы). - 3 - 3.Регуляция работы сердца: А). Нервная регуляция. ЦНС постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсом. В продолговатом мозге находится центр кровообращения, оттуда выходит одна пара парасимпатических нервов, уменьшающих частоту и силу сокращений. Сильное возбуждение блуждающего нерва вызывает остановку сердца (опыт Гольца), поэтому например, удар по животу может оказаться смертельным; раздражение органов брюшной полости замедляет сердечные сокращения. Из шейного симпатического узла выходят симпатические нервы, учащающие и усиливающие сердечные сокращения. И так сердце имеет двойную иннервацию – парасимпатическую и симпатическую. Оба эти центра управляются так же импульсами, поступающие от рецепторов сердца в центральную нервную систему. Нарушение иннервации может привести к тахикардии (повышение частоты сердечных сокращений), или к брадикардии – снижение их частоты. Условно-рефлекторная деятельность сердца определяется активностью коры головного мозга. Так, например, у спортсмена перед стартом изменяется ритм работы сердца, расширяются коронарные сосуды, что приводит к улучшению кровоснабжения миокарда. Отрицательные эмоции так же изменяют деятельность сердца, ускоряя его сокращения. Известно, что на работу сердца влияет температура (низкая замедляет, высокая усиливает сокращения). Это используется в современной хирургии как метод охлаждения тела оперируемого. Б). Гуморальная регуляция активности сердца обеспечивается веществами, циркулирующими в крови. Работу сердца замедляют и ослабляют соли калия в крови, гормон ацетилхолин (Для блуждающих нервов медиатором служит ацетилхолин, для симпатических — норадреналин). Усиливают работу сердца гормон адреналин (при остановке сердца его водят прямо в сердечную мышцу), соли кальция. Нервная и гуморальная регуляция тесно взаимосвязаны и составляют единый механизм регуляции сокращений сердца. В). Для сердечной мышцы характерна автоматия – способность сокращаться под влиянием нервных импульсов, возникающих в самом сердце. Это связано с особыми клетками, залегающими в сердечной мышце, в которых ритмично появляются возбуждения. Автоматическое сокращение сердца продолжается и при его изоляции из организма. Г). Во время работы сердца по всему телу человека распространяются его биотоки (рис. 3). Запись биотоков сердца с различных участков тела (поверхности грудной клетки, запястьев рук и щиколоток ног) с помощью специального прибора — электрокардиографа — называют электрокардиограммой — ЭКГ. Используя рис. 4, выясните, как соотносятся зубцы и интервалы ЭКГ с фазами сердечного цикла. V.Систематизация и обобщение полученных знаний: 1.Работа учащихся в группах с муляжами сердца: А). Рассмотрите на модели сердца его внешний вид. Найдите изображение мышечных слоев, коронарных сосудов, верхней и нижней полых вен, аорты, легочной артерии и легочных вен. Б). Разберите модель сердца. - 4 - В). Найдите внутри ее правое и левое предсердия, правый и левый желудочки. По каким признакам вы их определили? Г). Что препятствует смешиванию крови? Д). В каком отделе сердца наибольшая толщина стенки? Объясните, почему? Е). Какой тканью образована стенка сердца? В чем особенность ее строения и функции? Ж). Найдите в сердце створчатые клапаны? З). Определите местоположение в сердце полулунных клапанов? И). Какие функции выполняют створчатые, а какие полулунные клапаны? 2.Используя схему фазы работы сердца, ответьте на вопросы и заполните таблицу: А). Из каких фаз складывается сердечный цикл? Б). Какова длительность (в секундах) каждой фазы сердечного цикла? В). Что происходит с кровью: а) при сокращении предсердий; б) при сокращении желудочков; в) во время общего расслабления (паузы)? Г). Какие клапаны открыты при сокращении предсердий, а какие закрыты? Д). Какие клапаны открыты при сокращении желудочков, а какие закрыты? Е). Что происходит с клапанами в третью фазу? Таблица:
Какой вывод можно сделать о соотношении времени, затраченного сердцем на работу и на отдых? Взаимопроверка результатов заполнения таблицы. 3. Презентация «Последние достижения в кардиологии». VI.Итог урока: 1.Рефлексия: А). Какие сложные моменты урока вам были понятны и почему? Б). Насколько тема нашего урока актуальна в жизни современного человека? В). Как вы оцениваете свою работу на уроке? 2.Домашнее задание: п.22, творческая работа: составить тест по изученной теме. Урок разработала Л.Л. Голодова МОУ СОШ № 10 Г. Королев М.о |