Содержание деятельности учителя
| Содержание деятельности ученика, предполагаемы ответы учеников.
|
1. Подготовительный этап
Задачи этапа:
организационный момент;
постановка целей урока, принятие учебной задачи;
актуализация опорных знаний.
Содержание учебного материала (СУМ):
flash-анимация для постановки цели урока;
игра «Звёздный час» для актуализации знаний;
карточки с вопросами по теме.
Форма работы: фронтальная (постановка цели урока, принятие учебной задачи), индивидуальная (игра).
Метод: репродуктивный (игра), продуктивный (постановка целей)
|
◄ Организационный момент
|
Кто узнал музыку? Какую передачу она открывает?
Это звучал оркестр под руководством Поля Мориа. Произведение называется «Alouette» («Жаворонок»). Эта музыка открывает передачу «В мире животных». Ребята, сегодня у нас с вами замечательный урок: мы отправляемся на экскурсию в зоопарк. Проверьте, все ли готово для того, чтобы отправиться в путь. ИД слайд 1
| Варианты ответов детей.
|
Мы не только должны посетить зоопарк. Посмотрите внимательно сюжет, определите тему урока и учебную задачу.
ИД слайд 2
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1b137c97-acdc-4fea-81ab-e9272c2a5e42/%5BNS-RUS_3-20%5D_%5BTQ_022%5D.swf –
Ребята просматривают анимацию
|
◄ Постановка целей урока
|
Постановка целей урока
ИД слайд 3
Тема урока «Изменение существительных по числам»
| Сегодня на уроке речь пойдет об изменении существительных по числам.
Цели: закрепить свои знания об имени существительном.
|
Да, сегодня мы должны:
повторить, что такое имя существительное;
учиться находить имена существительные в тексте и определять их число.
понять, каким способом можно определить число существительного в тексте.
|
|
◄ Актуализация знаний
|
Игра «Звёздный час»
ИД слайд 4
Цель: актуализация знаний о существительном на основе (упр. 7, стр. 69)
| К доске выходит один ученик, остальные задают ему вопросы по теме «Имя существительное».
Другой вариант: ученик, вышедший к доске, вытягивает вопросы, написанные ребятами на предыдущем уроке.
|
◄ Подведение итогов этапа
|
Итак, имя существительное – это… (часть речи, которая обозначает конкретные предметы, животных, людей, явления природы и отвечает на вопросы кто? или что?)
Имя существительное изменяется по…(числам).
Если слово обозначает один предмет, значит…(это форма единственного числа),
если слово обозначает два и более предметов – это…(форма множественного числа).
| Учащиеся дополняют ответы или продолжают предложения (Например, имя существительное изменяется по… числам)
|
Какой способ для определения числа вы использовали в домашнем задании?
После ответа учащихся на доске появляется запись:
Лексическое значение (сколько предметов обозначает).
| Определить количество предметов. Один предмет – единственное число, два и более – множественное.
|
2. Этап применения знаний и способов действий
Задачи этапа:
найти существительные в тексте;
определить число имен существительных в тексте;
найти способ определения числа существительных;
развивать умение выполнять классификацию существительных на основе формы числа;
воспитывать культуру взаимодействия.
Содержание учебного материала (СУМ) - текст
Форма работы: парная.
Метод: продуктивный (классификация)
|
◄ Работа в парах
|
Ребята, я предлагаю вам сейчас поработать в парах. Как вы думаете, почему я предложила вам работать в паре, а не каждому в своей тетради
| Варианты ответов детей.
|
Да, действительно, в паре работать быстрее, и, на мой взгляд, интересней.
|
|
Повторить правила работы в парах.
ИД слайд 5
Внимательно выслушайте задание. Вы должны прочитать текст, найти в нем имена существительные, определить их число; обсудить и распределить работу (как это можно сделать); проверить полученные результаты; рассказать о результатах.
| Ребята предлагают варианты распределения работы: разделить текст на части, и каждый работает со своей частью (один выписывает единственное число, другой – множественное число).
|
Подумайте, как можно выполнить классификацию этих слов.
| Ученикам выданы листочки с заготовкой для классификации
|
Давайте уточним понятия. Что такое классификация?
| Распределение на группы по общему для всех слов основанию (признаку).
|
Основание для классификации?
| Общий для всех слов признак.
|
Что возьмем за основание? Вспомним цель нашего урока.
| Наша цель - закрепить умение определять число имен существительных в тексте. За основание возьмем «число имени существительного»
|
Что значит дать название группам?
| Выделить общий для группы признак и назвать её.
|
Как проверить себя, все ли слова найдены?
| Можно подчеркивать, ставить галочки около слова, которое выписали.
|
ИД слайд 6
| Идет работа в группах
|
3. Этап самоконтроля
Задачи этапа:
установить осознанность применения полученных знаний;
развивать навыки самоконтроля;
воспитывать культуру взаимодействия.
Содержание учебного материала (СУМ) - текст,
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Метод: продуктивный (классификация)
|
Проверка работы.
Если все правильно вы ставите +,
Если сомневаетесь - ?
Если вас убедили, что неправильно -
ИД слайд 7
|
|
Что вы приняли за основание классификации? (по клику мышки появляются надписи)
| За основание мы приняли число существительных
|
Как назвали группы?
| Единственное и множественное число
|
Еще раз давайте уточним, когда мы говорим, что существительное имеет форму единственного числа, а когда - множественного
| Когда обозначает один предмет – единственное число, когда несколько – множественное.
|
Каждый из вас по очереди находит имя существительное и передвигает его в нужную колонку. Остальные в это время проверяют свою работу и ставят условные знаки около каждого слова, проверяя и оценивая результат совместной работы.
| Учащиеся по цепочке выходят к доске, находят в тексте существительные и «перетаскивают» их в нужную колонку.
|
Что вам помогло выполнить это задание. Как вы различали число имен существительных?
По ходу рассуждения на доску вывешиваются способы определения числа существительных.
| Идет фронтально-индивидуальная работа.
Число можно определить
по смыслу предложения (по контексту),
по окончанию,
можно путем подстановки местоимений он, она, оно, они.
|
Проблема возникнет со словами фламинго, шимпанзе, кенгуру, доброта и забота. По контексту трудно определить, сколько было животных и какого числа слова «доброта» и «забота». ИД слайд 9
Измените предложения так, чтобы было ясно, сколько животных видят ребята.
Что помогло? Контекст.
| Ребята рассказывают, как они рассуждали, определяя число этих слов. Проверяют, работают ли эти способы.
|
Посмотрите внимательно на слова, что мы видим?
| существительные, у которых обе формы числа,
существительные, которые имеют форму только в единственном числе,
существительные, которые имеют форму только множественного числа
|
А возможен ли еще вариант классификации? Да, по количеству форм (три группы). Как могут быть названы группы?
| Ответы детей.
|
Давайте рассмотрим таблицу. Вам предстоит ее заполнить дома. Это ваше Д/З. А поможет вам в этом словарь или текст, с которым вы работали. Кто может объяснить, что вы будете делать дома?
| Нужно будет записать существительные в три колонки:1 – имеют обе формы; 2 – имеют только форму ед.ч.; 3 – имеют только форму мн.ч.
|
Все понятно?
| Задают уточняющие вопросы, приклеивают таблицу в тетрадь.
|
4. Этап рефлексии
Задачи этапа:
инициировать рефлексию учащихся по анализу своей работы на уроке, психо-эмоционального состояния по средствам заданных вопросов;
проанализировать, что повторили, что делали на уроке;
оценить результаты своего труда (посчитать количество «+» за выполненную работу).
Содержание учебного материала (СУМ) - flash-анимация «Сегодня на уроке я…» ИД слайд 14
Форма работы: фронтальная, индивидуальная
Метод: продуктивный
|
Работа проходит по методу незаконченных предложений.
Сегодня на уроке я …
Сегодня на уроке я смогла…
Сегодня на уроке мне было интересно…
Сегодня на уроке мне было трудно..
То, что я узнала на уроке, мне пригодится…
| 2-3 человека заканчивают каждое предложения.
|
В завершении урока учащиеся закрашивают каждый свою звезду, давая тем самым оценку своей работе
Я хочу отметить работу….
| Зеленый – все могу сделать хорошо, без ошибок, готов работать дальше;
Желтый – есть проблемы,
Красный – сигнал тревоги.
|
Кто запомнил, что нужно будет сделать дома?
| Ребята повторяют домашнее задание.
|
В завершении урока учитель предлагает зайти на сайт московского зоопарка и совершить виртуальную экскурсию. ИД слайд 15
|
|