МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Председатель Совета Директор МБОУ «Средняя
школы МБОУ «СОШ № 2» общеобразовательная школа № 2»
_____________ _____________Н.В.Гребенкина
Программа
«Школьное здоровое питание»
( по совершенствованию организации питания обучающихся в образовательном учреждении на
2012-2015 годы)
Кизнер,2011 г. 1. Паспорт программы. «Школьное здоровое питание» на 2012-2015г.г.»
Наименование программы
| «Школьное здоровое питание»
| Дата принятия решения о разработке программы, дата её утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)
| декабрь, 2011г. 29.12.2011 г. Приказ № 2 от 29.12.2011 г.
| Исполнитель программы
| МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»
| Цели и задачи программы
| Цель:
Создание условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного здорового питания и поиск новых форм организации горячего питания.
Задачи:
Способствовать формированию здоровой личности.
Добиться увеличения охвата обучающихся горячим питанием.
Внедрить новые формы организации питания.
Обеспечить благоприятные условия для качественного образовательного процесса.
| Важнейшие показатели
| Доля обновлённого оборудования школьной столовой.
Доля учащихся, охваченных школьными полноценными горячими завтраками.
Рацион питания с учётом всех гигиенических требований и рекомендаций.
Увеличение ассортимента выпускаемой продукции в соответствии с рационом, возможность производства обогащённых продуктов.
Уровень заболеваемости, связанной с неправильным питанием
Число малообеспеченных семей, охваченных дополнительным питанием.
| Сроки и этапы реализации программы
| 2012 – 2015 годы
| Объёмы и источники финансового обеспечения
| Районный и школьные бюджеты.
|
2. Общие положения.
Объектом программы является развитие системы организации питания школьников в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2». Предмет регулирования – деятельность школьной столовой по организации школьного питания. Сферой деятельности является общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2».
Практика организации питания в нашей школе убедили нас в преимуществе столовых, работающих непосредственно на сырье. Их полная автономность в приготовлении пищи, дает большую возможность обеспечения на месте блюд самого разнообразного меню. Отсутствие необходимости транспортировки пищи на длительное расстояние, её замораживания (охлаждения) и повторного разогрева дает возможность сохранить не только вкусовые достоинства, но и пищевую ценность.
С другой стороны, приготовление пищи в таких условиях требует наличия значительного штата персонала в таких столовых, они должны быть оснащены полным оборудованием для обработки сырья, приготовления пищи, её раздачи, сбора и мытья посуды.
В нашей столовой большое внимание уделяется правильному хранению продуктов. В школе имеется 2 холодильника и 1 морозильная камера, предназначенные для хранения разного вида продуктов, причем каждого вида отдельно. Их наличие помогает сохранить качество продуктов до непосредственного их приготовления. Кроме того, в обязанности работников пищеблока входит выполнения всех норм хранения и реализации продуктов, а также выполнение всех санитарно-гигиенических норм.
Соблюдение норм хранения продуктов и калорийности питания контролируется медицинским работником школы ежедневно. Кроме того, ведется санитарный журнал о допуске работников в столовой к работе.
В столовой работают 7 человек. Все работники столовой имеют профессиональное образование и стаж работы. Ношение спецодежды для работников пищеблока является обязательным. Это позволяет соблюдать необходимые санитарно – гигиенические нормы.
Школьная столовая полностью укомплектована необходимой посудой. Ее чистоте уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима, используются самые лучшие средства дезинфекции.
Перед входом в помещение столовой для мытья рук учащимися организовано специальное место.
Классные руководители ведут табели учета питания учащихся, проводят беседы с учащимися и их родителями о важности горячего питания. За качеством питания постоянно следит комиссия из членов школьной администрации. Качество получаемой сырой и готовой продукции проверяет бракеражная комиссия. Среди членов комиссий кроме администрации школы, учителей есть члены управляющего совета школы. Их совместная работа позволяет контролировать организацию питания в школе, его качество, вносить необходимые коррективы и, в конечном счете, сохранить здоровье каждого ученика нашей школы. 3.Описание проблемы.
Значительное число современных проблем в системе общего образования, связано с негативной динамикой здоровья детей и подростков. Особую тревогу вызывает сам характер нарушений, которые часто являются следствием перенапряжения детского организма в процессе адаптации к качеству образовательной среды. В период получения общего образования организм учащегося испытывает повышенные нагрузки как умственные, так и физические. Нарушение питания в этот период может привести к расстройствам жизнедеятельности организма, в том числе к возникновению и прогрессированию различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, органов кровообращения, изменениям со стороны эндокринной, костно-мышечной и центральной нервной систем. В настоящее время повсеместно продолжает возрастать число алиментарно-зависимых заболеваний у учащихся, напрямую связанных с нарушением правил рационального питания. В прошедшем учебном году количество учащихся, имеющих различные заболевания желудочно-кишечного тракта и находящихся на лечении по ним, составило 4 человека. Это 0,8% от общего количества учащихся школы. Число учащихся, страдающих ожирением за этот же период составило 16 человек, а это 3,3% от общего количества учащихся.
Соблюдение принципов рационального, сбалансированного, щадящего питания, оптимальное формирование рациона питания учащихся, правильное составление меню и приготовление пищи – важнейшие компоненты оздоровления детей с болезнями органов пищеварения и нарушения обмена веществ.
Поэтому в программе развития школы здоровье ребенка рассматривается не только как цель, содержание и результат образовательного процесса, но и как критерий оценки качества и эффективности педагогической деятельности. Для решения этой задачи и была разработана Программа организации и развития питания в школе, которая предполагает, что правильно организованное питание, несомненно, поможет сохранять здоровье школьников.
4.Актуальность программы.
Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин:
фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;
школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.
Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес. Их решению посвящена программа «Школьное здоровое питание». Основу предполагаемых подходов составляет внедрение новых схем питания школьников и использование современного высококачественного оборудования, позволяющего при минимальных затратах обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня. Поэтому администрация школы сегодня уделяет большое внимание вопросам жизни и здоровья детей и подростков. Особенно сейчас остро встал вопрос об увеличении охвата учащихся горячим питанием. Питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны здесь же.
ЦЕЛЬ программы организации и развития школьного питания:
Создание условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного здорового питания и поиск новых форм организации горячего питания.
ЗАДАЧИ программы организации и развития школьного питания:
1.Способствовать формированию здоровой личности.
2. Добиться увеличения охвата обучающихся горячим питанием.
3.Внедрить новые формы организации питания.
4.Обеспечить благоприятные условия для качественного образовательного процесса.
В ПРОГРАММЕ ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ:
Семья:
организация контроля за питанием:
- родительский комитет класса
- Управляющий совет школы
Администрация:
- индивидуальные беседы;
- пропаганда санитарно-гигиенических знаний среди участников образовательного процесса, основ здорового образа жизни
Педагогический коллектив:
- совещания;
- родительские собрания, классные часы, беседы о ЗОЖ, рациональном питании;
- приобщение к занятиям в спортивных секциях, в Школе полного дня, курсов для старшеклассников;
- пропаганда здорового образа жизни
Медицинский работник:
- уроки здоровья
- индивидуальные беседы
- контроль за здоровьем обучающихся
- контроль за состоянием столовой и пищеблока
Социальный педагог:
- выявление неблагополучных семей, посещение на дому
- помощь в выборе занятий по интересам
- санитарно-гигиеническое просвещение
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
1-е направление
Организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение
Основные мероприятия
Срок
Исполнители
Организационное совещание
– порядок приема учащимися завтраков и обедов;
- оформление дотации на питание;
- график дежурств и обязанности дежурного учителя и учащихся в столово
Сентябрь, январь
Зам. директора по НМР, ответственный за организацию питания
2. Совещание классных руководителей: - об организации горячего питания. Презентация горячего питания.
Октябрь
Зам. директора по ВР
3. Совещание при директор
по вопросам организации и развития школьного питания
Сентябрь, май
Директор школы
4. Заседание Управляющего совета по организации питания по вопросам:
- охват учащихся горячим питанием
- соблюдение сан. гигиенических требований;
- профи
актика инфекционных заболеваний
Октябрь, май
Управляющий совет школы
5. Организация работы бракеражной комиссии по питанию (учащиеся, педагоги, родители)
В течение года
Администрация
6. Осуществление ежедневного контроля за работой столовой, буфета проведение целевых
ематических проверок
В течение года
Администрация, бракеражная комиссия
2-е направление:
Методическое обеспечение
Основные мероприятия
Срок
Исполнители
1. Организация консультаций для классных руководителей:
- культура поведения учащихся во время приема пищи,
- соблюдение санитарно-гигиенических требований
- организация горячего питания – залог сохранения здоровья
В течение года
Зам. директора по НМР, фельдшер, ответственный по питанию
2. Обобщение и распространение поло
ительного опыта по вопросам организации и развития школьного питания, внедрению новых форм обслуживания учащихся
В течение года
Администрация
3-е направление:
Работа по воспитанию культуры питания среди обучающихся
Основные мероприятия
| Срок
| Исполнители
| 1.Проведение классных часов по темам:
- режим дня и его значение;
- культура приема пищи;
- острые кишечные заболевания и их профилактика
| Сентябрь
| Классные руководители, фельдшер, учитель технологии, учитель биологии, зам. директора по ВР
| 2. Игра – праздник для учащихся начальной и основной школы «Золотая осень». Конкурс поделок из овощей и фруктов.
| Октябрь
| Зам. директора по ВР, педагог-организатор, классный руководитель,
| 3. Презентация горячего питания.
- конкурс газет среди учащихся 3 – 5 классов «О вкусной и здоровой пище»;
- оформление обеденного зала столовой;
- выпуск видеоролика «Зачем нужна горячая еда?»
- выпуск классных газет о правильном питании (5-8 кл.), рекламных плакатов «Новое поколение выби
ает правильное питание» (9 и 11 кл.).
| Октябрь
| Учитель ИЗО, педагог-организатор.
| 4. Беседы с учащимися 9-11 кл. «Берегите свою жизнь»
| Декабрь
| Классный руководитель, социальный педагог
| 5. Конкурс на лучший сценарий «День именинника»
| Январь
| Зам. директора по ВР, классный руководитель,
| 6. Анкетирование учащихся:
- Школьное питание
- По вопросам питания
| Декабрь, апрель
| Администрация, кл. руководитель
| 8. Цикл бесед «Азбука здорового питания»
| В течение года
| Зам. директора по ВР, кл.руководители
| 9. Работа по оздоровлению обучающихся в летний период (каникулярное время)
| Июнь, июль
| Зам. директора по ВР, начальник лагеря дневного пребывания детей
|
4-е направление –
Работа с родителями по вопросам организации школьного питания
Основные мероприятия
Срок
Исполнители
1. Проведение классных родительских собраний по темам:
- совместная работа семьи и школы по формированию здорового образа жизни дома. Питание учащихся.
- профилактика желудочно-кишечных заболеваний и инфекционных, простудных заболеваний. Итоги медицинских осмотров учащихся.
1 раз у год.
Врач, медсестра ,зам. директора по ВР.
2. Индивидуальные консультации медсестры школы «Как кор
ить нуждающегося в диетпитании»
Первый вторник каждого месяца
Медсестра
3. Родительский лекторий «Здоровье вашей семьи»
Февраль
Психолог
4. Встреча медицинского работника с родителями
- «Личная гигиена ребенка»
Апрель-май
Медсестра, классный руковод
тель
5. Анкетирование родителей «Ваши предложения на новый учебный год по развитию школьного питания»
Май
Классный руководитель
5-е направление:
Организация работы по улучшению материально-технической базы столовой, расширению сферы услуг для учащихся и родителей
Основные мероприятия
Срок
Исполнители
1. Продолжение эстетического оформления зала столовой
В течение года
Администрация
2. Разработка новых блюд, изделий, их внедрение в систему школьного питания
В теч
ние года
Зав. производством
3. Апробирование новых форм организации школьного питания
В течение года
Зав. производством, администрация
| |